Рудакова Екатерина
Уровень сформированности предпосылок профессионального самоопределения дошкольников
Рудакова Екатерина Сергеевна
Самара,2019
На сегодняшний день в Российской Федерации присутствует острая необходимость в современных подходах к формированию нового поколения, имеющего четкие жизненные и профессиональные ориентиры, т. е. полностью самоопределившегося, как граждан нашей страны. Самоопределение строится на выборе личностных приоритетов и выбора профессии. Как правило, о выборе будущей профессии задумываются в подростковом и юношеском возрасте. Но, предтече профессионального самоопределения является ознакомление детей раннего возраста со спектром профессий взрослых людей. Дошкольный возраст это – период первоначального становления личности.
Публикация «Уровень сформированности предпосылок профессионального самоопределения дошкольников» размещена в разделах
На данный момент профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Одним из эффективных способов профориентационной деятельности является формирование предпосылок профессионального самоопределения ещё на дошкольном этапе.
Цель исследования: выявление уровня сформированности предпосылок профессионального самоопределения дошкольников после применения профориентационной работы.
Объект исследования: профессиональные предпосылки дошкольников.
Предмет : уровень сформированности предпосылок профессионального самоопределения дошкольников.
В данной работе проводится сравнительный анализ результатов диагностического исследования, реализации программы ранней профориентации, проводимой с дошкольниками детских садов Самарской области.
Исследование проходило в детских садах города Отрадного. В выборку вошли 969 дошкольников в возрасте 5-7 лет. Были проведены контрольные диагностические срезы, до действия профориентационной работы и после, интервал между замерами составил шесть месяцев.
Для исследования профессиональных предпосылок дошкольников были взяты 3 диагностические методики:
1) Профориетационный опросник Е. А. Климова
2) Профессиональная деятельность взрослых Л. В Куцакова
3)
Диагностика игровой деятельности (игры профессионального характера) В. П. Кондрашова
А так же была реализована программа ранней профориентационной работы : Структура программы:
1. Ознакомительная беседа педагога с воспитанниками.
2. Мастер-классы с представителями профессий в ДОУ.
3. Экскурсии на место работы специалистов.
4. Свободная игра дошкольников с использованием профессиональной атрибутики.
Результаты исследования указаны в диаграмме 1.
Диаграмма 1 – Профессиональные предпосылки дошкольников
Из диаграммы видно, что после проведения эксперимента более чем у половины испытуемых произошли изменения в профессиональных предпочтениях и играх по правилам. Так же большинство дошкольников стали играть в профессии, использовать профессиональную атрибутику и устанавливать правила игры в профессиях.
Результаты исследования указаны в таблице 1.
Методика Климова Методика Куцакова Методика Кондрашова
Ч-Ч Ч-Х Артист Кулинар Моряк
Пожарный
Применение знаний в игре
0,034 0,027 0,038 0,041 0,026 0,021 0,024
Таблица 1 – Уровень значимых различий.
Делая анализ проведенного исследования можно сделать вывод, что ранняя профориентация, может быть одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Профориентационная работа в дошкольных учреждениях поможет сформировать новое поколение людей, четко определяющих свои профессиональные ориентиры. Важно, что бы ребенок с раннего возраста проявлял уважение к любой профессии, и осознавал, что любая профессиональная деятельность должна приносить радость и пользу, как самому человеку, так и окружающему социуму.