Екатерина Московская
Конспект занятия по восприятию художественной литературы «Труд красит, а лень портит»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умения понимать основную идею текста, эмоционально реагировать на прочитанное.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с произведением
2. Формировать умение критически оценивать поступки героев произведения
3. Обогащать словарь детей словами признаками: трудолюбивый и словами -антонимами.
Развивающие:
1. Развивать диалогическую речь
2. Развивать координацию движений и мелкую моторику
3. Развивать умения эмоционально откликаться на прочитанное
Воспитательные :
1. Воспитывать бережное отношение к природе
Публикация «Конспект занятия по восприятию художественной литературы „Труд красит, а лень портит“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
2. Повторить эталоны вежливости.
Формировать умение анализировать поступки детей, группировать по слову-признаку
Оборудование: иллюстрация с изображением трудолюбивых муравьёв, книга с произведением, портрет автора, картинки с изображением ленивых и трудолюбивых ребят, два мольберта.
Орг момент. (Мотивационный и ориентировочные этапы)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию, на которой трудятся муравьи.
- Что делают муравьи? Для чего они это делают? Кто-нибудь может за них выполнить эту работу? Каким словом можно их назвать?
-Что может произойти, если муравьи станут ленивыми?
-Вы встречали ленивых ребят? Хотите встретиться с ними сейчас? Что нам нужно сделать? (Дети предлагают прочитать книгу).
Оборудование: иллюстрация с изображением трудолюбивых муравьёв, книга с произведением, портрет автора, картинки с изображением ленивых и трудолюбивых ребят.
Константин Ушинский «Дети в роще»
Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной, тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело. (Интересно, что же там было весёлого такого)
— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы ещё успеем. В школе теперь душно и скучно, а в роще должно быть очень весело. Послушай, как кричат там птички, а белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?
Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили (Как небрежно поступили) азбуку в траву, взялись за руки и скрылись между зелёными кустами, под кудрявыми берёзами. В роще точно было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились (вели себя беспокойно) в траве.
Прежде всего дети увидели золотого жучка.
— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жучку.
— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.
— Поиграй с нами, — сказали дети жёлтой, мохнатой пчеле.
— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчёлка, — мне нужно собирать мёд.
— А ты не поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья. (как думаете, согласился играть муравей)
Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить своё хитрое (Почему так назвали) жильё.
Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними, но белка махнула пушистым хвостом (отказала наверное) и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму. Голубь сказал: «Строю гнездо для своих маленьких деток».(Какой заботливый).
Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми: он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.
Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. (Думаете ручей тоже был занят? Чем?) Журча по камням, пробегал ручей через рощу.
— Тебе уж верно нечего делать, — сказали ему дети, — Поиграй же с нами.
— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. (Обиделся) — Ах вы ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю и днём и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет бельё, вертит мельничные колёса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идёт кругом, — прибавил ручей и принялся журчать по камням.
Детям стало ещё скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зелёной ветке крошечную, красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превесёлую песенку. (Петь песни,. значит делать нечего, как думаете)
— Эй ты, весёлый запевала! (Обозвали)— закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать: поиграй же с нами.
— Как? — просвистала обиженная малиновка. — Мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток! Я так устала, что не могу поднять крыльев, да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да ещё мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал всё, что обязан был сделать.
Детям стало стыдно; они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно. (Это как)
Вопросы:
1. Кто главные герои?
2. Какое время года?
3. Вам понравились ребята в рассказе? Почему?
4. Кто понравился больше, меньше?
5. Какую работу выполняли обитатели рощи?
6 Когда ребята поняли, что поступили неправильно?
Динамическая пауза
Воспитатель делит детей на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» дети-«муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети-«муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-«муравейник» опустят руки вниз.
Творческое задание: разделить картинки на две группы – трудолюбивых детей и ленивых. Каждый из ребят берёт по одной.
Рефлексия: Чему научил рассказ? Знакомство с портретом автора. Вы все любите играть, но что вы делаете сначала в саду? Дома?
Перспектива: выучить пословицы и поговорки о труде.