Наталья Багаутдинова
Технологическая карта занятия «Гулянье в Дымково»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия
Образовательная область: Художественно - эстетическая
Тема занятия : Гулянье в Дымково (коллективная работа).
Возрастная группа: старшая группа.
Цель занятия : знакомство с народным творчеством, через дымковскую игрушку.
Публикация «Технологическая карта занятия „Гулянье в Дымково“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Задачи: обучающая – закрепить умение рисовать узоры по дымковским мотивам;
Развивающая - формировать умение различать стиль декоративной живописи.
Воспитательная - уважать работу народных умельцев, а так же работу своих товарищей.
Дополнительные задачи:
Игровая задача: быстро ориентироваться в выборе цвета и узора;
Дидактическая задача: упражнять в умении собирать целое из частей.
Планируемый результат занятия :
-дети рисуют узоры Дымково;
-называют различные стили декоративной живописи;
-дети демонстрируют умение работать в коллективе, собирать общую картину.
Подготовительная работа:
• Познавательное развитие - Настольная игра «Собери целое», «Подбери пару», «Продолжи рисунок». Исследовательская деятельность, совместно с родителями «Свойства глины».
Просмотр фильма «Дымково».
• Социально коммуникативное развитие – подбор иллюстраций, для оформления альбома по прикладному искусству.
• Речевое развитие – чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красна девица»;
• Художественно – эстетическое развитие – раскрашивание силуэтов, прослушивание музыкальных произведений «Ой вставала я…» «Идёт матушка весна»,
Материалы и оборудование:
• Шаблоны игрушек для рисования узора;
• Кисти двух размеров;
• Акварельные краски;
• Клеёнки на стол;
• Подставка для кисточек;
• Салфетки;
• Клей.
• Запись русской народной музыки «Как у нашей Дуни», «Ярмарка».
• Большой лист бумаги для оформления картины.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Предполагаемая деятельность детей
1. Организационно-мотивационный этап - • Беседа, активизирующая опыт детей;
(перед детьми картина с видом Дымковской слободы)
Завлекалочка-Здравствуйте ребята, сегодня мы будем с вами расписывать орнаментом удивительные игрушки! А какие это игрушки, вы узнаете, отгадав загадку!
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары,и рыбы.
А ну назови-ка меня!
(Дымка)
-Посмотрите, как много красивых игрушек сегодня у нас в гостях! Такие интересные игрушки! Вы их узнали? Что это за игрушки?
- Погляди-ка на картинку. Что за деревенька в дымке?
- Молодцы, ребята!
Дети подходят к воспитателю для рассматривания,
называют Дымковскую игрушку.
(дети читают стихи о дымковском промысле и слободе)
1. И село родное люди «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски.
В том селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны и лепили там из глины.
2. Все игрушки – непростые,
А волшебно – расписные
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
3. Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз!
И о дымковской игрушке
Мы ведем сейчас рассказ.
2. Основной этап
История возникновения дымковской игрушки. Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….
-Здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.
-Глину собирали обычно весной и смешивали её с мелким чистым песком из реки. Подготовить глину к работе – не простое дело: её рубят лопатой, много раз перемешивают, заливают водой и снова перемешивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки.
-Когда умельцы лепили, главными помощниками у них были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой мастер убирал лишнюю глину, а мокрой тряпочкой приглаживал все неровности и шероховатости, и получалась игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа.
Как вы думаете, с каким настроением лепили и разрисовывали эти игрушки наши мастера?
-Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы:
Расписные сани,
Медведь с гармошкой,
Солдат с усами.
Козёл – золотые рожки
Да куколка в серёжках.
Пёстрые, яркие, славные подарки!
-Яркие, красивые игрушки любили люди и с удовольствием их покупали. Продавать свои игрушки мастера возили на ярмарки. Собирался там народ с разных мест на гулянье, а называлось оно «Свистунья» или «Свистопляска», потому что дымковские игрушки были не простые. Многие из них были свистульками. От этих свистулек и пошло название гуляньям.
Дети слушают рассказ воспитателя и решают, с каким настроением делали умельцы игрушки для своих детей.
Дети: Игрушки лепили с хорошим, веселым настроением!
2.1. Этап постановки проблемы
• Предварительное формирование замысла в индивидуальных беседах;
Тогда давайте вместе разрисуем свои игрушки и сделаем веселый праздник в дымковской деревне! Физкультминутка: «Пляска в дымковской деревне»
Эй, ребята, выходите,
Пляску русскую начните!
В этой пляске удалой
Пусть кружится шар земной.
Вот какой веселый пляс
Начинается у нас!
Не стоит никто на месте
Все танцуют с нами вместе.
Мы наклонимся сейчас.
Начинаем перепляс,
Постараемся для вас.
Все ногами топают,
Все в ладоши хлопают.
2.2. Этап ознакомления с материалом
• Совместное со взрослым или самостоятельное планирование деятельности; Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч - отвечай.
1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (Белый)
2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)
3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (Геометрические)
4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)
5. Как называется праздник, который проводят в Дымково? (Свистунья)
6. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый)
7. Где обжигают игрушки? (В печи) Отвечают на вопросы воспитателя вспоминают пройдённый материал.
2.3. Этап практического решения проблемы • Совместное со взрослым или самостоятельное определение способов деятельности;
• Индивидуальная помощь ребенку в процессе деятельности; А сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и украсить дымковским узором модели барашек, коней, барышень, уточек которые я приготовила для вас. Вместе мы сделаем настоящий праздник в дымковской деревне!
Воспитатель объясняет последовательность работы. ( Называет три вида росписи: полосатую, клеточку, кольца).
. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою игрушку. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения дымковских игрушек на доске.
Дети выбирают самостоятельно шаблон игрушку для раскрашивания.
Дети садятся на свои места и приступают к работе.
Во время рисования звучит народная музыка, по окончании работы сделать общую картину «Гулянье в Дымково» (село, деревня, где создают глиняные игрушки).
3. Заключительный этап • Анализ детских работ. Ай да, Дымковская Слобода у нас получились! Настоящие – дымковские игрушки! Давайте приклеим их на большой лист бумаги, где уже есть изображение деревни.
Ребята, посмотрите внимательно и выберите наиболее яркие и аккуратные работы.
- Да, ребята, слобода у вас получились веселая и дружная!
Деревенька-невидимка –
До того она мала –
Утонула в сизой дымке,
Притаилась, залегла.
Дети выбирают наиболее яркие и аккуратные работы (для этого применяют смайлики, при этом объясняя своё решение).