Серафима Симонович
Технологическая карта НОД по познавательному развитию «Удивительные свойства воды» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: познавательное развитие.
Интеграция видов деятельности: опытно-экспериментальная деятельность, игровая, двигательная.
Вид занятия: познавательно-исследовательское.
Формы организованной образовательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цель: Знакомство с разными свойствами воды.
Задачи:
Публикация «Технологическая карта НОД по познавательному развитию „Удивительные свойства воды“ в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Образовательные: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов.
Развивающие : развивать умение устанавливать простые причинно-следственные связи.
Воспитательные: воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.
Планируемый результат: умение ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды, понять значение воды в окружающей среде.
Оборудование: иллюстрации воды, «компьютер»; символы, обозначающие свойства воды, глобус, аудиозапись шума воды, изображение капельки, вырезанной из плотной бумаги.
Инвентарь для опытов:
- для 1-го опыта: тазик, песочные формочки и стаканы с водой (по количеству детей, кувшин (прозрачный) с водой;
- для 2-го опыта: прозрачные стаканы с водой (по количеству детей, краски, кисточки, салфетки, банка с водой, банка с молоком, камешки;
- для 3-4-го опытов: прозрачные бокалы с кипяченой водой (по количеству детей, ложечки, салфетки, сахар, два ведерка, зонт.
№ этапа Этап,
его продолжительность Методы, формы,
приемы, возможные виды деятельности Деятельность педагога Предполагаемая деятельность воспитанников Планируемый результат
I 1.
Психологический настрой
Создать эмоциональную поддержку детей
(1 мин.) Сообщение информации Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Участие в приветствии, желают своим сверстникам здоровья и хорошего настроения.
Психологическая готовность детей
2.
Мотивационно-побудительный
(2 мин.)
Проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели занятия Создание проблемной ситуации, вовлечение детей в предстоящую деятельность.
Звучит аудиозапись:
- звук ручейка
- шум моря
- шум фонтана
Использование наглядности
Я хочу загадать вам загадку.
«Она и в озере,
она и в лужице.
Она и в чайнике
у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, шуршит».
Что это?
Воспитатель. Правильно, это вода. А у меня есть интересные записи. Послушайте (включает запись). Вы узнали: кто это? (Да, это ручеек) А вот еще одна запись, послушайте и ее. Кто сейчас с вами разговаривал? (Море)
Еще раз закройте глаза. (Включает фонтан.)
Демонстрация глобуса:
(Воспитатель демонстрирует глобус.)
- Ребята, что это? (ответы детей)
- Правильно. Глобус, означает шар, это модель Земли, на нем изображены страны, горы, реки, моря, океаны.
(Воспитатель вращает глобус, обращает внимание детей на то, что синий и голубой цвет занимают большую часть.)
- Большую часть Земли занимает вода – это реки, моря, океаны.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить, с чем познакомимся?
Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о
«волшебнице воде». Что вы знаете о воде? А хотите узнать больше? Слушают, отвечают на вопросы
Дети выполняют задания.
Высказывают свои предположения,
формулируют тему занятия и цели.
Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение непроизвольного внимания.
II Основная часть
1. Проектирование решений проблемной ситуации,
актуализация знаний
(1 мин.)
Беседа
Аудиозапись волшебной музыки
Приглашаю вас, ребята, отправиться в волшебную лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. Прежде чем мы попадем в лабораторию, скажите, а чем занимаются в лаборатории?
Воспитатель: А чтобы всё получилось в сказочной лаборатории, нужно соблюдать правила поведения:
1. Внимательно слушать воспитателя.
2. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
3. Не забывать после каждого опыта сделать вывод.
Воспитатель: давайте встанем в кружок и произнесём волшебные слова, я буду говорить, а вы за мной повторяйте:
1, 2, 3, 4, 5 – Начинаем колдовать!
Крибли, крабли, бум!
Наши дети изменились –
И в учёных превратились!
Участвуют в диалоге
Умение слушать и осуществлять действия по образцу и заданному правилу.
2.«Открытие» детьми новых знаний
(10 мин.)
Экспериментирование
Опыт 1. «Вода –это жидкость»
Воспитатель: Как вы думаете, что в кувшине? (вода, воспитатель льет из кувшина воду в таз)
- Что делает вода? (льется). Какой формы она была в кувшине? (как кувшин).
- Какой формы вода в тазу? (вода растеклась)
- Перелейте воду из стаканчиков в формочки. Какой формы стала вода?
- Вылейте воду из формочки в таз.
Вывод 1: вода – это жидкость. Она течет. Ее можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.
- Чтобы вам лучше это запомнить, я покажу на нашем «волшебном компьютере» символ воды – это жидкость. (Показывает символ воды и прикрепляет магнитом)
- Садитесь за столы, продолжим наше исследование лаборатории.
Опыт 2. «Вода бесцветная»
На столе у воспитателя банка с водой и банка с молоком. В тарелочке камешки. У каждого ребенка стакан с водой, салфетка, кисточка, акварель.
- Какого цвета вода?
- Правильно, прозрачная.
- Что в этой банке? (молоко) Какой цвет? (белый)
- Я сейчас положу камешки в молоко и воду.
- Где видно камешки? (в воде) Почему? (вода прозрачная)
- Какая вода? (бесцветная)
На компьютере отметим символ, что вода не имеет цвет, т. е. бесцветная. (На «компьютере» воспитатель вешает символ)
Вывод 2: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная.
- Опустите в воду кисточки. Почему их видите? (вода прозрачная)
- Окрасьте воду в тот цвет, который вы хотите. Я хочу окрасить воду в красный цвет. (Дети окрашивают воду в свой цвет) .
- Когда изменяет цвет вода дома? (если добавляем чай, кофе)
Участвуют в диалоге игры-эксперимента, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях.
Овладение способами познавательной деятельности.
Динамическая пауза
(1 мин.)
Физминутка
Мы топаем ногами, Топ-топ-топ!
Мы хлопаем руками, Хлоп-хлоп-хлоп!
Качаем головой,
И вертим головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
И бегаем кругом.
Выполняют упражнения согласно тексту.
Сохранение и укрепления здоровья.
Предупреждение утомляемости
Опыт 3-4:
«Вода без запаха, без вкуса»
На столе бокалы на блюдце с прозрачной кипяченой водой по количеству детей, салфетки, чайные ложечки. Сахар.
- Перед вами вода, понюхайте ее.
Чувствуете ли вы какой-нибудь запах?
(запаха нет)
- На компьютере отметим, что вода без запаха. (Воспитатель отмечает символом, что вода без запаха)
- Отпейте глоток воды. Какой вкус у воды? (бесвкусная).
(Воспитатель отмечает символом, что вода без вкуса).
- У воды нет вкуса. Чтобы вода стала сладкой, что нужно сделать?
- Правильно, добавьте сахар. Возьмите ложечки, наберите сахар, добавьте в воду, размешайте и попробуйте. Какой вкус стал у воды? (сладкий)
- Что нужно добавить, чтобы вода была соленой, кислой? (соль, лимон)
Вывод 3-4: вода не имеет запаха и вкуса.
- Расскажите, какая вода? В этом вам помогут символы «компьютера»…
(Дети с помощью символов делают выводы : вода – жидкость, бесцветная, без запаха, без вкуса).
Дети формулируют вывод.
3. Практическая часть
(Самостоятельное применение нового на практике)
(2 мин.)
Дидактическая словесная игра
«Да- нет»
-А сейчас проверим ваши знания о воде. Кто правильно отвечает, получает вот такую капельку. Кто капелек соберет больше, тот побеждает в нашей игре.
В круг скорее вставайте!
Вы друг другу помогайте,
На вопросы отвечайте
Только ДА и только НЕТ,
Дружно дайте мне ответ.
Если НЕТ вы говорите,
То ногами постучите.
Если говорите ДА,
В ладоши хлопайте тогда.
1. Чистая вода может лечить (да)
2. Вода может растворять вещества (да)
3. На морозе вода не застывает (нет)
4. Чистая вода имеет запах (нет)
5. Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут (да)
6. Вода не может менять цвет (нет)
7. Без воды прожить нельзя (да)
Так кто у нас больше всех знает о воде? Посчитайте свои капельки.
Участвуют в дидактической игре, выполняют задание солгласно тексту, получают капельки в за правильный ответ
подсчитывают, определяют победителя.
Осознанные, усвоенные умения, навыки.
III Заключительная часть.
1. Систематизация знаний.
(2 мин.)
Звучит волшебная музыка.
Молодцы, ребята! Из вас получились самые настоящие
лаборанты! Со всеми опытами вы прекрасно справились! Но
нам уже пора возвращаться в детский сад.
Закрываем глаза.
Воспитатель:
- Вот мы и оказались опять в нашем саду. Вот сколько
интересного и познавательного мы сегодня с вами узнали о
воде. Недаром воду называют самой настоящей волшебницей,
ведь у неё столько свойств.
- Давайте ещё раз вспомним их.
А как мы с вами определили эти свойства? Правильно, проводили опыты.
Перечисляют свойства воды.
Овладение элементарными навыками самоконтроля.
2. Рефлексия.
(1мин.)
Вам понравилось быть волшебными лаборантами? А почему? А какой опыт больше всего понравился? А где вы испытали затруднения?
Вы замечательно сегодня потрудились и
со всеми опытами отлично справились.
Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
Овладение элементарными навыками самооценки.