Ольга Макарова
Технологическая карта НОД (открытое занятие совместно с родителями) «Витражи для терема Лета»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта НОД (открытое занятие совместно с родителями)
организации совместной продуктивной деятельности с детьми
по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
на тему: «Витражи для терема Лета»
Тема: «Витражи для терема Лета»
Возрастная группа: подготовительная (дети шестого года жизни)
Публикация «Технологическая карта НОД (открытое занятие совместно с родителями) „Витражи для терема Лета“» размещена в разделах
- Витраж. Витражное рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое».
Учебно-методический комплект: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., 2014г
Давыдова техники рисования в детском саду. Часть 1. - М. : .Издательство Скрипторий 2003., 2007. - 80 с.
Средства:
Мультимедийные – слайд-презентация «Витражи».
Литературные – стихотворение Л. Корчагиной «Лето», рассказ Б. Cepryнeнкoвa «Куда лето прячется?».
Музыкальные– аудиозапись песни «Песенка о Jlете» (слова Ю. Энтин, музыка Е. Крылатова).
Оборудование – альбомный лист; акварельные краски; кисть; стаканчик с водой; простой карандаш; восковые карандаши.
Предварительная работа: разучивание стихотворений о лете, рассматривание иллюстраций о лете, коллективный просмотр мультфильма «Дед Мороз и лето» режиссера В. Караваева.
Цель: развивать предпосылки одарённости у детей 6-7 летвобразовательной областихудожественно-эстетического развития.
ЗАДАЧИ
образовательной программы
Обучающие:
- познакомить детей с понятием «витраж» и техникой его выполнения;
- продолжать закреплять умение рисовать прямые линии в разных направлениях.
Развивающие:
- развивать у воспитанников умение анализировать результат собственной деятельности;
- развивать у детей умение подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для летнего сезона.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность и ответственность ребенка при рисовании витража;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, показать детям, как прекрасна природа в летнее время года, посредством художественного слова.
Этапы
(последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Деят-сть детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
1. Мотивация к деятельности.
Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Педагог начинает занятие с чтения стихотворения Л. Корчагиной «Лето».
Если дует ветер теплый, хоть и с севера,
Если луг - в ромашках и комочках клевера,
Бабочки и пчелы над цветами кружатся,
И осколком неба голубеет лужица,
И ребячья кожица словно шоколадка.. .
Если от клубники заалела грядка -
Верная примета: наступило.. .
Дети: Лето.
Педагог: Вы правы, лето - это прекрасное, щедрое время года.
Совсем недавно мы с вами познакомились с одним персонажем, который не знал, что такое лето. Напомните мне, кто это был? Что за персонаж из мультфильма?
Дети: Дед Мороз.
Педагог: Да, вы правы. Я напомню вам эту историю. На далеком холодном Севере жил Дед Мороз. Когда наступала зима, он отправлялся в путь, чтобы успеть помочь природе накрыться пушистым снегом, заморозить реки, украсить узором окна домов. С пользой проводил время Дед Мороз в холодный сезон. А особенно он любил новогодние праздники - вот где было много веселья, шума и радости. Вместе с малышами водил хороводы, пел, плясал, играл, а потом вручал подарки, которые с любовью гoтoвил сам для каждого ребенка. Однажды во время новогоднего праздника кто-то из детей спросил Деда Мороза: «А ты придешь к нам летом? Деду Морозу стало любопытно, а что это такое - лето? Дети были удивлены, что такой старый дед никогда не слышал, а тем более не видел лето, и они спели ему песенку о лете.
Педагог: Давайте ребята вспомним эту песенку, подпевайте.
Песенка о Лете. (слова Ю. Энтин, музыка Е. Крылатова)
Мы в дороге с песенкой о лете,
Самой лучшей песенкой на свете,
Мы в лесу ежа, быть может, встретим,
Хорошо, что дождь прошел.
Мы покрыты бронзовымзагаром,
Ягоды в лесу горят пожаром,
Лето это жаркое недаром,
Лето - это хорошо!
вот оно какое, наше лето,
Лето яркой зеленью одето,
Лето жарким солнышком согрето,
Дышит лето ветерком.
На зеленой солнечной опушке
Прыгают зеленые лягушки,
И танцуют бабочки-подружки,
Расцветает все кругом.
Педагог: С тех пор Дед Мороз потерял покой, уж очень ему хотелось увидеть лето своими глазами. И решил он прийти к детишкам в гости не зимой, а летом. И отправился в путь. Что с ним произошло?
Дети: Ему стало очень плохо на жаре, и он стал таять.
Педагог: Верно. Деду Морозу плохо, когда очень тепло, ему нужен холод. Скажите, что тогда сделали дети из мультфильма?
Дети: Тогда дети придумали, как помочь своему любимому Морозу. Они посадили его в ящик для мороженого. И в нем стали его возить в разные места: в лес, на лужок, речку, чтобы Дед Мороз наконец - то узнал, что такое лето. А потом Дед Мороз вернулся к себе на Север, чтобы уже прийти к детям только зимой.
Педагог: Ребята, как вы себе представляете образ лета, его портрет?
Ответы детей: В пестром сарафане, с длинной косой, с венком из цветов на голове, румяное, веселое, с веснушками, босоногое.
Педагог: А как вы думаете, где живет лето, куда оно уходит, когда наступает зима?
Предположения детей.
Педагог: Какие интересные у вас точки зрения, а я вам предлагаю послушать рассказ Б. Cepгyнeнкoвa «Куда лето прячется?».
Когда-то на земле не было зимы, а было одно лето. Что это была запрекрасная пора: земля была мягкой, как пух, вода в речке теплой, деревья росли круглый год, листья не сбрасывали и были вечно зелены!
Так продолжалось до тех пор, пока однажды зима не обиделась.
- Что же это такое, - говорит, - все лето и лето, пора и совесть знать.
Стала зима лето теснить, а куда лету деваться? Бросилось лето в землю, а землю мороз сковал. Кинулось в реку - река льдом покрылась.
- Погибаю, - говорит, - некуда мне деться. Убьет меня зима.
Тут говорят лету почки на деревьях:
- Иди к нам, мы тебя спрячем.
Лето и спряталось в почки деревьев, укрылось от холодной зимы. Ушла зима. Засветило солнце, зажурчали ручьи. Почки на деревьях набухли и раскрылись. А как только они раскрылись - вырвалось, выкатилось лето на волю. Пришло лето на землю.. .
Педагог: Люди радуются и говорят: «Лето пришло».
Педагог: А потом лето построило себе красивый терем, чтобы от зимы в нем прятаться.
Как вы его себе представляете?
Ответы детей.
Педагог: Наверное, это просторный терем, где много солнечного света, цветов, зелени, весело поют птицы. Окна украшены красивым узором из цветных стеклышек. А какие наверное, в этом доме нарядные окна и двери! Они украшены причудливыми стеклянными картинами, будто составленными из льдинок разной формы и цвета. Эта стеклянная картинка называется витраж. Что вам по звучанию напомнило это слово?
Дети: Это название похоже на слово витрина.
Педагог: Верно. Красиво оформленную витрину мы можем увидеть в любом магазине. 1. Собирает детей вокруг себя, предлагает отгадать загадку.
2. Беседует с детьми, побуждает детей вспомнить историю про Деда Мороза.
3. Предлагает детям вспомнить песенку о Лете. (Можно использовать аудиозапись песни из детского сборника)
4. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
5. Стимулирует любознательность и интерес, предлагает послушать рассказ
Эмоционально включает в действие, слушание.
Вовлекает в совместную деятельность.
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Использует метод оживления детских эмоций и активизирует восприятие с помощью ИКТ
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Стимулирует любознательность, интерес.
Поощряет детей к высказываниям.
Отвечает на вопросы детей.
Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей.
1. Сосредотачивают внимание на педагоге и отгадывают загадку.
2. Участвуют в беседе с воспитателем и вспоминают историю про Деда Мороза.
3. Поют песенку о Лете.
4. Размышляют, делают умозаключение, высказывают свои мысли.
5. Слушают рассказ и проявляют интерес
Выражают собственные мысли, чувства.
Рассказывают, объясняют.
Совершенствуют коммуникативные навыки.
Стремятся делать собственные выводы и умозаключения
Отвечают на вопросы.
Высказывают свое суждение о проблеме.
Работают вместе.
Совершенствуют коммуникативные навыки
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослым.
Умеет управлять своим поведением;
соблюдает общепринятые нормы поведения;
проявляет готовность к действию.
Проявляет инициативу и самостоятельность, открыт внешнему миру, взаимодействует со сверстниками, воспитателем имеет наблюдательность, умеет делать логические выводы сравнения.
Умеет слушать,
отвечает на вопросы, проявляет любознательность
Закрепляют знания о форме, цвете.
Развивается интерес, любознательность.
2. Поиск, решение задачи, проблемы.
Цель: Опора на опыт детей, необходимый для самостоятельн. деятельности в творческой мастерской. Витраж - это картина составленная из разноцветных стекол, скрепленных между собой тонкими металлическими полосками, вставленная в оконную или дверную раму. Служит одновременно оконным стеклом и украшением помещения. Свет, проходя через витраж, окрашивается в разные цвета и создает в помещении особую, праздничную атмосферу.
Педагог: Скажите, а вы рисовали когда-нибудь витраж?
Ответы детей.
Педагог: Ребята, а вы хотите нарисовать витражи для терема Лета?
Ответы детей.
Педагог: Сегодня мы с вами нарисуем витражи для терема Лета. Как вы думаете, краски какого цвета для раскрашивания стеклышек вы будете использовать? Какого цвета наше лето?
Дети: Лето разноцветное.
Эмоционально включает в действие,
предупреждает утомляемость.
Вовлекает в совместную деятельность.
Согласовывает с детьми действия, их последовательность.
Вовлекает в совместную деятельность.
Инициирует общее обсуждение.
Напоминает уже усвоенный материал
Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают раннее усвоенное.
Отвечают на вопросы, рассказывают,
объясняют.
Умеет слушать, отвечать на вопросы; проявляет любознательность. задает вопросы ; пытается самостоятельно предложить объяснение проблемы, способен к приятию собственного решения
3. Планирован
деятельности. Совместное обсуждение решения задачи, проблемы.
Цель: Совместное определение конкретных действий. Педагог: Когда вы будете рисовать витраж для терема Лета, на некоторых стеклышках вы можете нарисовать характерные для этого сезона элементы: цветы, веточки с листиками, солнышко, облака, фрукты, овощи и другое, получится очень красиво.
Педагог: Прежде чем приступить к рисованию, послушайте порядок работы:
1. Простым карандашом (без нажима) разделить лист пересекающимися линиями (лучами) в разных направлениях, обязательно от края до края.
2. Нарисовать элементы узора внутри свободного пространства - «стеклышек.
3. Обвести готовый витраж по контуру восковыми карандашами (мелками).
4. Закрасить витраж акварелью, заполнить одним цветом несколько участков в разных местах, а потом поменять цвет.
1. Предлагает сесть за столы.
2. Поддерживает детскую инициативу
3. Обговаривает с детьми алгоритм работы. 1. Садятся за столы.
2. Участвуют в планировании собственной деятельности.
3. Выстраивают порядок и последовательность работы.
Проявление творческой активности в процессе изобразительной деятельности.
Умение подбирать необходимые материалы для работы.
Делать логический вывод, следовать правилам Использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
4. Самостоятельная деятельность в творческой мастерской.
Цель: Развитие умений рисования при создании продукта собственной деятельности.
Закрепление
5. самоконтроль.
Цель: анализ продуктов собственной деятельности. В: Давайте ребята перед работой разогреем наши ручки, подвижемся и поиграем.
Физкультминутка: И. Земская
«Какого цвета лето? "
- Лето.. . Лето.. Лето. Хлопки в ладоши.
Какого оно цвета?
Ну-ка скажи, ну-ка опиши!
- Нежно-зеленого, как в траве кузнечик. Прыжки на месте.
Желтого, желтого, как песок у речек.
Голубое, синее, самое красивое.
Вот какое лето!
- Лето. Лето. Лето. Хлопки в ладоши.
Еще какого цвета?
Ну-ка скажи, ну-ка опиши!
- Яркого, жаркого, как лихая пляска! Приседания.
Звездного, звездного, как ночная сказка!
Светлое, зарничное, сладко-земляничное.
вот какое лето!
- Лето. Лето.. Лето. Хлопки в ладоши.
Еще кaкoгo цвета?
Ну-ка скажи, ну-ка опиши!
А теперь, ребята, можно приступить к рисованию витража для терема Лета. А если у кого-то возникнуть трудности, то вы можете посмотреть на доску.
Педагог: Давайте посмотрим ваши витражи для терема Лета, несите их на выставку:
- … расскажи о своей работе, какие интересные элементы в оформление витража ты включил?
- … какие сложности возникли у тебя при рисовании витража?
- … скажи, что у тебя особенно хорошо получилось?
- …а для кого ты рисовал этот витраж?
- … расскажи какое цветовое решение, сочетание оттенков ты использовал при раскрашивании витража Лета?
Применяет здоровье- сберегающие технологии. Упражнение снимает напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключает внимание с одной деятельности на другую
Вовлекает в совместную деятельность.
Согласовывает с детьми действия, их последовательность.
1. Собирает детей вокруг себя.
2. Предлагает детям описать результат собственной деятельности.
3. Стимулирует детей к самоанализу и самооценке собственной деятельности.
1. Демонстрируют физическую активность.
2. Берут на себя ответственность и работают самостоятельно при рисовании витража.
1. Демонстрируют свои витражи.
2. Анализируют, описывают результат собственной деятельности.
3. Делятся впечатлениями.
Проявляет инициативу и самостоятельность в рисовании.
Умеет подчиняться разным правилам.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями.
Обладает развитым воображением.
Умение подбирать необходимые материалы для работы.
Делать логический вывод, следовать правилам
Способен радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
6. Рефлексия.
Цель: осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов своей деятельности. Педагог: Ребята, давайте поиграем в игру «Цветы и бабочки».
На поляне (на полу) растет 3 цветка:
- Красная роза (узнал много нового, старался и у него все получилось);
- Синий василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно);
- Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).
Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места в том цветке, который считают своим.
Какой цветок выбрало больше бабочек, такое и общее настроение во время занятия. 1. Побуждает детей выбрать один рефлексивный сигнализатор (цветок, который ассоциируется с их результатом и настроением.
1. Выбирают рефлексивный сигнализатор (цветок). Способен оценить свою деятельность, свой вклад в решение проблемы, выделить трудности которые были в ходе решения проблемы, определить свое настроение во время НОД
7. Открытость
Педагог: предлагает оформить выставку «Витражи для терема Лета»
для родителей. Совместно с детьми оформляет выставку, подведение итогов, оценивание результатов. Настрой на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельностью
Делятся впечатлениями,
выражают собственные чувства к проделанной работе, планируют дальнейшую деятельность.
Выражают эмоции посредством речи, мимики и жестов. Выполнение задания в соответствии приобретенного опыта.