Александра Алексеевна Савушкина
Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы Н. Носов «Живая шляпа» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Тема занятия: Рассказ Николая Носова «Живая шляпа»
Возрастная группа: Старшая
Цель занятия: Ознакомление детей старшей группы с отрывком рассказа Николая Носова «Живая шляпа»
Задачи занятия: 1) Продолжать формировать умение внимательно и заинтересованно слушать рассказ, правильно воспринимать содержание.
2) Развивать умение правильно отвечать на вопросы.
3) Воспитывать чувство юмора.
Публикация «Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы Н, Носов „Живая шляпа“ в старшей группе» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Носов Н.Н.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- «Живая шляпа», Носов Н.Н.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Дополнительные задачи: 1) Найти нужную шляпу среди других шляп в дидактической игре «Где Васька?»
Словарная работа: Кочерга, комод, фыркать.
Планируемый результат занятия: Дети старшей группы ознакомлены с рассказом Николая Носова «Живая шляпа».
Подготовительная работа: Знакомство с биографией автора, рассматривание портрета. Чтение произведений Н. Носова «Затейники», «Огурцы», «Заплатка», «Ступеньки», рассматривание иллюстраций к произведениям.
Материалы и оборудование: ИКТ-оборудование (ноутбук, флешка, интерактивная доска, книга, коробка, бумажная шляпа, карта.
Ход
1. Организационно – мотивационный этап
Задачи этапа: Организация внимания детей и формирование интереса к занятию.
Методы и приемы:
Словесные (беседа, вопросы);
наглядные (демонстрация шляпы, карта, коробка, книга);
практические (психологическая минутка, поиск по карте).
Психологическая минутка перед занятием:
«Наши умные головки будут думать много ловко,
Ушки будут слушать, ротик четко говорить,
Ручки будут трогать, глазки наблюдать,
Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.».
- Ребята, посмотрите. Пока мы с вами настраивались на занятие, я кое-что увидела (в углу лежит шляпа из бумаги, которую беру в руки и приношу детям). Что это?
- Это шляпа. Интересно, откуда она тут появилась. Может, кто-то из вас ее принес? Нет? (рассматривание шляпы, из которой падает листок)
- Ой, посмотрите, из нее что-то выпало. Давайте глянем (на листе изображена карта с помеченным крестиком). Это же карта нашей группы. И тут даже крестик помечен. Давайте узнаем, что же нам нужно найти (ходьба по группе в соответствии с картой, которая приводит детей в уголок с коробкой. На коробке нарисован красный крест).
- Посмотрите, ребята. Карта привела нас к коробке. Мне так интересно, что же там лежит. А вам интересно? Давайте откроем (в коробке лежит книга).
- Да это же книга. Предлагаю сесть на стулья и посмотреть книгу поближе.
Планируемые результаты: Появление у детей интереса к занятию, переход к следующему этапу.
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы
Задачи этапа: Создание проблемной ситуации, ее формулировка в доступной для детей форме.
Методы и приемы:
Словесные (беседа, вопросы);
наглядные (книга, иллюстрация автора).
- Это книга со сборником рассказов автора Николая Николаевича Носова (показ портрета автора). А ведь помните, мы уже знакомились с этим автором и читали некоторые произведения. Помните, какие?
- А на прошлом занятии, мы познакомились с еще одним произведением. Кто помнит, как оно называлось?
- Да, это произведение Н. Носова «Живая шляпа». Давайте вспомним его.
1. Как зовут мальчиков?
2. Почему Вадик начал кричать?
3. Как мальчики разговаривали друг с другом?
4. Куда убежали мальчики от шляпы?
- Все верно. В данном произведении рассказывается про двух мальчиков и шляпу, которая вдруг стала живой. А могут ли шляпы двигаться? Почему?
- А как же так получилось, что шляпа стала живой?
Планируемые результаты: Ознакомление детей с проблемой, подготовка к чтению.
2.2. Этап ознакомления с материалом
Задачи этапа: Продолжать знакомить с творчеством Н. Носова. Развивать умение внимательно слушать рассказ.
Методы и приемы:
Словесные (беседа, вопросы, чтение произведения, объяснение терминов);
наглядные (показ иллюстраций произведения, книга, показ движений);
практические (имитационное упражнение).
- Давайте мы с вами это узнаем, прочитав произведение дальше (чтение фрагмента рассказа)
- Мне очень понравилось это произведение, оно очень интересное и смешное. А вам оно понравилось?
1. Какие предметы взяли мальчики, чтобы защититься от шляпы?
2. Что они сделали с шляпой?
3. Кто оказался под шляпой?
4. Какой жанр у этого произведения?
5. Можно ли назвать этот рассказ смешным? Почему?
- Ребята, а слышали ли вы слова, значение которых вы не знаете? Какие это были слова?
- Кочерга – это металлическая палка, изогнутая на конце. Она нужна для того, чтобы помешивать угли в печке, в огне. Комод – это мебель, в которой много полок. А фыркать – это выражать свое недовольство, громко выдыхать носом. Давайте с вами попробуем пофыркать, как Васька. Нахмурили брови, сжали губы и сделали громкий вдох носом, а затем выдох.
- Вот мы и познакомились с еще одним чудесным рассказом Николая Носова. В книжке еще много интересных рассказов, но с ними мы познакомимся позже, а пока я поставлю книгу в нашу книжную выставку. И рядом положу шляпу, благодаря которой мы и нашли эту книгу.
Планируемые результаты: Ознакомление детей с произведением. Решение проблемы.
2.3. Этап практического решения проблемы
Задачи этапа: Решение проблемы с помощью дидактической игры «Где Васька?»
Методы и приемы:
Словесные (вопросы, объяснение правил);
наглядные (дидактическая игра, показ движений);
практические (физкультурная минутка, гимнастика для глаз, дидактическая игра).
Физкультурная минутка.
- А теперь я хочу с вами немного поиграть. Игра будет на экране, поэтому сначала сделаем гимнастику для глаз.
- Игра называется «Где Васька?». Посмотрите на экран. Вот Васька, и он спрятался вот под такой шляпой. Сейчас вам нужно ее запомнить, а затем найти эту же шляпу среди других. Внимательно посмотрите, какого она цвета, какой формы, какой у нее узор.
- Все запомнили? А теперь давайте попробуем найти Ваську. (повтор игры 2-3 раза)
Планируемые результаты: Проигрывание дидактических игр. Переход к заключительному этапу.
3. Заключительный этап
Задачи этапа: Обобщить и закрепить знания детей, полученные на занятии.
Методы и приемы:
Словесные (беседа, вопросы).
- Что сегодня нового узнали?
- Что больше всего понравилось/ не понравилось?
- Какие возникли сложности?
- Вы ребята, молодцы. Отвечали на все вопросы. Мне очень понравилось с вами работать. А сейчас я предлагаю пройти за столы, чтобы выполнить аппликацию «Шляпа».
Планируемые результаты: Усвоение полученного материала. Переход в другую деятельность.