Светлана Васильева
Логопедическая работа по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В логопедической работе по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста используют методические рекомендации, разработанные З. Е. Агранович, Г. Г. Голубевой, С. Е. Большаковой, Н. С. Четвертушкиной.
Важнейшие значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности и характер нарушения слоговой структуры слова.
Публикация «Логопедическая работа по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Логопедическая работа осуществляется по трем параллельным направлениям:
-коррекция звукопроизношения;
-обучение произношению слов из имеющихся у ребенка звуков;
-работа над произношением слогов, слов в период автоматизации звуков.
В коррекционной работе выделяют два этапа :
-подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале);
Цель этапа - подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка
-коррекционный (работа ведется на вербальном материале;
Цель этапа - коррекция дефектов слоговой структуры слов у ребенка – логопата.
Подготовительный этап:
Развитие ритмических способностей
Все развитие ребенка с младенчества представляет собой овладение ритмическими способностями (временными, пространственными, двигательными, речевыми и т. д.). В систему логопедической работы следует обязательно включать упражнения на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур различной модальности. Основополагающим моментом данной системы работы является развитие чувства ритма и ритмических способностей. При этом важным элементом считается координация общих движений с ритмическими единицами речи.
Развивать ритмическое чувство следует поэтапно, начиная с восприятия звуковых ритмов, например: «Скажи (покажи на пальцах, сколько раз я хлопнула в ладоши (стукнула и т. п.)». На занятиях можно использовать метроном, деревянные ложки или хлопки руками, топанье ногами, движения туловища. На начальных этапах работы по развитию восприятия и воспроизведения ритмических структур лучше использовать деревянные ложки, которые дают самый точный короткий звук, а затем хлопки в ладоши. При этом обязательно должны быть задействованы все анализаторы: зрительный («Посмотри», слуховой («Послушай») и двигательный («Сделай вместе со мной»). Это позволит детям, имеющим разные по значимости каналы восприятия, быть в равной степени задействованными в занятии и достаточно успешно развивать все остальные, менее значимые для них каналы восприятия. Отстукиваются простые, двух-трехчленные и сложные четырех и пятичленные ритмы.
Восприятие ритма:
1. Прослушать изолированные удары и определить их количество.
Показать карточку с соответствующей цифрой или с записью серии ударов или назвать число, например://,///,////,///,////,//.
2. Прослушать серии простых ударов, определить количество ударов.
Показать карточку с записью соответствующей цифры или с записью
соответствующего ритма или назвать количество ударов.
3. Прослушать серии акцентированных ударов, определить, сколько и каких ударов было сделано. Показать соответствующую карточку с записью аналогичной серии, например: /.; /.; //.;. //.
4. Записать условными знаками предложенные для восприятия удары — простые и акцентированные.
Воспроизведение ритма
1. Ритмы без выраженного ударения:
«Отстучи, как я» : ///;////; /////;///;////; / // /; // //; // /./; / ///; /// /; // ///.
Постепенно следует подключать движения ног. Отхлопав ритм деревянными ложками, руками, рекомендуется отстучать его ногами. Можно отстукивать ритм двумя руками или одной рукой по какому-либо предмету. Если используется метроном, то следует сначала показать, как он работает, научить его заводить. Затем детей учат воспроизводить темп звучания метронома отхлопыванием в ладоши, оттопыванием ног, поворотами туловища, движениями языка — «маятник», «лошадка», «паровоз». Темп движений постепенно изменяется. Такого рода задания сначала даются с опорой на зрительное восприятие, затем без опоры на зрительное восприятие. 2. Ритмы с выраженным ударением
На этом этапе воспитывается чувство ритма. На занятиях используются задания, формирующие умение передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши, отстукиванием ногами и т. п. и выдерживать паузы, отрабатывается понимание метрического, т. е. равномерно повторяющегося акцента, например: игра «Гребцы» — дети имитируют движения гребцов под счет или под музыку двудольного размера. Можно использовать другие задания на развитие ритма:
1) тихий удар правой ногой, громкий удар левой ногой, тихий правой ногой, тихий удар левой ногой с одновременным отхлопыванием (/_);
2) тихие и громкие удары ногами, отхлопывание и проговаривание: тататата.
Формирование ритмического рисунка
Цель - учить детей на слух и зрительно различать длинные короткие звучания, повторять их голосом, отстукивать их. На этом этапе вводятся такие понятия, как «длинный» и «короткий» звуки, используется графическое их изображение (/ — длинный, (.) — короткий, например: //. ;//. ; //. Сначала работают над равномерными, а затем над неравномерными ритмами. На завершающем этапе можно использовать смешанные ритмы. Дети учатся записывать воспринимаемые ритмы, а затем воспроизводить по записи логопеда, отстукивая ритм деревянными ложками, руками, ногами или совершая движения туловищем, например: воспроизвести по предъявленной карточке удары и серии ударов: // //; ///; /// ///; // ///; /;./;.//. и т. д. Использование графической записи способствует подготовке к овладению символической деятельностью, а в дальнейшем — овладению письмом.
Для развития слуховой дифференциации используется асимметричное постукивание по подражанию, например, правой рукой 1 раз, а левой — 2 раза и наоборот.
И. С. Белик на занятиях музыкой в работе над ритмом предлагает использовать таблицы с ритмослогами, например:
а) та-та-Та. та-та-Та, та-та-Та
б) дон дон дон дон ди-ли ди-ли ди-ли ди-ли Автор рекомендует следующие виды игр с ритмослогами, которые можно использовать в работе с детьми, имеющими нарушения речи :
«Ритмическое эхо» — эта игра тесно связана с приемами фонетической ритмики, она позволяет заложить у детей основы ритмической речи.
Логопед ритмично стучит по столу и произносит слоги: па — па, папа-па или тата — та — тата — та. Ребенок должен с помощью, деревянной ложки, карандаша или отбивания ритма на барабане и бубне руками (палочками, как эхо, повторить ритм и произнести слоги. Можно пальцем, как молоточком, отбивать ритм. Слоговой материал можно брать из методики Э. И. Леонгард.
Фонетическая ритмика.
Успешно можно использовать приемы фонетической ритмики. В используемом речевом материале следует обращать внимание детей на оральный образ и на выделение гласных звуков, которые интонируются голосом и произносятся более длительно, чем в обычной разговорной речи.
Произнесение прямых открытых слогов без выраженного ударения, например:
па па па па по по по по
пупу пупу пипи пипи пэ пэ пэ пэ пэ
с выраженным ударением.
а) проговаривание слов с дирижированием в такт проговариванию
указательным пальцем правой руки вверх—вниз;
б) проговаривание последнего слога в каждой строчке сопровождать
движением на согласный звук в слоге «хоп-хоп» прыжками;
в) можно использовать пропевание слогов с повышением и понижением тона голоса, изменяя ритм и выделяя какой-либо слог, например: да-до-ду-дэ-да
Коррекционный этап:
Уровень гласных звуков.
Детям предлагаются следующие задания:
— Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
— Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;
— Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты) : А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
— Те же задания с выделением ударного звука : АУА, АУА, АУА;
— Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
Уровень слогов.
Данные виды работ проводят на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых звуков. Задания следующие:
— Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);
— Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо — один слог);
— Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
— Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
— Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
— Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»).
— Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я») : са-со-су-сы;
— Чтение цепочек слогов : са-со-су-сы; сы-са-со-су;
— Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами.
— Чтение или повторение за логопедом серии слогов
— Запоминание и повторение цепочки слогов :
са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;
— Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных:
ста-сто- сту-сты; а-ста, а-сто,а-сту, а-сты; и-ста, и-сто, ы-сту, и-сты;о-ста, о-сто
— Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать.
— Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
— «Скажи наоборот» (игра с мячом) : са-ас, тса-аст;
— Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных;
— «Кто быстрее?» : в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;
— Запись слогов различных типов под диктовку;
— Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи);
— Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги различных типов.
Уровень слова.
При отработке слов различной слоговой структуры учитывают следующее :
а) структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;
б) формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
в) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний. г) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных слоговых конструкций : детям предлагаются двусложные слова типа СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).
На этом этапе используют слова с простой слоговой структуры, не включающие артикуляцию сложных звуков, главной целью является уточнение контура слова (его длины).
Работа над звуковой стороной речи включает несколько этапов:
а) вызывание звука;
б) закрепление его произношения;
в) дифференциация.
Усложняя работу над слоговой структурой слов, вводят слова со стечением согласных звуков — но только при условии, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми. Артикуляционные упражнения можно в некоторых случаях заменить упражнениями в проговаривании слогов со стечением согласных звуков (например, мна-мно-мну-мны). Отработанные стечения согласных звуков затем отрабатываются уже в составе слов, которые обязательно проговариваются детьми по слогам.
Работа над формированием структуры слова подкрепляется наглядностью, в том числе индивидуальным раздаточным материалом. Она сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм слов, например:
мама – мамина, Вова – Вовочка, белка – белки, а также правильному построению фразы. При этом обращается внимание на изменение значения слова в зависимости от его грамматической формы.
Таким образом, характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого ребенка – логопата, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Развитие слоговой структуры слова ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированное, так и в составе фраз.
Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры слова предложен Е. С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками».
Таким образом, работа по коррекции нарушения звукослоговой структуры слова носит комплексный характер, должна вестись длительно, систематизировано, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности.