Анна Иванова
Технология и методика формирования слоговой структуры слова у дошкольников на этапе гласных звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение слоговой структуры слова — это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Причина - нарушение ритмического рисунка слов, то есть у ребенка нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры.
Чтобы исправить проблему неправильного выговаривания слов, необходимо формировать ритмические навыки : речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения.
Сама коррекционная работа состоит из нескольких этапов.
Публикация «Технология и методика формирования слоговой структуры слова у дошкольников на этапе гласных звуков» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Первый этап - работа с гласными звуками.
Агранович З. Е предлагает свою систему логопедических мероприятий по устранению у детей нарушения слоговой структуры слова. В коррекционной работе автор технологии выделяет два этапа :
- подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
- собственно коррекционный
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Уровень гласных звуков
Детям предлагаются следующие задания:
— Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике (игральный куб);
— Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;
— Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты) : А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
— Те же задания с выделением ударного звука : АУА, АУА, АУА;
— Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
— Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом : А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.
Большакова С. Е. предлагает следующую работу по коррекции гласных звуков.
Точное восприятие и четкая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового рисунка слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов. На этапе овладения артикуляционной гимнастикой следует приучать детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам.
звук [а] звук [у] звук [о] звук [и]
звук [ы] звук [э] звук [й]
Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предотвращает их пропуски и замены.
Упражнение 1
Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным:
в сопровождении ручных символов;
без них;
без зрительной опоры. Предлагаются слоги :
А — И А — И — О у _ а — И — О
А —У У — А — И э — У — А — И
И — О И — О — Ы А — И — О — Ы
Ы — А Э — У — А И — Э — У - А
У — Э А — Ы — О У — А — Ы — О
А — О И — Ы — Э О — И — Ы — Э
О — У О — У — А Э — О — У — А.
Упражнение 2
Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения.
Ребенок произносит ряд гласных : Замочки
на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);
громко (тише, совсем тихо);
чередуя громкость в пределах одного ряда;
со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи, разных животных);
быстро (либо медленно).
Упражнение 3
Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребенку предлагается:
посчитать количество звуков, произнесенных учителем;
показать то же количество пальцев (выложить фишки);
отстучать звуки молча;
встать, когда прозвучит ряд из трех (или другого заданного количества) звуков;
назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;
придумать столько звуков, сколько звездочек нарисовано;
угадать, символ какого гласного показывает рукой учитель или другой ребенок (то же — с двумя, тремя гласными);
загадать ряд звуков и изобразить ручными символами;
повторить звуки в обратном порядке.
Ткаченко Т. А. Альбом для индивидуальной работы.
Соотнесение звучание слов со зрительными символами гласных звуков. Ткаченко предлагает 6 упражнений для работы с гласными звуками.
Так же в работе с гласными звуками можно использовать фонетическую ритмику.
В работе над гласными звуками, обязательно изучаем артикуляцию и положение этих звуков.
Таким образом, проводятся следующие упражнения:
- пропеть серию звуков с четкой артикуляцией с опорой на звуковые символы.
- пропеть серию из отдельных звуков А - У- И- О
- пропеть сочетание из двух звуков А - У И - А О - А
-пропеть сочетание из трех звуков А - И - У О - А - У
- узнать серию звуков по беззвучной артикуляции логопед.
- что подарим звука А (перед детьми картинки, нужно выбрать с определенным звуком).
- хлопни, когда услышишь звук А и т. д.
- нарисовать символ гласного звука.
- отгадывание загадок. Взрослый читает загадку, малыш называет отгадку - звук и показывает соответствующего человечка.
Шире всех открывает рот - звук.
Губы трубочкой вытягивает - звук.
На вытянутый кружок губы похожи у звука.
Самая широкая улыбка у звука.
Приоткрывает рот и приподнимает язык - звук.
Приоткрывает рот и оттягивает язык назад - звук.