МААМ-картинки

Логопедическая работа по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР

Светлана Васильева
Логопедическая работа по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

В логопедической работе по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста используют методические рекомендации, разработанные З. Е. Агранович, Г. Г. Голубевой, С. Е. Большаковой, Н. С. Четвертушкиной.

Важнейшие значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности и характер нарушения слоговой структуры слова.

Публикация «Логопедическая работа по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Логопедическая работа осуществляется по трем параллельным направлениям:

-коррекция звукопроизношения;

-обучение произношению слов из имеющихся у ребенка звуков;

-работа над произношением слогов, слов в период автоматизации звуков.

В коррекционной работе выделяют два этапа :

-подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале);

Цель этапа - подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка

-коррекционный (работа ведется на вербальном материале;

Цель этапа - коррекция дефектов слоговой структуры слов у ребенка – логопата.

Подготовительный этап:

Развитие ритмических способностей

Все развитие ребенка с младенчества представляет собой овладение ритмическими способностями (временными, пространственными, двигательными, речевыми и т. д.). В систему логопедической работы следует обязательно включать упражнения на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур различной модальности. Основополагающим моментом данной системы работы является развитие чувства ритма и ритмических способностей. При этом важным элементом считается координация общих движений с ритмическими единицами речи.

Развивать ритмическое чувство следует поэтапно, начиная с восприятия звуковых ритмов, например: «Скажи (покажи на пальцах, сколько раз я хлопнула в ладоши (стукнула и т. п.)». На занятиях можно использовать метроном, деревянные ложки или хлопки руками, топанье ногами, движения туловища. На начальных этапах работы по развитию восприятия и воспроизведения ритмических структур лучше использовать деревянные ложки, которые дают самый точный короткий звук, а затем хлопки в ладоши. При этом обязательно должны быть задействованы все анализаторы: зрительный («Посмотри», слуховой («Послушай») и двигательный («Сделай вместе со мной»). Это позволит детям, имеющим разные по значимости каналы восприятия, быть в равной степени задействованными в занятии и достаточно успешно развивать все остальные, менее значимые для них каналы восприятия. Отстукиваются простые, двух-трехчленные и сложные четырех и пятичленные ритмы.

Восприятие ритма:

1. Прослушать изолированные удары и определить их количество.

Показать карточку с соответствующей цифрой или с записью серии ударов или назвать число, например://,///,////,///,////,//.

2. Прослушать серии простых ударов, определить количество ударов.

Показать карточку с записью соответствующей цифры или с записью

соответствующего ритма или назвать количество ударов.

3. Прослушать серии акцентированных ударов, определить, сколько и каких ударов было сделано. Показать соответствующую карточку с записью аналогичной серии, например: /.; /.; //.;. //.

4. Записать условными знаками предложенные для восприятия удары — простые и акцентированные.

Воспроизведение ритма

1. Ритмы без выраженного ударения:

«Отстучи, как я» : ///;////; /////;///;////; / // /; // //; // /./; / ///; /// /; // ///.

Постепенно следует подключать движения ног. Отхлопав ритм деревянными ложками, руками, рекомендуется отстучать его ногами. Можно отстукивать ритм двумя руками или одной рукой по какому-либо предмету. Если используется метроном, то следует сначала показать, как он работает, научить его заводить. Затем детей учат воспроизводить темп звучания метронома отхлопыванием в ладоши, оттопыванием ног, поворотами туловища, движениями языка — «маятник», «лошадка», «паровоз». Темп движений постепенно изменяется. Такого рода задания сначала даются с опорой на зрительное восприятие, затем без опоры на зрительное восприятие. 2. Ритмы с выраженным ударением

На этом этапе воспитывается чувство ритма. На занятиях используются задания, формирующие умение передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши, отстукиванием ногами и т. п. и выдерживать паузы, отрабатывается понимание метрического, т. е. равномерно повторяющегося акцента, например: игра «Гребцы» — дети имитируют движения гребцов под счет или под музыку двудольного размера. Можно использовать другие задания на развитие ритма:

1) тихий удар правой ногой, громкий удар левой ногой, тихий правой ногой, тихий удар левой ногой с одновременным отхлопыванием (/_);

2) тихие и громкие удары ногами, отхлопывание и проговаривание: тататата.

Формирование ритмического рисунка

Цель - учить детей на слух и зрительно различать длинные короткие звучания, повторять их голосом, отстукивать их. На этом этапе вводятся такие понятия, как «длинный» и «короткий» звуки, используется графическое их изображение (/ — длинный, (.) — короткий, например: //. ;//. ; //. Сначала работают над равномерными, а затем над неравномерными ритмами. На завершающем этапе можно использовать смешанные ритмы. Дети учатся записывать воспринимаемые ритмы, а затем воспроизводить по записи логопеда, отстукивая ритм деревянными ложками, руками, ногами или совершая движения туловищем, например: воспроизвести по предъявленной карточке удары и серии ударов: // //; ///; /// ///; // ///; /;./;.//. и т. д. Использование графической записи способствует подготовке к овладению символической деятельностью, а в дальнейшем — овладению письмом.

Для развития слуховой дифференциации используется асимметричное постукивание по подражанию, например, правой рукой 1 раз, а левой — 2 раза и наоборот.

И. С. Белик на занятиях музыкой в работе над ритмом предлагает использовать таблицы с ритмослогами, например:

а) та-та-Та. та-та-Та, та-та-Та

б) дон дон дон дон ди-ли ди-ли ди-ли ди-ли Автор рекомендует следующие виды игр с ритмослогами, которые можно использовать в работе с детьми, имеющими нарушения речи :

«Ритмическое эхо» — эта игра тесно связана с приемами фонетической ритмики, она позволяет заложить у детей основы ритмической речи.

Логопед ритмично стучит по столу и произносит слоги: па — па, папа-па или тата — та — тата — та. Ребенок должен с помощью, деревянной ложки, карандаша или отбивания ритма на барабане и бубне руками (палочками, как эхо, повторить ритм и произнести слоги. Можно пальцем, как молоточком, отбивать ритм. Слоговой материал можно брать из методики Э. И. Леонгард.

Фонетическая ритмика.

Успешно можно использовать приемы фонетической ритмики. В используемом речевом материале следует обращать внимание детей на оральный образ и на выделение гласных звуков, которые интонируются голосом и произносятся более длительно, чем в обычной разговорной речи.

Произнесение прямых открытых слогов без выраженного ударения, например:

па па па па по по по по

пупу пупу пипи пипи пэ пэ пэ пэ пэ

с выраженным ударением.

а) проговаривание слов с дирижированием в такт проговариванию

указательным пальцем правой руки вверх—вниз;

б) проговаривание последнего слога в каждой строчке сопровождать

движением на согласный звук в слоге «хоп-хоп» прыжками;

в) можно использовать пропевание слогов с повышением и понижением тона голоса, изменяя ритм и выделяя какой-либо слог, например: да-до-ду-дэ-да

Коррекционный этап:

Уровень гласных звуков.

Детям предлагаются следующие задания:

— Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

— Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;

— Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты) : А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

— Те же задания с выделением ударного звука : АУА, АУА, АУА;

— Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

Уровень слогов.

Данные виды работ проводят на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых звуков. Задания следующие:

— Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);

— Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо — один слог);

— Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);

— Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

— Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

— Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»).

— Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я») : са-со-су-сы;

— Чтение цепочек слогов : са-со-су-сы; сы-са-со-су;

— Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами.

— Чтение или повторение за логопедом серии слогов

— Запоминание и повторение цепочки слогов :

са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;

— Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных:

ста-сто- сту-сты; а-ста, а-сто,а-сту, а-сты; и-ста, и-сто, ы-сту, и-сты;о-ста, о-сто

— Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать.

Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

«Скажи наоборот» (игра с мячом) : са-ас, тса-аст;

— Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных;

«Кто быстрее?» : в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;

— Запись слогов различных типов под диктовку;

— Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи);

— Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги различных типов.

Уровень слова.

При отработке слов различной слоговой структуры учитывают следующее :

а) структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;

б) формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;

в) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний. г) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных слоговых конструкций : детям предлагаются двусложные слова типа СГ + СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).

На этом этапе используют слова с простой слоговой структуры, не включающие артикуляцию сложных звуков, главной целью является уточнение контура слова (его длины).

Работа над звуковой стороной речи включает несколько этапов:

а) вызывание звука;

б) закрепление его произношения;

в) дифференциация.

Усложняя работу над слоговой структурой слов, вводят слова со стечением согласных звуков — но только при условии, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми. Артикуляционные упражнения можно в некоторых случаях заменить упражнениями в проговаривании слогов со стечением согласных звуков (например, мна-мно-мну-мны). Отработанные стечения согласных звуков затем отрабатываются уже в составе слов, которые обязательно проговариваются детьми по слогам.

Работа над формированием структуры слова подкрепляется наглядностью, в том числе индивидуальным раздаточным материалом. Она сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм слов, например:

мама – мамина, Вова – Вовочка, белка – белки, а также правильному построению фразы. При этом обращается внимание на изменение значения слова в зависимости от его грамматической формы.

Таким образом, характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого ребенка – логопата, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Развитие слоговой структуры слова ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированное, так и в составе фраз.

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры слова предложен Е. С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками».

Таким образом, работа по коррекции нарушения звукослоговой структуры слова носит комплексный характер, должна вестись длительно, систематизировано, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для коррекции слоговой структуры слова у дошкольников Среди разнообразных нарушений речи у детей с ОНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как.

Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова Цели: • Определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения.

Консультация для педагогов «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН у дошкольников» Консультация для педагогов: «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ФФН у дошкольников» Составила: Учитель-логопед Пальмова.

Логопедическая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников со стертой дизартрией В процессе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений решались следующие задачи; - формирование психофизиологических.

Игры и упражнения, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с речевой паталогией «Игры и упражнения, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с речевой патологией» Цель: Создание условий.

Методическая разработка «Особенности логопедической работы над формированием слоговой структуры у детей с ОНР» Введение Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи одним из наиболее трудных для коррекции.

Преодоление нарушений слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста В соответствии с принципами психолого- педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с такими нарушениями, как.

Программа логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи .

Работа по самообразованию «Адаптация детей младшего дошкольного возраста посредством художественного слова». Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в воспитательном процессе. Задачи.

Мастер-класс «Игры на развитие слоговой структуры слова» Цель мастер-класса: познакомить педагогов с видами игр на развитие слоговой структуры слова и их использование в образовательном процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая работа по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 7 ноября 2018 в 22:44
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедическая работа по преодолению нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД