Получи документы

Технология и методика формирования слоговой структуры слова у дошкольников на этапе гласных звуков

Анна Иванова
Технология и методика формирования слоговой структуры слова у дошкольников на этапе гласных звуков
▼ Скачать + Заказать документы

Нарушение слоговой структуры слова — это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Причина - нарушение ритмического рисунка слов, то есть у ребенка нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры.

Чтобы исправить проблему неправильного выговаривания слов, необходимо формировать ритмические навыки : речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения.

Сама коррекционная работа состоит из нескольких этапов.

Публикация «Технология и методика формирования слоговой структуры слова у дошкольников на этапе гласных звуков» размещена в разделах

Первый этап - работа с гласными звуками.

Агранович З. Е предлагает свою систему логопедических мероприятий по устранению у детей нарушения слоговой структуры слова. В коррекционной работе автор технологии выделяет два этапа :

- подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);

- собственно коррекционный

Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков

Детям предлагаются следующие задания:

— Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике (игральный куб);

— Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;

— Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты) : А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

— Те же задания с выделением ударного звука : АУА, АУА, АУА;

— Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

— Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом : А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

Большакова С. Е. предлагает следующую работу по коррекции гласных звуков.

Точное восприятие и четкая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового рисунка слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов. На этапе овладения артикуляционной гимнастикой следует приучать детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам.

звук [а] звук [у] звук [о] звук [и]

звук [ы] звук [э] звук [й]

Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предотвращает их пропуски и замены.

Упражнение 1

Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным:

в сопровождении ручных символов;

без них;

без зрительной опоры. Предлагаются слоги :

А — И А — И — О у _ а — И — О

А —У У — А — И э — У — А — И

И — О И — О — Ы А — И — О — Ы

Ы — А Э — У — А И — Э — У - А

У — Э А — Ы — О У — А — Ы — О

А — О И — Ы — Э О — И — Ы — Э

О — У О — У — А Э — О — У — А.

Упражнение 2

Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения.

Ребенок произносит ряд гласных : Замочки

на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);

громко (тише, совсем тихо);

чередуя громкость в пределах одного ряда;

со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи, разных животных);

быстро (либо медленно).

Упражнение 3

Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребенку предлагается:

посчитать количество звуков, произнесенных учителем;

показать то же количество пальцев (выложить фишки);

отстучать звуки молча;

встать, когда прозвучит ряд из трех (или другого заданного количества) звуков;

назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;

придумать столько звуков, сколько звездочек нарисовано;

угадать, символ какого гласного показывает рукой учитель или другой ребенок (то же — с двумя, тремя гласными);

загадать ряд звуков и изобразить ручными символами;

повторить звуки в обратном порядке.

Ткаченко Т. А. Альбом для индивидуальной работы.

Соотнесение звучание слов со зрительными символами гласных звуков. Ткаченко предлагает 6 упражнений для работы с гласными звуками.

Так же в работе с гласными звуками можно использовать фонетическую ритмику.

В работе над гласными звуками, обязательно изучаем артикуляцию и положение этих звуков.

Таким образом, проводятся следующие упражнения:

- пропеть серию звуков с четкой артикуляцией с опорой на звуковые символы.

- пропеть серию из отдельных звуков А - У- И- О

- пропеть сочетание из двух звуков А - У И - А О - А

-пропеть сочетание из трех звуков А - И - У О - А - У

- узнать серию звуков по беззвучной артикуляции логопед.

- что подарим звука А (перед детьми картинки, нужно выбрать с определенным звуком).

- хлопни, когда услышишь звук А и т. д.

- нарисовать символ гласного звука.

- отгадывание загадок. Взрослый читает загадку, малыш называет отгадку - звук и показывает соответствующего человечка.

Шире всех открывает рот - звук.

Губы трубочкой вытягивает - звук.

На вытянутый кружок губы похожи у звука.

Самая широкая улыбка у звука.

Приоткрывает рот и приподнимает язык - звук.

Приоткрывает рот и оттягивает язык назад - звук.

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова Цели: • Определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения.

Презентация «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников» Вашему вниманию представляется универсальная анимированная базовая презентация, которую Вы можете использовать при отработке звуко-слогового.

Игры для формирования слоговой структуры (подготовительный этап) Игры для формирования слоговой структуры. Учитель-логопед Алексеева И. А «Длинные и короткие слова». У ребёнка фишки, перед ним на столе.

Логопедическая работа по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР В логопедической работе по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста используют методические рекомендации,.

Консультация «Нарушение слоговой структуры слова» Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу затронуть один из самых трудных аспектов в коррекционном процессе - это нарушение слоговой структуры.

Открытый урок «Методы работы по формированию слоговой структуры слова «Встречаем весну» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №5 г. МОЖАЙСКА 143200, Московская область, тел.

Приёмы формирования слоговой структуры речи Последнее время у меня очень много детей со стойкими нарушениями слоговой структуры слов. Я всегда испытывала огромные трудности в подборе.

Программа логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи .

Рекомендации родителям «Предупреждение нарушений слоговой структуры слова у детей» Нарушения речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем,.

Мастер-класс «Игры на развитие слоговой структуры слова» Цель мастер-класса: познакомить педагогов с видами игр на развитие слоговой структуры слова и их использование в образовательном процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология и методика формирования слоговой структуры слова у дошкольников на этапе гласных звуков
Опубликовано: 28 января 2019 в 22:21
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология и методика формирования слоговой структуры слова у дошкольников на этапе гласных звуков» (включая файлы) размещена пользователем Анна Иванова (УИ 275123) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД