Снежана Байден
Технологическая карта открытого занятия в старшей группе «Чесночок и Лучок в гостях у Малыша»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Брусничка»
(МДОУ «Брусничка»)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
открытого занятия в старшей группе
Тема: «Чесночок и лучок в гостях у Малыша»
Автор: Байден
Снежана Олеговна, воспитатель
п. Тубинский
2019г.
Технологическая карта занятия (педагогического мероприятия)
Тема «Чесночок и лучок в гостях у Малыша»
Публикация «Технологическая карта открытого занятия в старшей группе „Чесночок и Лучок в гостях у Малыша“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Культурная практика - Познавательно-исследовательская деятельность
Культурно-смысловой контекст - осознать значимость фитонцидов для профилактики простудных заболеваний; запомнить информацию о пользе чеснока и лука; быть готовыми к применению полученных знаний на практике; самостоятельно высадить лук и чеснок; осознать значимость помощи взрослым, родителям, пожилым родственникам; повысить мотивацию к здоровому образу жизни.
Цель сформировать знания детей о пользе продуктов, в которых содержатся фитонциды, для профилактики простудных заболеваний.
Задачи:
Обучающие закреплять знания о полезных свойствах чеснока и лука; учить правильно сажать лук и чеснок; дать знание об основных свойствах лука и чеснока
Развивающие развивать логическое мышление, развивать речь ребенка, трудовые умения.
Воспитательные воспитывать желание добиваться результата; любовь к растениям, желание ухаживать за ними; умение трудиться в коллективе.
Инвентарь и оборудование: ИКТ (ноутбук, колонки.) тканевые мешочки, бумажные жетоны с изображением лука и чеснока по количеству детей, плакаты о свойствах лука и чеснока, контейнеры с кусочками хлеба, насыщенными фитонцидами лука, чеснока, игрушка Смешарик, контейнер с землей, контейнеры для посадки, луковицы и дольки чеснока по количеству детей, детские лопаточки и грабельки из игровых наборов, детские лейки для полива, фартуки для участия в трудовой деятельности).
Этап Деятельность педагога
(приёмы работы) Деятельность детей Планируемые результаты
Мотивационный этап Воспитатель с детьми входит в группу и говорит :
- Ребята, какая же у вас группа красивая, светлая большая!
Посреди группы на стульчике сидит игрушка-Смешарик с закрытым медицинской повязкой ртом и градусником под мышкой.
- Воспитатель удивленно восклицает, привлекая внимание детей: Ой, кто это?
Создание проблемной ситуации, требующей разрешения:
-Ребята, вы его знаете?
-А что с ним случилось? Почему он так странно выглядит?
(раздается звук чихания (ИКТ).
В: Кто чихнул?
В: Ну, разболелся наш Смешарик совсем! Положительно реагируют на комплимент воспитателя, улыбаются.
Удивляются, проявляют интерес к игрушке, рассматривают ее. Осознают и принимают поставленную задачу.
Отвечают на вопросы.
Удивляются, жалеют героя.
Психологическая готовность к деятельности под руководством нового, незнакомого человека.
Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.
Ориентировочный этап Воспитатель: Как вы думаете, ребята? Что сейчас нужно делать? Давайте подскажем Смешарику!
Воспитатель направляет размышления детей к логическому выводу:
Правильно, нужно срочно к доктору! Давайте его проводим.
(уносит за дверь).
Воспитатель работает над актуализацией имеющихся знаний, представлений; создает ситуацию, в которой возникает необходимость получении новых представлений, умений.
В: А пока он ходит к доктору, мы подумаем, чем можем помочь ему, чтобы он больше не болел. Хорошо!
- У меня есть то, что может вам очень пригодиться!
-Присаживайтесь на стульчики.
- Вот я для вас тоже приготовила подарочки.
(Воспитатель показывает 2 мешочка 1 с чесноком а 2 -й с луком). Дают светы герою
(пить лекарства, лечиться сходить к врачу).
Дети фиксируют в памяти алгоритм правильных действий при подозрении на простуду.
Исполнительный этап -Воспитатель задает детям наводящие вопросы:
- Ребята как вы думаете что находится в мешочках?
- Вы считаете, что там лук и чеснок? Давайте проверим, так ли это?
Воспитатель заглядывает внутрь мешочков, потом выкладывает содержимое мешочков на ладонь и говорит:
- Да, ребята, действительно, здесь лук и чеснок.
Воспитатель поощряет детей:
- Молодцы, правильно определили.
Воспитатель задает вопросы:
- Мы часто болеем простудными заболеваниями. И чтобы защитить свой организм нам поможет ЧТО? (лучок и чесночок).
- Ребята, давайте представим, что мы с вами ученые, и наша задача изучить полезные свойства чеснока и лука.
Воспитатель работает над расширением у детей имеющихся представлений по теме, обращает внимание детей на плакаты:
- Итак, уважаемые ученые, посмотрите на плакаты.
- Как вы думаете, где изображен лук? А где чеснок? Какую пользу человеку приносит лук?
(Воспитатель дополняет ответы детей)
А чеснок какую пользу приносит?
-Молодцы, вы все правильно говорите.
- А как вы думаете все-таки, почему комары и вирусы боятся чеснока и лука?
- А знаете, я вам открою секрет.
Оказывается, в луке и чесноке есть такие вещества, которые называются фитонциды.
Это летучие вещества, которые убивают бактерии, вирусы, грибки.
Воспитатель привлекает внимание детей к новому слову:
Давайте повторим новое слово вместе: фи-тон-ци-ды.
Воспитатель предлагает решить новую задачу:
-В луке и чесноке фитонциды можно определить по резкому запаху.
- А как вы думаете, лук и чеснок одинаково пахнут?
- Давайте сейчас и проверим. У меня есть 2 контейнера (№1 и №2) В каждом из них лежит кусочек хлеба, пропитанный фитонцидами.
-Ваша задача: определить, под каким номером контейнер насыщен фитонцидами лука, и под каким -с фитонцидами чеснока.
В. Подходит к детям с контейнером лука, а потом чеснока, предлагает определить по запаху:
- Скажите, какой контейнер с фитонцидами лука? А какой - с фитонцидами чеснока?
В. Поощряет детей за правильные ответы:
- Молодцы, вы все правильно определили.
- А вы знаете, ребята, когда лук и чеснок растут на грядке, они тоже выделяют фитонциды.
- И сегодня я вам предлагаю отправиться в мою лабораторию, чтобы посадить лук и чеснок.
Но сначала давайте немного отдохнем:
- Все скорее в круг вставайте!
И за мною повторяйте!
- Физкультминутка (ИКТ)
- Итак, ребята, нам нужно с вами разделится на две команды, возьмите каждый по жетону.
У кого на жетончике изображен лучок, подходите к столу лучка, а у кого жетон с чесноком, к столу чесночка.
- Ребята, раз мы с вами научные работники, нужно надеть спецодежду.
-как вы думаете, почему?
-Верно, чтобы не запачкать одежду.
(В. Помогает надеть косынки и фартуки)
-Встаньте вокруг стола так, чтобы вам было удобно.
- Ребята, расскажите, что нужно для посадки растения?
-Молодцы, правильно! Для посадки растений нам понадобятся пустые контейнеры и контейнер с землёй, клубни лука и чеснока, лопаточки, салфетки, лейки с водой
- Ребята, скажите, что важно для роста растений?
- Правильно! Для роста растениям нужны земля, вода, свет и тепло.
- Ребята, обратите внимание на схему; она вам подскажет, как правильно посадить лук и чеснок
- Итак, приступаем к работе.
Воспитатель регулирует деятельность детей в микро группах, дает подсказки, поощряет, хвалит.
(Во время работы беседует с детьми о том, участвовали ли они когда-нибудь в работах на домашних земельных участках, кому помогали: родителям, бабушке с дедушкой; хвалит за помощь взрослым и пожилым людям).
Воспитатель подводит итоги деятельности детей:
- Молодцы, ребята!
- Посмотрите, как здорово мы с вами справились с заданием!
- Когда ваш лучок и чесночок подрастут, то будут защищать вашу группу, и никто больше чихать и кашлять здесь не будет.
Главное, ребята, не забывайте ухаживать за растениями.
А теперь давайте поставим наши растения на подоконник и приведем себя в порядок.
Участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, отвечают на вопросы.
Наблюдают, рассматривают, сравнивают.
Участвуют в обсуждении, экспериментах.
Отвечают и задают вопросы.
Начинают трудовую деятельность по заданному алгоритму
Дети повторяют движения за воспитателем
Вступают в диалог с воспитателем, комментируют свою деятельность, приводят примеры.
Эмоционально оценивают результаты своей деятельности
Закончив всю работу, дети ставят контейнеры на подоконники, убирают трудовое оборудование на место, моют руки.
Через тактильные ощущения определяют содержимое мешочков.
Воспроизводят полученную информацию через формулирование правильных ответов.
Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т. д. возрасту.
Любознательность и активность
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта
Овладение определённым объёмом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Сформированность навыков самоконтроля.
Осознают необходимость работы над нравственными качествами: желании помогать взрослым, пожилым людям.
Рефлексивный этап Воспитатель приглашает детей:
- Давайте встанем в круг.
(задает вопросы) :
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, что же полезнее: лук или чеснок?
- Почему бактерии и вирусы боятся лука и чеснока?
- Как называется вещество, которое содержится в этих растениях?
Молодцы, ребята! Вступают в диалог, аргументированно доказывают свою позицию Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки.
Перспективный этап Воспитатель мотивирует детей на самостоятельную деятельность:
Вы сегодня очень хорошо работали с волшебными мешочками, с плакатами, посадили лучок и чесночок.
Я хочу вам подарить волшебную коробочку с секретом.
Посмотрите, что в ней находится.
Может быть, вы попробуете сделать своими руками оберегающие ваш организм браслетики!
-А самое главное, никогда больше не забывайте о том, как нам в жизни могут помочь лучок и чесночок!
-А я с вами прощаюсь.
-До новых встреч! Эмоционально реагируют на речь воспитателя,
Проявляют интерес к подарку, рассматривают содержимое коробочки.
Прощаются с воспитателем. Осознание важности полученных и закрепленных знаний; желание продолжить деятельность в самостоятельном режиме по предложенному варианту.
Самоанализ
Познавательно-исследовательской деятельности
детей старшей группы
««Чесночок и лучок в гостях у Малыша»»
Цель: Сформировать знания детей о пользе продуктов, в которых содержатся фитонциды, для профилактики простудных заболеваний.
Задачи:
1. Продолжать работу по укреплению здоровья детей. Знакомить детей с полезными для здоровья продуктами. Дать знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия.
2. Развивать речь, память, мышление и познавательный интерес.
Активизация словаря.
Воспитывать желание заботиться о собственном здоровье.
3. Для достижения цели были использованы определенные методы и приемы:
4. Рассказ старой легенды.
5. Беседа (беседа воспитателя с детьми на протяжении всего занятия)
6. Художественное слово: (динамическая пауза под рифмованные стихи)
7. Ситуационные задачи (постановка задач перед детьми на протяжении всего занятия).
8. Исследовательские действия (распознавание лука и чеснока (игра «Чудесный мешочек», выяснение свойств лука и чеснока, их отличие друг от друга).
9. Обращение к жизненному опыту детей.
Планируемы результаты: сформировать у воспитанников интерес к здоровому образу жизни.
Оборудование: использование ИКТ, тканевые мешочки, бумажные жетоны с изображением лука и чеснока по количеству детей, плакаты о свойствах лука и чеснока, контейнеры с кусочками хлеба, насыщенными фитонцидами лука, чеснока, игрушка Смешарик, контейнер с землей, контейнеры для посадки, луковицы и дольки чеснока по количеству детей, детские лопаточки и грабельки из игровых наборов, детские лейки для полива, фартуки для участия в трудовой деятельности).
Непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми старшей группы, возраст 6 лет.
Количество- 12 детей. Длительность 20 минут, что соответствует нормам СанПиНа.
При планировании непосредственно-образовательной деятельности и для достижения поставленных целей и задач учитывалось:
- Интегрированный подход к организации образовательного процесса. (в программном содержании прослеживается единство образовательных развивающих и воспитательных задач).
- Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.
- Разнообразие видов детской деятельности.
Непосредственно-образовательная деятельность соответствовала интересам, уровню подготовленности детей. Формированию знаний детей на протяжении деятельности способствовала логичность подачи материала, доступность, создание игровой ситуации. Переход от одного вида деятельности на другой позволил вовлечь каждого ребенка в активный процесс.
Все части непосредственно-образовательной деятельности построены в игровой форме, так как игра является основным видом деятельности дошкольников. При отборе содержания непосредственно-образовательной деятельности учитывались возрастные и психологические особенности детей, их речевые возможности, совместная деятельность выстраивалась на познании и наглядности.
Я использовала вопросы, направленные на активизацию имеющихся знаний детей, расширяла представление по теме, предлагала для рассматривания тематические плакаты, исследовательские действия.
Во второй половине образовательной деятельности, после интересной динамической паузы предложила детям стать участниками
Опираясь на свои знания, воспитанники делали сравнительный анализ между свойствами чеснока и лука, давали правильную оценку их пользы.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в рамках непосредственно-образовательной деятельности, были реализованы. Образовательная деятельность способствовала повышению познавательного интереса. Степень активности детей на достаточном уровне. На протяжении всей непосредственно-образовательной деятельности у детей поддерживалась мотивация, поэтапно происходила смена деятельности. Дети сами являлись участниками диалога со взрослым, что позволило сохранить у них положительное и эмоциональное настроение. Все виды заданий, запланированные с детьми, были проведены.