Юлия Агопова
Технологическая карта занятия по познавательному развитию «Урал — наш край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
Актуальность проблемы
Нормативно-правовой документ ФГОС дошкольного образования выделяет в структуре ООП ДО часть, формируемую участниками образовательного процесса, отражающую специфику национально культурных, демографических, климатических условий. В связи с этим педагог должен создать комплекс условий, позволяющих воспитать у детей чувство любви к родному краю, преданность, ответственность и гордость за него, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Урал - наш край родной
- Темочки
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Тема: ««БЕРЕГИ СВОЙ КРАЙ»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Форма НОД: занятие-путешествие
Форма организации подгрупповая
наглядный ряд: коллекция камни – минералы и самоцветы (кварц, мрамор, малахит, яшма, азурит железная руда, уголь, сланец, бурый железняк)
карта Свердловской области;
ткань белого и зеленого цвета (2м. х 1.5м.)
доски для лепки пластилин 4х цветов (коричневый, белый, зелёный, чёрный)
кукла Хозяйка Медной горы,
малахитовая шкатулка с «бусами» плоскостными, оформленные под камень
картинки с изображением предметов из разного материала
значки, используемые для обозначения полезных ископаемых на картах
видеоряд: презентация «Мой Урал»
литературный ряд: Энциклопедия детская
музыкальный ряд: Музыка для релаксации, музыка для лепки, отрывок из сказа Бажова П. П. «Медной горы хозяйка» описание Хозяйки.
Методические приё мы: игровая ситуация, беседа – диалог, рассматривание минералов и камней - самоцветов и беседа о них, эмоциональное погружение в тему, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Учебно-методический комплект: Толстикова О. В. Мы живем на Урале : образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. –62с, Севостьянова В. В «Культура Урала» /Екатеринбург/
Средства:
Наглядные: коллекция камней, Хозяйка Медной горы (кукла, иллюстрации
Мультимедийные: проектор, экран
Музыкальные: релаксационная музыка
Материальные: пластилин разного цвета, стеки
ЗАДАЧИ
образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, к обществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
Образовательные:
уточнить представления детей о камне, его свойствах; ознакомить с камнерезным искусством, как одним из старейших промыслов Урала,
Развивающие :
Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослым и сверстниками при решении личностных и интеллектуальных задач;
расширять представления детей о том, что делает край особенным, красивым. Развивать связную речь, обогатить словарь детей (Уральские горы, Свердловская область, полезные ископаемые, самоцветы, «седой Урал»).
Развивать воображение и творческую активность в продуктивной деятельности.
Развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
Развивать разговорную речь, расширять активный словарь; развивать умение подбирать пластилин по цвету, правильно смешивать его; развивать творчество, художественный вкус.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в группе, учитывать мнение партнера.
Способствовать сплочению детского коллектива на основе создания продукта творческой деятельности.
Воспитывать любовь к родному краю, желание узнать о нем больше.
Этапы
(последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируеиый результат
Приветствие
Эмоциональный настрой на совместную деятельность
Актуализация знаний
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, ребята.
Давайте познакомимся. Меня зову т Валентина Геннадьевна, а как зовут вас?
Я работаю воспитателем в детском саду «Колокольчик»? Как называется детский сад, в который ходите вы?
Вы любите смотреть мультфильмы!
Посмотрите мультфильм и может догадаетесь, кто кто будет у нас сегодня в гостях
Звучит отрывок из сказа Бажова П. П. «Медной горы хозяйка» описание Хозяйки.
Задает вопросы, стимулирующие мышление, память, воображение. Побуждает к высказыванию Предлагают варианты ответов, основанные на предшествующем опыте детей.
Ориентация на сотрудничество с педагогом.
Мотивация
Опора на имеющийся опыт
Игра «В руки камешек возьми – про него нам расскажи»
Проблемные вопросы
Подготовка к «эмоциональному погружению»
Эмоциональное погружение в тему - Хозяйка Медной горы сегодня у нас в гостях.
Хозяйка Медной горы:
Я – Хозяйка медной горы. Вот вы и попали ко мне в гости. Я живу на Урале – в самом красивом, самом богатом крае в России. Об Урале не в сказке рассказывается, а в одной легенде сказывается.
Послушайте!
Полюбуйтесь красотой моих гор. Уральские горы протянулись с севера на юг более чем на две тысячи километров, они издавна считаются границей между Европой и Азией.
Я предлагаю вам совершить путешествие в мои владения - кладовые уральских гор. Хотите?
Перед вами та самая «малахитовая шкатулка». Давайте откроем и посмотрим, что в ней? (Показ камней самоцветов из шкатулки).
Наши уральские горы богаты камнями-самоцветами. Самоцветы – минеральные тела. Вот это опал – черный камень, вот этот - лазурит. Он сине – голубой, как небесная лазурь. Это яшма –она многоцветна, от светло-коричневого до красного, будто ломтик ветчины. А этот прозрачный, сверкающий на солнце, камень – горный хрусталь. Зеленый камень вам уже знаком. Как он называется? (это малахит).Из него сделана шкатулка.
Эти камни имеют большую ценность, за свою красоту.
-Как вы думаете, для чего используют камни-самоцветы?
(делают различные украшения).
Х. : А вы помните, кто писал об уральских мастерах горного дела?
Игра
«В руки камешек возьми - про него нам расскажи». (схема)
Хозяйка: рассыпала я свои бусы волшебные из камней самоцветов. А собрать их непросто. Чтобы сделать это, нужно ответить на вопросы мудреные.
Помогите мне, пожалуйста
-Как называется наш родной край? (Урал)
- Какой город называют столицей Урала? (Екатеринбург.)
- Какое животное изображено на гербе Свердловской области? (Белый соболь. (пазлы)
Игра «Живое слово»
-На берегу какой реки стоит город Екатеринбург? (Исеть)
На картинки посмотрите,
Звуки первые найдите!
(Дети называют звуки)
Игла
Серьги
Ель
Телефон
Ь
Послушайте песню, и ответьте
- Какое дерево называют символом Урала? (Рябину.)
Молодцы! Вы ответили на все вопросы и собрали мои ВОЛШЕБНЫЕ бусы
Ребята, как вы думаете, как выглядят Уральские горы летом? зимой?
Хотелось бы вам самим превратиться в горы?
Как мы можем с помощью движений изобразить горы? Давайте вместе выберем цвет ткани, разделимся на 2 подгруппы по желанию.
Этюд «Уральские горы летом и зимой» образное воплощение замысла с помощью ткани под музыкальное сопровождение Воспитатель одевает корону
Презентация 1, 2, 3, 4, слайд
Демонстрирует на экране камни - самоцветы.
Слайд 5,6
После ответов и предположений детей
Показывает коллекцию камней обращает внимание детей на камни, предлагает положить на них ладошки и сказать о своих ощущениях, свойствах камня.
Говорит за Хозяйку, показывает шкатулку и «Бусы»
.(После каждого правильного ответа детей прикрепляет к мольберту «бусину» из малахитовой шкатулки.)
Предлагаю детям каждой подгруппы под музыкальное сопровождение поочередно «стать зелеными Уральскими горами летом»
или «заснеженными горами» зимой
Рассматривают изображения на экране
Высказывают свои предположения
Рассматривают коллекцию камней.
Берут в руки камни
Рассуждают, сравнивают камни
(Камень холодный, шершавый, тяжелый, твердый, цветной ….
Высказывают, рассуждают, проявляют способность к мышлению
Рассуждают.
Делают физ минутку.
Ребенок начинает сотрудничать с педагогом, проявляет внимательность, активность в познании нового для себя, эмоциональную отзывчивость.
Наши уральские горы богаты не только камнями-самоцветами, но и полезными ископаемыми.
Может кто-то знает, какие полезные ископаемые есть в кладовой Уральских гор?
Ребята, давайте мы сегодня будем геологами и отправимся в экспедицию на месторождение полезных ископаемых.
(описание полезных ископаемых, условное обозначение)
КАМЕННЫЙ УГОЛЬ
Вы сказали что уголь твёрдый но если ударить по нему тяжёлым то что с ним произойдёт?. Давайте посмотрим что с ним будет. (В салфетку кладём уголь и ударяем по нему молотком. Он рассыпался, значит уголь твёрдый но хрупкий.)Скажите каким значком обозначается на карте уголь.
ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА
(опыт с магнитом)
ИЗВЕСТНЯК
Ребята а мел ещё умеет злиться, хотите проверить? Возьмите пипетку, наберите в неё лимонный сок и капните на мел. Что произошло?
Рассказ – действие «Как образовались горы» Целеполагание Уральские горы очень древние. Они возникли несколько сотен миллионов лет назад и были очень высокими.
А вы знаете, как образовались горы?
Ученые называют одни камни минералами, а другие – горными породами. Природа «строит» горы из разных минералов и горных пород.
«Проходило время… Миллионы лет… Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один большой камень…»
Подведение детей к постановке цели.
Эмоционально включает в действие.
Движения сопровождаются комментарием:
Ребенок способен решать адекватные возрасту задачи и цели.
Планирование Проблемный вопрос Мы попробуем сделать из пластилина горы.
Возьмем кусочки разного пластилина, наложим их друг на друга
А теперь стекой разрежьте пластилин и полюбуйтесь на полосатые срезы. Вот так и природа образует горные породы из разных минералов. Планирует совместно с детьми, вовлекает детей в самостоятельную деятельность Самостоятельно решают поставленную задачу.
Ребенок проявляет самостоятельность в своей деятельности.
Самостоятельная деятельность
Самоконтроль Представьте себе целую цепь каменных гор
Где они располагаются на карте?
Как это можно показать?
А вы хотите создать гору?
Предлагаю пройти к столам для лепки, выбрать себе понравившееся место, необходимый материал. В соответствии с задуманным образом выбрать цвет пластилина, приступить к лепке. Когда гора готова, детям предлагается найти ей место на карте Урала
По ответам детей воспитатель условными знаками обозначает полезные ископаемые на карте : уголь, железная руда, известняк.
Наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Задает вопросы стимулирующие процесс мышления Высказывают, рассуждают
Подбирают пластилин. Лепят горную цепь, располагая её на карте
Воплощают свои идеи в своей деятельности с помощью процесса воображения.
Проявляют индивидуальность. Ребенок проявляет самостоятельность, творческий подход, оригинальность.
Открытость Хозяйка Медной горы:
Вот и закончилось ваше путешествие. Понравилось ли вам оно?
Что нового узнали? /Ответы детей/.
По ответам детей воспитатель условными знаками В. : Посмотрите, сколько на карте знаков, а что это значит? /Ответы детей/.
Мы с вами здорово потрудились.
Что вам особенно понравилось, запомнилось?
С кем хотелось бы поделиться своими впечатлениями?
Хотели бы еще что-то новое узнать о горах? Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления и воображения.
Выражает благодарность. Предлагают различные высказывания Ребенок проявляет самостоятельность, креативность, компетентность.