Людмила Бритько
Инновационный проект «Внедрение модели формирования интеллектуальной самостоятельности дошкольников в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире, где всё стремительно меняется и развивается, дошкольное образование не стоит в стороне от нововведений и современных технологий. Педагоги дошкольного образования всегда отличались восприимчивостью к новаторству. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий.
Публикация «Инновационный проект „Внедрение модели формирования интеллектуальной самостоятельности дошкольников в игровой деятельности“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Инновация – целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Инновационная деятельность – это особый вид педагогической деятельности по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям учреждений дошкольного образования, удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим направлениям.
Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.
В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев. Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, в какой мере организаторы инновационной деятельности опираются на достижения науки и потребности общества.
В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы,
Наше государственное учреждение образования «Ясли-сад №103 г. Гродно» с 2014 года принимает участие в инновационном проекте «Внедрение модели формирования интеллектуальной самостоятельности дошкольников в игровой деятельности». Срок реализации проекта 2014-2018 годы. Цель инновации – внедрение модели формирования интеллектуальной самостоятельности дошкольников в игровой деятельности как целостной системы личностного развития ребёнка.
Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения. Поэтому важно, чтобы задачи, поставленные руководителем учреждения образования, позволили получить более высокие результаты при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств или времени. Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке. Для определения группы участников проекта на первоначальном этапе его реализации была использована методика мотивации к успеху (Т. Элерс, в которой приняло участие 10 педагогов учреждения дошкольного образования. Анализ результатов показал, что уровня низкой мотивации к успеху у педагогов не выявлено, у 30% отмечался средний уровень мотивации, у 40% – умеренно высокий и 30% педагогов показали слишком высокий уровень мотивации. В итоге для работы по реализации проекта были определены педагоги с умеренно высоким уровнем мотивации, так как у людей, имеющих слишком высокую мотивацию к успеху, надежды на успех обычно низкие. Таким образом, определилась группа из 7 педагогов. Из них: 2 – представители администрации, 1 педагог-психолог, 4 воспитателя дошкольного образования. С первой квалификационной категорией – 2 педагога (28%, со второй квалификационной категорией – 3 педагога (44%, без категории – 2 педагога (28%).
С целью успешного осуществления проекта, участники инновационной деятельности принимали участие в семинарах, семинарах-практикумах, конференциях, совещаниях и других формах работы :
- в обучающем курсе «Управление инновационным процессом в учреждениях образования на этапе нововведения» (ГУО «Гродненский областной институт развития образования», 04.09.2014);
- в республиканском семинаре-совещании «Современные подходы к управлению инновационной деятельностью в учреждениях образования» (ГУО «Академия последипломного образования», 09.09.2014);
- в фестивале «Инновационная школа : информационный и аналитический портрет», (ГУО «Гродненский областной институт развития образования», 03.11.2014);
- в инструктивно-методическом совещании участников инновационного проекта «Педагогические механизмы, способствующие эффективности формирования интеллектуальной самостоятельности дошкольников в игровой деятельности» (ГУО «Ясли-сад № 103 г. Гродно», 14.10. 2014);
- в инструктивно-методическом совещании участников инновационного проекта «Инструментарий мониторинга, оценки уровня сформированности интеллектуальной самостоятельности детей дошкольного возраста» (ГУО «Ясли-сад № 85 г. Гродно», ноябрь 2014);
- в семинаре для руководителей учреждений дошкольного образования Октябрьского района г. Гродно «Инновационная и экспериментальная деятельность. Перспективы, направления» (ГУО «Ясли-сад №103 г. Гродно», 21.01.2015);
-в инструктивно-методическом совещании участников инновационного проекта «Итоги работы в рамках инновационного проекта в 2014/ 2015 учебном году: состояние и перспективы» (ГУО «Детский сад № 18 г. Гродно», апрель 2015);
- в семинаре «Общие подходы к оформлению отчётной документации по результатам реализации экспериментального и инновационного проекта» (ГУО «Гродненский областной институт развития образования», 07.04.2015);
-в республиканском семинаре «Развитие инновационной деятельности в учреждениях дошкольного образования» (ГУО «Академия последипломного образования», 02.02.2017).
Для повышения уровня компетентности педагогов по данной проблеме в нашем учреждении были проведены тематические педсоветы, деловые игры, консультации, беседы, круглые столы. Организованные мероприятия, а также работа по самообразованию позволили педагогам пополнить и конкретизировать свои знания по игровой деятельности и интеллектуальному развитию дошкольников, расширить и совершенствовать профессиональные умения и навыки, а также осуществить глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
В ходе реализации инновационного проекта в экспериментальных (инновационных) группах учреждения дошкольного образования была создана предметно-развивающая среда для организации свободной игровой деятельности воспитанников, все компоненты которой обеспечивали достаточные условия для интеллектуального развития детей. Организованы учебные и игровые зоны, оснащенные игрушками и игровым материалом. Приобретены современные интеллектуальные игры : логические блоки Дьёнеша, развивающие игры Б. П. Никитина, счётные палочки Кюизинера, развивающие игры В. В. Воскобовича», современные игры: «Фрутто 10», «Делиссимо», «Много-много», «ТурбосчетФорсаж», «Геометрика» «Жуки», «Котосовы» и др. Многофункциональное использование пространства позволило создать условия для развития интеллектуальной самостоятельности и познавательного интереса в игровой деятельности. Накоплен, систематизирован разнообразный методический материал, представлены разработки игр-занятий с использованием развивающих игр нового поколения: «Занимательные игры и упражнения», «Игры-головоломки», «Шуточные задания и упражнения»; созданы картотеки логико-математических игр; разработаны сценарии математических викторин и физкультурно-математических развлечений; подготовлены презентации для педагогов «Логико-математические игры», «Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений», «Использование математических игр нового поколения по формированию элементарных математических представлений у дошкольников» и др. Вся работа педагогов с детьми экспериментальных групп отражалась в «Дневниках инновационной деятельности». Решая задачи учебной программы дошкольного образования, планировалась работа по реализации задач инновационного проекта.
В реализации проекта были задействованы воспитанники средних и старших групп: две группы – экспериментальные (инновационные, (47 человек, две группы – контрольные (46 человек). С целью диагностики уровня интеллектуального развития воспитанников были использованы психологические методики: тест Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека», методика оценки уровня развития общего и невербального интеллекта – стандартизированная методика «Прогрессивные цветные матрицы Дж. Ровенна». В результате диагностирования определили уровень интеллектуального развития воспитанников. Результаты диагностики на начальном этапе показали, что воспитанники всех групп имели приблизительно одинаковый уровень развития интеллекта, соответствующий среднему.
В процессе инновационной деятельности педагоги знакомили детей с содержанием игр (палочки Кюизенера, логические блоки Дьёнеша, развивающие игры «Сложи узор», «К каждой загадке найди отгадку», развивающие игры В. В. Воскобовича и др., с дидактическим материалом, который использовался в играх (показ предметов, картинок); проводили краткие беседы, в ходе которых уточнялись знания и представления детей о правилах игр, объяснялся ход и правила игр. При этом воспитатели обращали внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил, показывали игровые действия, в процессе которых они учили детей правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза). В зависимости от возраста детей, уровня их подготовки, сложности дидактической задачи, игровых правил, воспитатели определяли свои роли в игре в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагоги направляли действия играющих детей советом, вопросом, напоминанием.
Широко использовались не только настольные игры, но и словесные: «Наоборот», «Летает – не летает», «Бывает – не бывает», «Что далеко, что близко» и др., которые помогали дошкольникам формировать лаконичную и точную речь, в большей степени развивали сообразительность, смекалку, логическое мышление.
Кроме этого с воспитанниками проводились математические досуги в форме «КВН», вечера «Загадок и отгадок», математические и физкультурно-математические развлечения, игры-занятия и др. Много времени уделялось организации игр в свободное время. В утренние и вечерние отрезки времени организовывались как игры, направленные на индивидуальную работу с детьми с низкими показателями развития и, наоборот, игры для одарённых детей. Таким образом, стараясь учесть интересы каждого ребёнка в группах, стремясь создать ситуацию успеха для каждого с учётом его достижений на данный момент развития, педагоги в полном объёме использовали предметно-развивающую среду групп.
Ответственным моментом в руководстве игрой является подведение её итогов, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности и о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов игр воспитатели подчёркивали, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Для проверки эффективности проведённой работы по использованию развивающих и занимательных математических игр и упражнений, для развития интеллектуальной самостоятельности дошкольников, была проведена контрольная диагностика, в которой были использованы те же методики, что и на начальном этапе: тест Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека», методика оценки уровня развития общего и невербального интеллекта – стандартизированная методика «Прогрессивные цветные матрицы Дж. Ровенна». Данные контрольной диагностики свидетельствуют о том, что в экспериментальных группах уровень интеллекта дошкольников по всем показателям повысился на 30%.
В результате работы дети стали более активны на занятиях, самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. Сформированы навыки культуры речевого общения, усовершенствованы эстетические и нравственные отношения к окружающему. Таким образом, занимательные математические игры, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценить условия, явились эффективным средством развития интеллектуальной самостоятельности как личностного качества, связанного с готовностью без побуждения извне ставить в игровой деятельности задачи обогащения своего субъективного опыта и собственными силами добиваться их решения.
Для успешной реализации проекта были подключены родители, участие которых имеет большое значение в развитии логического мышления и познавательной активности дошкольников. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. С родителями детей, участвующих в проекте, проведены различные мероприятия: анкетирование родителей этих групп по выявлению заинтересованности в сотрудничестве с педагогами в реализации проекта; родительские собрания; семинары педагогов и родителей; тематические недели; Дни открытых дверей; практикумы; интеллектуальные игры; смотры-конкурсы. Работа с родителями включала в себя также информирование родителей о задачах и содержании логико-математических и развивающих игр через наглядную информацию в группах, сайт учреждения образования; индивидуальные беседы; приобретение новых интеллектуальных игр и обмен ими между семьями и учреждением образования, непосредственное участие родителей в работе по развитию интеллектуальной самостоятельности дошкольников в игровой деятельности (математические праздники и развлечения, конкурсы, создание обогащенной развивающей среды дома. В результате такого тесного сотрудничества с родителями в группах созданы математические уголки, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности, в которых каждый ребёнок может реализовать себя, свой интерес, через практическую деятельность, где обучение идёт через действие, опыт, решение проблемных ситуаций, через игру – ведущую деятельность детей дошкольного возраста.
Анализируя активность участия родителей в решении задач по преемственности в реализации проекта, хочется отметить, что была проведена достаточная работа по формированию у родителей заинтересованности к созданию игровых условий дома для своих детей, по развитию интеллектуальной самостоятельности, закреплению игрового материала, по использованию пособий, рекомендуемых педагогами для интеллектуального развития ребёнка. Педагоги побуждали родителей к приобретению новых игр для домашнего пользования. В результате чего в группе появилась «Игротека» с разработанными памятками-подсказками по развитию игры дома, дающая возможность пользоваться и обмениваться интересующими играми. Можем с уверенностью сказать, что родители стали активными помощниками в решении вопросов познавательной активности и интеллектуального развития своих детей. Считаем, что их участие и поддержка необходимы в дальнейшем при реализации инновационного проекта.
Информация о ходе и результатах инновационной деятельности в государственном учреждении образования «Ясли-сад №103 г. Гродно» проводилась в рамках методической работы с педагогическими кадрами отдела образования, спорта и туризма администрации Октябрьского района г. Гродно и представлялась на ежеквартальных семинарах участников инновационного проекта, на совещаниях при заведующем и педагогических часах, освещалась на сайте учреждения образования.
Подводя итог, можем сказать, что при реализации инновационного проекта в нашем учреждении дошкольного образования :
- создано единое образовательное пространство, ориентированное на формирование индивидуальности и интеллектуальной самостоятельности, развитие эмоциональной и мотивационной сферы, целостной личности ребенка;
- определены педагогические механизмы, способствующие эффективности формирования интеллектуальной самостоятельности у дошкольников в игровой деятельности;
- налажена организация образовательного процесса с применением развивающих игр математического содержания, способствующая положительной динамике развития интеллектуальной самостоятельности дошкольников;
- внедрён инструментарий мониторинга, оценки уровня сформированности интеллектуальной самостоятельности детей дошкольного возраста;
- повысился уровень профессионализма педагогов, их теоретическая подготовка, коммуникативная культура: наблюдается включенность педагогов в разнообразные формы активной, самостоятельной работы с игровым материалом, налажено деловое личностно-ориентированное общение с другими педагогами.
В 2017/2018 учебном году в рамках дальнейшей реализации инновационного проекта продолжалась работа по использованию современных интеллектуальных игр математического содержания в образовательном процессе, посредством которых надеемся значительно повысить уровень интеллектуального развития воспитанников.