Нартова Тамара
Технологическая карта совместной НОД по освоению детьми старшей и подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта совместной непосредственно образовательной деятельности по освоению детьми старшей/ подготовительной группы образовательной деятельности: РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Воспитатель Нартова Т. К.
ТЕМА: Н. Сладков «Карлуха». ЦЕЛИ: Уточнить представления детей о жизни, повадках зимующих птиц через ознакомление с художественным произведением Н. Сладкова «Карлуха». Формировать умение понимать главную идею произведения.
Публикация «Технологическая карта совместной НОД по освоению детьми старшей и подготовительной групп» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
• Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах через восприятие художественного произведения
• Формировать умение понимать главную идею произведения.
• Способствовать формированию у старших дошкольников связной речи
• Создавать условия для становления у дошкольников интереса к книге и внутренней потребности к чтению художественных произведений
• Способствовать формированию коммуникативных навыков
РАЗВИВАЮЩИЕ:
• Активизировать и расширять словарь глаголов, прилагательных, числительных, существительных по теме ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
• Развивать коммуникативные навыки, диалогическую речь, внятность и выразительность речи.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
• Воспитывать чуткость и уважительное отношение к живой природе
• Формировать интерес к художественной литературе
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Н. Сладкова, плоскостное изображение вороненка, записка, энциклопедия «ПТИЦЫ», цифры 4, 5 и 1
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение произведений о птицах, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, дидактические игры, наблюдение на прогулках.
Этапы НОД Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанников Методы и приемы Результат
Психологический настрой Создание атмосферы психологической безопасности Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Мы друг к другу повернемся И друг другу улыбнемся! Встают в круг, повторяют движения воспитателя:
Психогимнастика Психологическая готовность к общению
Вводно-организационный, актуализация. Организация направленного внимания, закрепление ранее полученных знаний Отгадайте загадку, и вы узнаете, с кем вы сегодня встретитесь:
Носит серенький жилет, Но у крыльев чёрный цвет. В вышине кружат пять пар И кричат: Карр! карр! карр!
Верно, это ворона. Кто такая ворона? Какая это птица? Как называются детеныши вороны? Воронята – это кто? Ребята я буду читать стихотворение, буду показывать вам цифру, а вы скажете ее словом. Сначала я дам вам подсказку, будьте внимательны, постарайтесь её услышать. В следующий раз назовите правильно
У вороны (пятеро) кого (птенцов, (пятеро) веселых сорванцов. (Пятеро) уселись на суку, каждый проглотил по червяку. (Четверо) сказали: «Кар, спасибо!». А (один) : «Ах, мамочка, ку-ку!»
У нас в гостях детеныш вороны. Назовите его. Скажите, у него хорошее настроение? Он какой? Да, он почему-то грустит.
Расскажем ему шутку, повторите скороговорку: Вороненку раз карась Подарил раскраску И, сказал карась: «Раскрась, вороненок, сказку!»
Исправилось настроение вороненка?
Давайте еще с ним поиграем:
Мы расскажем вам, друзья! Что сегодня делал Я: Прыгал, бегал и смеялся, Пел, кричал и баловался. Очень долго я шалил: Стул сломал и суп пролил. Испугался я, устал И совсем послушным стал.
Ребята, давайте будем послушными, как настоящие школьники. Присядьте на стулья.
Отгадывают: ВОРОНА
Отвечают: ПТИЦА, ВОРОНЯТА, ПТЕНЦЫ
ПЯТЕРО
ЧЕТВЕРО ОДИН
ВОРОНЕНОК ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, ЗАДУМЧИВЫЙ, СКУЧНЫЙ
Повторяют
ПРОДОЛЖАЕТ ГРУСТИТЬ
П/И «Мы расскажем вам, друзья»
Обе руки к груди и развести, указ палец на себя прыжки, бег на месте, ладонь ко рту, руки рупором, покачивание головой, махи руками
Ладони к щекам и присели на корточки, опустив голову
Садятся на стулья Эмоциональное погружение
Загадка
Вопросно-ответная коммуникация
Д/ И: «Назови числительное»
С/И «Скороговорка»
Автоматизация звука «Р» Формальная готовность к предстоящей деятельности
Способны
проявлять волевые
усилия, слушать друг
друга и воспитателя, приобретают осознанные усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т. д. овладение способами познавательной деятельности.
Мотивация Создание ситуации, при которой возникает необходимость в получении новых знаний У него на крылышке что-то есть. Дети, это записка:
Дорогие, ребята! Люди считают нас неприятными птицами. Они думают, будто мы только и делаем, что приносим несчастья и портим погоду. Помогите мне доказать, что это не так… Попробуем помочь вороненку?
Соглашаются помочь Сюрпризный момент, создание проблемной ситуации Внутренняя мотивация на деятельность
Восприятие и освоение нового материала Что вы ещё знаете о воронах? Где это можно узнать?
Читаю удивительные сведения о воронах. Ребята, теперь вы больше узнали о воронах. Как мы можем их охарактеризовать? Какие они?
Дети, как высчитаете, вороны становятся умными сразу с рождения? ВОРОНЫ –КРУПНЫЕ ПТИЦЫ, ЛЕТАЮТ СТАЯМИ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ В ЭНЦИКЛОПЕДИИ, ПОСМОТРЕТЬ ПО ТВ И В ИНТЕРНЕТЕ
Слушают, Слушают, выражают собственные мысли. Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на вновь полученные знания и уже имеющиеся представления
ОЧЕНЬ УМНЫЕ, НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ, ДОГАДЛИВЫЕ, СООБРАЗИТЕЛЬНЫЕ Поиск информации Проявляют умение слушать, воспринимать информацию, овладевают навыками поиска информации
Динамическая пауза Вот под ёлочкой зеленой Скачут весело вороны Кар! кар! кар! Целый день они кричали, Спать ребятам не давали: Кар! Кар! Кар! Только к ночи умокают И тихонько засыпают Выполняют движения в соответствии с текстом Игровые приемы Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта
Восприятие и освоение нового (расширение) материала.
Усвоение вновь полученной информации Давайте прочтем рассказ Николая Ивановича Сладкова «Карлуха»
Свои произведения Сладков посвятил детям – подрастающему поколению, ответственному за разумное отношение к природе. С самого раннего детства прогулки доставляли мальчику особое удовольствие. Коля любил бывать в парках и скверах, где можно было встретить то белку, то яркого дятла, то стайку веселых птиц.
Коля научился распознавать «голоса» птиц, различать следы зверей, ядовитые растения от полезных. Свои наблюдения мальчик записывал в дневник, а полученные знания дополнял чтением множества книг о природе, ее тайнах и законах.
1. Что мы прочитали? Понравился рассказ
2. Как он называется? Кто дал вороненку кличку?
3. Где жил Карлуха?
4. Что он любил делать?
5. Где решил спрятать пуговицу вороненок? Почему? От кого он ее прятал?
6. Сразу у Карлухи получилость спрятать ее? Почему?
7. Рассажите, как вороненок прятал пуговицу.
8. Надежно ли спрятал он свою находку?
9. Что подметил писатель Н. Сладков в поведении вороненка? Каким можем назвать вороненка Карлуху? Откуда мы об этом узнали?
Воспринимают информацию, смотрят на портрет писателя
Участвуют в диалоге с воспитателем
СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ, СПОСОБНЫЙ ИЗ РАССКАЗА ПИСАТЕЛЯ
Восприятие произведения
Вопросно-ответная коммуникация (беседа)
Умеют включаться в
обсуждения. Способны
проявлять волевые
усилия, слушать друг
друга и воспитателя, приобретают осознанные усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т. д. овладение способами познавательной деятельности.
Рефлексивно-корригирующий Формирование элементарных навыков самоконтроля, коррекция отношения к живым объектам природы Что, вы теперь, думаете о воронах? Какие птицы, вороны. Стоит ли их ненавидеть. А что заслуживают эти птицы от человека?
Предлагаю поиграть
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее вороне. Объясните выбор каждого слова.
Словарь: курлычет, маленький, бойкий, лес, серая, летает, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунывающая, болото, чернокрылая, чирикает, хитрая, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, скворечник, шагает, непоседливая, длиннохвостая, наблюдательная, стрекотуха, хрипловатая, «ледоломка», хищная, прячет, белоснежный, белобока, крупная длинноногий, каркает, маленькая, танцует, крадет, проворная, ныряет, сердитая, крикливая, охотится, зимующая птица, пролетная птица, перелетная птица.
Отвечают на вопросы. Высказывают свои умозаключения
Хлопают в ладоши, услышав подходящее слово, объясняют выбор Решение проблемной ситуации.
Д/И «Выбери слово» Обогащение словаря
Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Развитие зрительного
внимания, воображения, слуха
Заключительный (рефлексия) Формирование навыков самооценки Что надо делать, чтобы увидеть, подметить в поведении птиц, животных что-нибудь необычное?
Я предлагаю вам сделать портрет Карлухи способом аппликации НУЖНО НАБЛЮДАТЬ ЗА ПРИРОДОЙ, ЖИВОТНЫМИ И ПТИЦАМИ Беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуально - коллективная Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса.