Наталья Владимировна Кушнарёва
Конспект ООД по восприятию художественной литературы с детьми ОВЗ в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Заучивание стихотворений с детьми ОВЗ – это испытанный приём развития речи. Заучивание стихов расширяет кругозор ребёнка, обогащает словарный запас; вырабатывает навыки произношения звуков в словах, фразах; развивает слуховое внимание, способности запоминания, чувство ритма и рифмы; 4 учит восприятию такого жанра, как поэзия; формирует общий уровень развития культуры ребёнка.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
Публикация «Конспект ООД по восприятию художественной литературы с детьми ОВЗ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Цель: познакомить детей с новым стихотворением.
Задачи:
-прививать интерес и любовь к художественному слову;
-совершенствовать умение выразительно декламировать;
-развивать память, умение отвечать на вопросы по содержанию;
-дать понятие, чем стихотворение отличается от рассказа.
- активизация словаря: брусника, прочь, убор, благовонье.
Предварительная работа:
Слушание отрывка из пьесы П. И. Чайковского «Времена года» - «Октябрь». Чтение воспитателем и детьми стихотворений об осени: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. Фет «Кот поёт, глаза, прищуря…», Н. Некрасов «Славная осень», И. Бунин «В саду листики берёз». Беседа с детьми о признаках осени, отражённых поэтами в данных произведения, отгадывание загадки, конструирование берёзки из бумаги.
Методы и приё мы:
- наглядные: иллюстрации серии «Осень золотая», портрет поэта К. Д Бальтмона, ТСО;
- словесные: беседа, загадывание загадки, пальчиковая гимнастика, физкультурная гимнастика, подбор эпитетов к слову осень, чтение стихотворения, вопросы детям по содержанию стихотворения, разъяснение интонации темпа, силы голоса;
- игровые: Дидактическая игра «Я начну, а ты закончи предложение»;
- практические: украшение берёзки в осеннее убранство из бумаги.
Материал и оборудование: портрет поэта К. Д. Бальтмонта, показ мультимедийной презентации «Осень», прослушивание аудиозаписи отрывка пьесы П. И. Чайковского «Времена года» - «Октябрь», текст стихотворения К. Д. Бальтмонта «Осень», заготовки бумажных берёзок.
Ожидаемые результаты: развитие эмоционально – отзывчивости; любознательности; имеющий первичные представления о природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Ход ООД:
Воспитатель : Ребята, послушайте загадку и отгадайте о каком времени года она?
Приходит в гости к нам
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.
Дети: это загадка про осень.
Воспитатель : Подберите красивые слова, характеризующие красоту осени.
Дети: «золотая осень», красочная, пёстрая, разноцветная и т. д.
Воспитатель : Как называют человека, который пишет стихи?
Дети: Поэт.
Воспитатель : Мы с вами уже читали стихи об осени: «Листопад» И. Бунина, «Уж небо осенью дышало» А. С. Пушкина, А. Фета «Кто поёт, прищурив глаз».
Воспитатель : Как вы думаете, чем отличается стихотворение от рассказа?
Дети: стихотворение рассказывают складно, в рифму.
Воспитатель : Сегодня я вас познакомлю со стихотворением «Осень», которое написал поэт К. Д. Бальмонт (обращает внимание детей на портрет поэта).
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнищи Владимирской губернии, в дворянской семье. Его дед был морским офицером. Мама — Вера Николаевна. Она занималась воспитанием своего сына, будущего поэта, она знакомила его с миром музыки, литературы. К. Д. Бальмонт написал много произведений, одно из них - стихотворение «Осень», которое мы с вами постараемся выучить наизусть.
Воспитатель читает стихотворение.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее Море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся,
И заплачет спросонья.
Воспитатель : Какие слова вам не понятны? (поясняет значения слов).
Дети предлагают свои варианты непонятных для них слов.
Воспитатель :
Кто написал стихотворение «Осень»?
Как называется ягода, о которой говорится в стихотворении, которая поспела осенью?
Какими стали дни?
Куда улетают стаи птиц?
В каком уборе блистают деревья?
Как стало смеяться солнце?
Как вы понимаете, что «осень заплачет спросонья.
Как вы думаете, с какой интонацией надо это стихотворения читать?
Воспитатель даёт установку детям на запоминание текста и читает его ещё раз выразительно.
При заучивании стихотворения, воспитатель предлагает каждому ребёнку повторить строчки с ним вместе, индивидуально, при этом подсказывает слова, которые тот забыл, ободряет взглядом, жестом.
Для лучшего запоминания всего стихотворения воспитатель задаёт вопросы по тексту, и ребёнок отвечает цитатами из стихотворения. (2-3 раза)
Воспитатель : Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я начну, а вы закончите предложение».
Воспитатель предлагает прочитать стихотворение по желанию детей, которые запомнили стихотворение, помогает затрудняющимся детям.
Воспитатель : Давайте с вами отправимся отдохнуть в осенний лес.
Физкультурная минутка «Осенний день».
Солнечным осенним днём
Мы с друзьями в лес идём
Мы с собой несём корзинки,
Вот хорошая тропинка. (Ходьба на месте.)
Выросли деревья в поле,
Хорошо расти на воле. (Руки в стороны разводят.)
Каждое старается,
К небу, солнцу тянется. (Руки вверх, встают на носочки.)
Вот подул весёлый ветер.
Закачались тут же ветки. (Взмахи руками из стороны в сторону.)
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд,
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны в стороны.)
Ищем вкусную чернику,
Кисловатую бруснику. (Приседания.)
Полные несём лукошки
По знакомой по дорожке. (Ходьба на месте.)
Отдохнули, посвежели
И за стол мы с вами сели. (Дети садятся за столы)
Воспитатель : Ребята, представьте, что вы юные экологи. Я предлагаю вам засадить лесную полосу саженцами берёзок. На конструировании вы уже изготовили из бумаги берёзки. Я предлагаю вам украсить их в разноцветное убранство. На столах у вас заготовки листьев вырезанные вами. Вначале мы поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять,- хлопаем в ладоши.
Будем листья собирать – сжимаем и разжимаем кулачки.
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём, - загибаем пальчики в кулачок поочерёдно, начиная с большого пальчика.
Маме осенний букет отнесём - пальчики шагают по столу.
Дети украшают дерево разноцветными полосками из бумаги (звучит фонограмма отрывка пьесы П. И. Чайковского «Времена года» - «Октябрь»).
Итог.
Воспитатель : У вас получилась чудесная, берёзовая аллея в осеннем наряде (читает строки из стихотворения.).
«Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе»
Вопросы к детям:
Как называется стихотворение, которое мы с вами выучили наизусть?
Что вам было интересно?
Воспитатель : Молодцы, ребята, вы просто замечательно со всем справились. Я благодарю вас.