Мария Александрова
Технологическая карта занятия речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Отправляемся в полет»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «Отправляемся в полет». Звук [х]. Буква Х.
Возрастная адресованность: 5-6 лет
Цель: Закрепление и активизация словаря на тему «Космос». Развитие фонематических представлений.
Задачи:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща заниматься, стремление радовать старших своими достижениями.
Публикация «Технологическая карта занятия речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности „Отправляемся в полет“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2. Продолжать формировать представление о космическом пространстве.
3. Познакомить со звуком и буквой Х, активизировать и расширять словарь.
4. Продолжать развивать координацию движений.
Длительность мероприятия: 25 минут.
Предварительная работа: беседы на тему "Космос", рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, дидактические игры
Материалы к занятию:
1. Вводная часть
Организационный момент. (1 мин.)
Цель: создание атмосферы психологической безопасности. Установление зрительного контакта и позитивного настроения.
Воспитатель и дети в кругу: «Здравствуйте, ребята! Встаньте ровно, подтянитесь и конечно улыбнитесь. Ребята, давайте все вместе повторим девиз нашего занятия:
«Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно».
Воспитатель: «Отлично. Давайте пройдем за столы и начнем наше занятие». Дети приветствуют друг друга. Проявляют эмоции.
Результат: Психологическая готовность к совместной деятельности.
Мотивационно-побудительный этап (2 мин.)
Цель: развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления. Воспитатель: «Ребята, послушайте стихотворение автора В. Степанова
«В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.»
Воспитатель: «Ребята, о ком стихотворение? Как вы думаете, как это стихотворение назвал автор?» Дети отвечают на вопросы.
Метод: словесный. Прием: беседа. Форма: ситуативный разговор.
Цель: Настрой на занятие. Постановка цели занятия.
2. Основная часть
Организационно-поисковый (6 мин.) Актуализация имеющихся знаний. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений.
Воспитатель: «Правильно, стихотворение так и называется «Космонавт». Космонавт летит в ракете. Ребята, объясните значение слов «взлёт», «приземление», «старт», «скафандр», «шлем», «невесомость».
Дети объясняют, как они понимают значение слов. При затруднении воспитатель оказывает необходимую помощь, дополняет и обобщает ответы детей.
Воспитатель: «Молодцы. Вы много знаете о космосе. Я предлагаю вам поиграть в «космические» игры, в которых вы можете проявить свои знания, но сначала давайте немного передохнем».
Метод: словесный. Форма: ситуативный разговор, ответы на вопросы. Результат: Развитие диалогической речи, логического мышления, внимания.
Динамическая пауза (1 мин.) Снять мышечное напряжение. Физкультминутка
Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх)
Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету)
Мало времени для взлёта, (марш на месте)
Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс)
Поклонились вправо, (влево, наклоны в стороны)
Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд)
Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться) Воспитатель читает текст и показывает движения, а дети выполняют движения.
Результат: Координация речи с движением. Снятие напряжения, активизация внимания.
Практическая работа (6 мин.) Самостоятельное применение новых знаний на практике.
Игра «Космическая семейка слов»
Воспитатель: «Ребята, в космосе очень много звезд. Давайте соберем семейку слов к слову «звезда». Я бросаю мяч, а вы образовываете слово от слова «звезда». Назовите звезду ласково? (Звездочка)
Если на небе много звезд, какое оно? (Звездное).
Назовите космический корабль, летящий к звездам? (Звездолет). Очень хорошо, что вы догадались, это было сложное слово!
Человек, который считает звезды это (Звездочет)
Как называется явление, когда звезды «падают» с неба? (Звездопад).
Верно! А как можно назвать скопление звёзд на небе? Созвездие».
Дети образуют однокоренные слова от слова звезда.
Воспитатель: «Молодцы! Вот видите, какая большая «семейка» получилась у нас к слову «звезда». Давайте еще раз вспомним все слова: звездочка, звездное, звездочет, созвездие, звездолет, звездопад».
Воспитатель читает детям загадку:
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте.
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной. (комета)
Дети отгадывают загадку, называют отгадку, называют первый звук в слове хвост.
Воспитатель показывает изображение кометы: «Ребята, что это изображено? Как называется светящаяся часть кометы?» (Ответы детей).
Воспитатель: «Ребята, я буду называть слова, слушайте внимательно и попробуйте назвать, какие звук у этих слов общий: хобот, хомяк, холод, ходули. (Ответы детей). Правильно – звук /х/».
Воспитатель показывает и объясняет артикуляцию звука [X]:
Цель: Показать правильную артикуляцию звука /х/. Дать характеристику звуку
губки и зубки свободны;
кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;
горлышко «молчит».
Дети произносят звук /х/
Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.
Фонетическое упражнение.
Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ. (на плавном длительном выдохе).
Упражнение «Найди звук» (воспитатель готовит материал самостоятельно)
Из ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в названии которых звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом — в конце слова. Разделить все слова на слоги, найти самое длинное слово и самое короткое.
Дети произносят слова, определяют место звука в слове, делят слова на слоги.
Знакомство с буквой X
Хорошо хвалить, хихикать,
Худо — хвастаться и хныкать.
О. Гофман
На что похожа буква X?
Буква X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и левой рук.
Упражнение «Выложи схему» Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.
Выкладывание схем из кружков:
Цель: Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
уха, мох, муха, мухи, хата, Хома.
Дети рисуют схему в тетрадях на слух.
Метод: словесный. Прием: игра, упражнение Форма: продуктивная деятельность.
Результат: Развитие грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Развивать фонематическое восприятие, речевой слух, память.
3. Заключительная часть
Заключительный этап (2 мин.) Подведение итогов занятия.
Воспитатель: «Молодцы, ребята. Вы очень сегодня старались В какое путешествие мы сегодня отправились? С каким звуком и буквой мы сегодня играли? Какое задание для вас показалось трудным? С каким заданием вам было справиться легко? (Ответы детей).
А теперь ребята, давайте немного пофантазируем! Закроем глаза и представим звездное небо с падающими звездами. Когда видишь падающую звезду, можно загадать желание и оно обязательно сбудется. Загадайте желание.».
Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. Рефлексия. Положительный эмоциональный настрой.