Наталья Голубева
Технологическая карта по русскому языку (9 класс, 8 вид) «Сложные предложения»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока русского языка (ОВЗ)
Учитель: Голубева Н. Г.
Школа: МОУ СОШ №4 города Ростова
Класс : 9 класс
Тема урока: сложные предложения.
Тип урока: открытия нового знания
Цель: формирование и систематизация понятий основного элементарного курса грамматики: предложение, предложение сложное (СП, грамматическая основа, смысловые связи.
Задачи:
Публикация «Технологическая карта по русскому языку (9 класс, 8 вид) „Сложные предложения“» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Систематизация, углубление и обобщение знаний о сложном предложении. Актуализация умений и навыков выделения главных членов как его смысловой и грамматической основы в каждой части СП, выделения их знаками препинания без союзов и с союзами и, а, но. Формирование графических умений и навыков. Совершенствование навыков распознавания, выделения СП в тексте, употребления в речи.
2. Коррекция и развитие ВПФ (умение анализировать, классифицировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму). Развитие коммуникативной функции речи. Активизация и обогащение словаря.
3. Воспитание положительной мотивации к обучению, культуры общения.
Планируемые результаты:
Предметные :различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
Личностные: ценить и понимать позицию другого, освоение личностного смысла учения, выбор образовательного маршрута.
Основные понятия: простые и сложные предложения; грамматическая основа; подлежащее и сказуемое; правила постановки знаков препинания в сложных предложениях.
Основные методы: проблемно-поисковый, проблемный диалог.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная.
Оборудование: рабочие тетради, индивидуальные карточки, схемы предложений.
Этап урока
Цель Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I этап.
Мотивация к учебной деятельности
мотивирование учащегося к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки Включение в деловой ритм, устное сообщение учителя.
- Сегодня у нас на уроке гости и мы, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.
- Давай улыбнёмся им. Я рада видеть тебя и думаю, что сегодняшний урок принесёт не только приятное общение друг с другом, но и новые открытия. Пусть тебе поможет сообразительность, смекалка и те знания, которые ты уже приобрел.
- Открой тетрадь и запишите дату. Осанка. Настраиваются на работу.
II этап. Актуализация знаний актуализировать знания
Говорим на уроке правильно, культурно, полными ответами.
-Что мы знаем о речи? Для чего она нужна?
-Виды речи?
-Из чего состоит наша речь?
-Что ты знаешь о предложении?
-Какие предложения знаешь?
Текст: Наступила ранняя весна. - Наступила ранняя весна, прилетели первые перелетные птицы.
-Чем они различаются?
-Из чего состоит грамматическая основа?
-Почему стоит запятая?
-На каких уроках мы еще работаем с предложениями?
речь – средство общения людей, передачи информации будущим поколениям.
устная и письменная
из предложений
Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.
простые и сложные
разное количество грамматических основ
главных членов- подлежащего и сказуемого
разделяет части СП
чтение, география, биология и др.
III этап. Изучение новых знаний.
научить различать
простое и сложное предложение
Найди грамматическую основу первого предложения? – второго?
- Чем отличаются предложения?
- Вспомни, как называются предложения с одной грамматической основой?
- А с двумя?.
- Какова тема урока?
- Исходя из темы сформулируем цели:
-Сегодня мы углубим и расширим наши знания о сложном предложении.
-Будем учиться выделять в каждой части сложного предложения главные члены, как его смысловую и грамматическую основу.
-Выделять части сложного предложения знаками препинания.
-Формировать умение выделять сложное предложение в тексте.
- Составлять сложные предложения и употреблять их в речи.
Участвует в обсуждении проблемных вопросов.
Формулирует тему: «Сложное предложение»
Формулирует цели урока.
Высказывает собственное мнение, аргументируя его
грамотно писать, расставляя знаки препинания
IV этап. Словарная работа. Развитие речи.
Развивать связную речь Предложение :
Весна удивляет своей переменчивой погодой.
С написанием какого слова не знаком?
-Произношение. Орфограммы.
-Значение слова:
Удивлять - вызывать это сильное впечатление, изумление, восхищение чем-то необычным, например красотой природы, поступком, работоспособностью и т. д.
-Прописывание.
- Составь предложение со словом удивляет (с помощью опорных слов) и запиши его.
Какие предложения получились? Простые или сложные? Выделите грамматические основы.
Удивлять
Удивление - сильное впечатление, изумление, восхищение чем-то необычным
Весна поражает нас необыкновенной красотой, погода удивляет своим непостоянством.
V этап. Первичной проверки понимания Осознанность восприятия материала, первичное обобщение.
О каком времени года говорится в стихотворении?
Аукают дети, кукуют кукушки.
Ручей под гармонь распевает частушки. В. Боков.
-Прочитай стихотворение про себя.
-Прочитай вслух, передавая интонацией веселое весеннее настроение!
-Скажи сколько предложений в стихотворении? Какие они?
Почему?
Назови сложное.
-Почему стоит запятая в предложении?
-(правило стр. 225) Самостоятельный вывод.
-Запиши сложное предложение. Выделите грамматическую основу.
Вывод: Сложные предложения- это предложения, состоящие из двух или нескольких простых
Рассмотри схемы сложных предложений. В чем их отличие?
___ ====, и ___ ====.
___ ====, а ___ ====.
___ ====, но ___ ====.
___ ====, ___ ====.
Работа по содержанию:
Упражнение № 307. Задание (про себя, вслух)
Разбор, подбор частей СП.
1 сложное, 1 простое
разное количество грамматических основ
Запятые разделяют части сложного предложения.
Сложные предложения бывают бессоюзные и союзные! ПП. соединяются в СП. двумя основными способами.
VI этап.
Закрепление изученного:
Деятельность по применению новых знаний.
Самостоятельная работа - упр. № 307.
-Сколько частей в каждом сложном предложении?
-Как выделяются части сложного предложения при письме?
-Какими союзами соединены части?
Графический диктант:
Соотнеси предложения со схемами :
___ ====, ___ ====.
Стали птицы песни петь, И расцвёл подснежник.
==== ___, и ==== ___.
Весной по утрам тонкий лёд ещё покрывает лужицы, а воздух пахнет морозом.
___ ====, а ___ ====.
Ветерок принёс прохладу, погода вмиг испортилась.
Вывод: Закончи предложение :
Сложное предложение состоит из…
Имеет
Части сложного предложения связываются…
Разделяются…
По две части
Запятой
А, и, но
двух и более простых предложений …
две и более грамматические основы
по смыслу, интонации, союзами)
запятой
VIII этап. Домашнее задание -упражнение № 311. Задание вслух. (дописать сложные предложения, выделить грамматические основы).
IX этап. Рефлексия учебной деятельности итог урока
научить осознавать свои достижения -Какую учебную задачу решали сегодня на уроке?
Мы учились…
-Закончи фразу:
Сложными предложениями называются предложения, …
Части сложного предложения разделяются…
Для чего важно уметь составлять сложные предложения?
Как это пригодится в жизни?
- На следующем уроке мы продолжим говорить о сложном предложении.
Спасибо за работу!
Мне было приятно с тобой общаться!
Предложения, которые состоят из двух и более грамматических основ
запятой
употреблять в речи
речь грамотнее, богаче и красивее, а, значит, жизнь успешнее