МААМ-картинки

Технология формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности

Анна Прошина
Технология формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение готовности дошкольников к школе.

Дошкольный возраст, как писал А. Н. Леонтьев, – это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребёнка.

Публикация «Технология формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности» размещена в разделах

Детям данного возраста для того что бы осуществить переход на следующую ступень обучения необходима физическая, психологическая и интеллектуальная подготовка.

Современная система образования ставит цели личностного, общекультурного и познавательного развития учащихся. Данной возрастной категории детей необходимо сформировать «умение учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», поддерживающих это умение. На законодательном уровне универсальные учебные действия были определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. В него входят такие требования, как: «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

В старшем дошкольном возрасте мы можем начать закладывать основы для дальнейшего успешного школьного обучения, начав формировать универсальные учебные действия уже на ступени предшкольного образования. У этой возрастной категории детей, формируя универсальные учебные действия, мы говорим о формировании их основ.

Впервые термин «универсальные учебные действия» был введён А. Г. Асмоловым и ещё группой учёных-психологов. Учёные дают такое определение данного термина : «в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, в более узком смысле (собственно в психологическом значении) их можно определить как совокупность способов действия, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».

Существует основная классификация универсальных учебных действий, в которой выделяют следующие блоки, которые соответствуют основным целям образования: личностные; регулятивные; познавательные и коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия – это формирование «внутренней позиции школьника»; действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребёнка; выделение морального содержание ситуации; ориентация на норму справедливого распределения; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Предпосылками личностных УУД являются:

• умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;

• умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;

• умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

формирование познавательной и социальной мотивации;

формирование адекватной самооценки;

формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т. п. ;

формирование способности учитывать чужую точку зрения;

• воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т. п.)

Формированию личностных универсальных учебных действий у детей способствуют так называемые «полянки добрых дел». Совместное коллективное оценивание добрых положительных поступков детей, соотнесение с этическими нормами происходит в процессе коллективной беседы и размещения на полянке ярких нарядных цветочков.

Существует несколько способов формирования личностных универсальных учебных действий, одним из которых является сюжетно-ролевая игра.

Произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, что позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития, чего он не может сделать в игре в одиночку, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. В детском саду в игре ребят есть все профессии, которые имеются в окружающей действительности. Но самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде. В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация, поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.

Также в играх выявляются эмоциональные проблемы детей и в них же эти проблемы решаются: развивается уверенность в себе, воображение, смекалка, ослабляются негативные эмоции и снижается агрессия, исчезают страхи, развиваются умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Но не все потребности ребенка могут быть удовлетворены в сюжетно-ролевой игре. Это желание может быть востребовано и развито в разнообразных видах бытового труда. Формирование навыков бытового труда необходимо, прежде всего, для развития самостоятельности.

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ровесниками устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.

Коммуникативные УУД

• Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;

• Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

• Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

• Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

• Умение вести монолог, отвечать на вопросы;

• Владение невербальными средствами общения;

Предпосылками коммуникативных УУД являются:

• потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

• владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

• строить монологичное высказывание и диалоговую речь;

• желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

• ориентация на партнера по общению;

• умение слушать собеседника.

• умение ставить вопросы; обращаться за помощью;

предлагать помощь и сотрудничество;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

формулировать собственное мнение и позицию;

• строить понятные для партнёра высказывания;

Теперь представим способы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у старших дошкольников.

Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника.

Эффективным способом формирования коммуникативных универсальных учебных действий являются коллективные работы по рисованию, аппликации, конструированию. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память, то есть разносторонние психические процессы.

Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря наличию в детской жизни разнообразных дидактических пособий и игрушек. Современные дети создают различные модели и конструкции из строительного материала, деталей конструкторов («Duplo», «Лего», изготавливают поделки из бумаги, различного природного и бросового материала.

Краткий обзор различных видов конструирования в дошкольном возрасте позволяет сделать вывод, что в этой деятельности закладываются универсальные, общие принципы конструирования любых объектов, которые человеку предстоит создавать в своей жизни.

В дошкольном возрасте развитию познавательной активности и интересов дошкольников, на основе которых и формируются универсальные учебные действия, уделяется серьёзное внимание. Хочется подчеркнуть роль книги как источника новых знаний, из которых можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы.

Особое значение занимает сказка. Всякая сказка - это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которые ребенок в реальной жизни может не замечать. Надо выйти из ситуации, чтобы посмотреть на нее со стороны. На этой основе начинает формироваться внутренняя жизнь ребенка. Интеллектуальная внутренняя жизнь возможна только тогда, когда ее содержание прошло через сопереживание другому лицу или персонажу.

Познавательные УУД

• Ориентировка в пространстве и времени;

• Умение применять правила и пользоваться инструкциями;

• Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;

• Умение работать по заданному алгоритму;

• Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.

Информационные

• Умение работать по тетради;

• Умение работать по иллюстрациям;

• Умение пользоваться школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).

Логические

• Классификация

• Анализ

• Синтез

• Сравнение

• Обобщение

• Сериация

• Сернация

• Исключение лишнего

• Подбор подходящего

• Установление причинно-следственных связей и др.

• Использование знаково-символических средств

• Моделирование

Предпосылками познавательных УУД являются:

• навыки сформированности сенсорных эталонов;

• ориентировка в пространстве и времени;

• умение применять правила и пользоваться инструкциями;

• умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;

• умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

• умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;

• умение выделять существенные признаки объектов;

• умение устанавливать аналогии на предметном материале;

• умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);

• умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;

• умение производить анализ и синтез объектов;

• умение устанавливать причинно-следственные связи.

• ориентировка в пространстве и времени;

• умение применять правила и пользоваться инструкциями;

• умение ориентироваться в книге;

• умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью

• умение работать по иллюстрации ( рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т. п.);

• умение пользоваться простейшими инструментами.

Результативным способом формирования познавательных универсальных учебных действий является рассказывание по схеме, действие по плану, сравнительное описание предметов.

Важным являются игры, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности – это таинственные схемы-знаки «Найди указанное место», «Остров в океане»; зашифрованные записи – с помощью слов, картинок, знаков; «Логические цепочки», «Продолжи ряд», когда дети в игровой ситуации находят сходства и отличия предметов или рисунков, складывают целый предмет из частей.

Регулятивные действия – целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно; планирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка и волевая саморегуляция как способность к волевому усилию и преодолению препятствий.

Предпосылками регулятивных УУД являются:

• умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

• умение сохранять заданную цель;

• умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

• умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

• умение контролировать свою деятельность по результату;

• умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

• умение работать по инструкции взрослого;

• умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

• готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;

• умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;

• умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т. п.)сформированность мелкой моторики рук.

Для формирования предпосылок регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:

o «преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;

o поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;

o взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;

o заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть;

o контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.

На ступени предшкольного образования развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Для его совершенствования используем различные игры и упражнения («Что изменилось?», «Найди одинаковые предметы», «Найди отличия», «На что похожа мелодия»). Многие задания построены в виде соревнования двух и более игроков - это создаёт дополнительный игровой момент, большую эмоциональную вовлечённость. Занимательный момент не только развлекает детей, даёт возможность им отдохнуть, но и заставляет их задуматься, развивает самостоятельность инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления.

Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций. Любую проблемную ситуацию можно рассматривать как творческую задачу, в основе которой кроется неразрешённое противоречие. Проблемную ситуацию можно создать, побуждая дошкольников к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, то есть практическим заданием или вопросом столкнуть разные мнения детей.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.

В процессе экспериментирования ребё нку приходится отвечать на вопросы: «Почему я это делаю так, а не иначе? Зачем я это делаю? Что хочу узнать? Что получится в результате?». Также опыты являются наиболее успешными в процессе ознакомления с миром окружающей их живой и неживой природы. У каждого ребёнка должен быть сформирован первичный элементарный образ мира и отношение к нему должно быть: познавательным – «мир удивителен, полон тайн и загадок и я хочу их узнать и разгадать»; бережным – «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны, ему нельзя вредить»; созидательным – «мир так прекрасен и я хочу сберечь и преумножить эту красоту».

В дошкольном возрасте, происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и соотнесение соответствующих предметов с этими эталонами. В этом возрасте происходит усвоение эталонов фонем родного языка.

При всей важности познавательного развития ребенка, его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества.

Эмоциональное развитие не происходит стихийно, а осуществляется на основе целенаправленного воспитания. Запорожец подчеркивал огромную роль в воспитании чувств авторитетного для ребенка взрослого. Его взаимоотношения с окружающими, его поведение, аффективные реакции на происходящее задают ребенку эталон не только способов действия, но и эмоционального отношения к людям, служат образцом для аффективного подражания.

Очень важен стиль руководства взрослого. Он должен способствовать тому, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместной деятельности, имел возможность проявить инициативу и самостоятельность в достижении цели.

Итак, при формировании предпосылок учебной деятельности наблюдается взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов УУД, прямо вытекающих из активно-деятельностной природы развития психологических новообразований.

Необходимо помнить, что формирование фундамента готовности перехода к обучению на ступени начального общего образования должно обязательно осуществляться в рамках специфических детских видов деятельности.

Таким образом, мы считаем, что при формировании УУД на предшкольной ступени образования необходимо:

1. опираться на ведущий вид деятельности дошкольников : игры с правилами и сюжетно-ролевые игры;

2. включать дошкольников в активные виды деятельности : конструирование, сюжетное и схематическое рисование, моделирование, экспериментирование, восприятие сказки, бытовой труд;

3. максимально использовать метод поощрения: поощрять детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;

4. включать дошкольников в процесс оценивания учебных достижений : развернуто описывать то, что сумел сделать ребенок, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, должны быть конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ребенка (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр., формирование адекватной самооценки.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности в ДО как одно из эффективных средств формирования у дошкольников предпосылок к УУД МДОБУ «Кудровский ДСКВ №1» Подготовил и провёл: Хозина Елена Александровна. Шпаргалка по проектной деятельности. Организация проектной.

Семинар для педагогов «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников» Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте Важнейшей задачей современной системы образования.

Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников с ТНР при использовании коррекционного моделирования Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две группы: психологические и коммуникативные. Психологические предполагают достаточный.

Инновационный проект «Внедрение модели формирования интеллектуальной самостоятельности дошкольников в игровой деятельности» В современном мире, где всё стремительно меняется и развивается, дошкольное образование не стоит в стороне от нововведений и современных.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Консультация «Развитие предпосылок инженерного-математического мышления у дошкольников» «Развитие предпосылок инженерного - математического мышления у дошкольников» Цель профессиональной деятельности (или профессионального.

Родительское собрание на тему: «Формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности» Дата проведения: октябрь. Форма проведения: деловая игра в нетрадиционной форме Продолжительность: 60 минут. Ц е л ь: формирование педагогической.

Технология и методика формирования слоговой структуры слова у дошкольников на этапе гласных звуков Нарушение слоговой структуры слова — это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Причина - нарушение ритмического.

Технология экспериментально-опытнической деятельности как средство развития индивидуальности и инициативности дошкольников Призенцова Елена Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №10» г. Дзержинск, Нижегородская область Как известно, дошкольник - неутомимый.

Уровень сформированности предпосылок профессионального самоопределения дошкольников Рудакова Екатерина Сергеевна Самара,2019 На сегодняшний день в Российской Федерации присутствует острая необходимость в современных подходах.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Технология формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности
Опубликовано: 5 июля 2019 в 02:49
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология формирования у дошкольников предпосылок учебной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Анна Прошина (УИ 153333) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД