Родинцева Ирина Валериановна
Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников с ТНР при использовании коррекционного моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две группы: психологические и коммуникативные. Психологические предполагают достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельные способы решения новых задач. Коммуникативные выражаются в умение слушать и слышать, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки.
Публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников с ТНР при использовании коррекционного моделирования» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Как правило, у детей с нормой развития к 6 - 7 годам предпосылки учебной деятельности уже сформированы. У детей старшего дошкольного возраста с ТНР многие составляющие этих предпосылок окончательно ещё не сформированы, поэтому в своей работе я широко использую метод наглядного моделирования, как эффективное коррекционное средство, на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи, по отработке лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования позволяет воспринимать сложную информацию и зрительно представлять реальные и абстрактные понятия, развивает пространственное воображение.
Моделирование исключает формальную передачу знаний. Изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая словесно - логическое мышление и творческие способности детей.
В качестве элементов модели выступают предметы, предметные изображения, силуэты, контуры предметов, пиктограммы, геометрические фигуры, цветные пятна.
Зрительные ориентиры из пособия «Вдох – выдох» используются при выполнении дыхательной гимнастики с целью разграничения ротового и носового (вдоха и выдоха, выработки глубокого вдоха и плавного длительного выдоха.
Для развития речевого дыхания отрабатывается проговаривание слогов, слов, фраз с разной скоростью произнесения, с различной интонацией с опорой на предметные изображения.
При артикуляционной гимнастике, для активизации деятельности детей, в качестве наглядного материала, используются предметы (мелкие игрушки) по названию упражнений, контурное изображение этих предметов, схематическое изображение статических и динамических упражнений, собранные в пособие «Превращение язычка».
Работая над развитием фонематического восприятия, навыком звукового анализа и синтеза, формированием слоговой структуры слов, мы знакомим детей с дифференциальными признаками фонем и их символьными изображениями.
При изображении гласных звуков акцент сделан на уклад губ (на опорный, видимый, устойчивый ориентир).
Согласные звуки противопоставляются по следующим признакам:
- по типу резонаторов (ротовой или носовой звук);
- по месту образования преграды, на которую наталкивается выдыхаемый воздух:
- по способу преодоления преграды (смычные, щелевые);
- по участию голоса и шума (звонкие и глухие звуки);
- по наличию смягчения (твердые и мягкие звуки).
Пособия: «Домики», «Цветные куклы» используются для повышения интереса детей к занятиям по автоматизации и дифференциации звуков.
Пособием «Звуковое дерево» мы пользуемся на этапах автоматизации и дифференциации звуков. В индивидуальных мешочках лежат нарисованные схемы поставленных звуков, мелкие игрушки, в названии которых есть данный звук. Схемы служат опорными сигналами для выработки произвольности, самоконтроля при произнесении звуков.
Дети учатся находить позицию звуков в слове, выполнять звуковой анализ слов, делить слова на слоги с помощью хлопков, подбирать слова к слоговой схеме, соотносить количество слогов с количеством гласных звуков в слове.
Пособие «Поезд» используется для закрепления знаний детей о слоговой структуре слов. В первом вагоне находятся предметные картинки, в названии которых один слог, во втором – два слога и т. д.
Зрительные ориентиры из пособия «Хлопай – топай» позволяют правильно воспроизводить различные ритмические структуры.
При обогащении словаря детей по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Транспорт», «Животные», «Птицы» и др. вводятся условные заместители для моделирования слов. Модели игры «Окружающий мир» обозначают живые и неживые предметы, действия, признаки предметов.
Пособие «Он, она, оно» используется тогда когда нужно уточнить знания детей о роде предметов, упражнять в согласовании местоимений (он, мой, наш и др.) с существительными.
Используя модели из игры «Найди родственника», детьми более легко усваивается понятие «родственные слова» (слова - «родственник», где общий корень изображается одним предметом или силуэтом.
Метод наглядного моделирования способствует более эффективному усвоению навыка анализа предложений с различными предложно-падежными конструкциями. Дети подбирают схемы к словам, к предлогам («маленьким словам», располагают их в нужной последовательности, ограничивая начало и конец предложения, исправляют деформированные фразы, дополняют предложения в соответствии с предложенной схемой из пособия «Составь предложение».
Построение наглядных моделей для всех видов связных высказываний: пересказа, составления рассказов по картине и серии картин, описательного рассказа, творческого рассказа, позволяет более эффективно осуществлять логопедическую коррекцию связной речи детей с ТНР. Во время занятий по развитию связной речи мы используем схемы для составления описательных и сравнительных рассказов. (Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М. : Гном – Пресс, 2004; Васильева С. А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников : Мир вокруг нас. 2-е изд., дораб. / Программа «Я – человек». – М. : Школьная Пресса, 2007). Эти схемы также могут быть использованы для придумывания загадок.
Схемы из методического пособия «Я логично говорю» помогают пересказывать короткие тексты при автоматизации звуков. (Боровских Л. А. Я логично говорю. Тетрадь для развития связной речи детей. – М. : АРКТИ, 2000).
Мнемотаблицы являются средствами обучения рассказыванию о временах года, передачи содержания сказок. (Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - М. : АРКТИ, 2005.).
Мнемодорожки помогают понимать, запоминать и воспроизводить скороговорки, пословицы и поговорки, крылатые выражения.
В своей работе мы также используем модели, собранные в картотеке «Мы здоровыми растём». Они используются для повышения интереса, активизации внимания детей во время занятий.
Использование метода наглядного моделирования в коррекции ТНР у детей старшего дошкольного возраста позволяет увеличить объём сохраняемых знаний о реальных и абстрактных предметах. Представления становятся более связными и системными. Растет подвижность сохраняемых образов, которые ребенок может свободно, активно использовать в разных видах речевой деятельности, что в свою очередь способствует формированию предпосылок учебной деятельности.
Используемая литература :
1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - М. : АРКТИ, 2005;
2. Боровских Л. А. Я логично говорю. Тетрадь для развития связной речи детей. – М. : АРКТИ, 2000;
3. Васильева С. А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников : Мир вокруг нас. 2-е изд., дораб. / Программа «Я – человек». – М. : Школьная Пресса, 2007;
4. Глухов В. П., Труханова Ю. А. Наши дети учатся сочинять сказки. – М. : АРКТИ, 2005;
5. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М. : Владос, 1999;
6. Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления детей. - Екатеринбург, У-Фактория, 2004;
7. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 - х лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000;
8. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М. : ГНОМ – Пресс, 2004;
9. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками. – М. :Академия, 2003.