Юлия Бершова
Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в страну дружбы и сотрудничества»
Тема: «Путешествие в страну Дружбы и сотрудничества»
Группа: подготовительная к школе группа
Тип занятия: коррекционно-развивающее занятие
Образовательная область : социально – коммуникативное развитие.
Образовательные технологии, методы и приемы: социо-игровая технология с использованием элементов методов арт-терапии (сказкотерапии, драматизации) и игротерапии.
Методы: наглядные, словесные, игровые, практические, репродуктивные.
Публикация «Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности „Путешествие в страну дружбы и сотрудничества“» размещена в разделах
Приемы: рассказ, проблемные вопросы, объяснение, пояснение, разрезные картины, и др.
Состав группы: в группе 6 воспитанников, из них 5 - с нормой развития, 1 воспитанник – с ОВЗ (РДА)
Оборудование и атрибуты: разрезные картинки, мешочек с зеркалом внутри, цветные карточки, доска, техническое оборудование, карточки с животными.
Цель группового занятия: социализация воспитанников с ОВЗ в группу сверстников.
Задачи для «обычных» воспитанников Задачи для воспитанников с ОВЗ
Образовательные задачи :
- Обучить приемам сотрудничества и взаимодействия.
Развивающие задачи.
• - развивать чувство эмпатии;
• - развивать зрительное и слуховое внимание, творческое воображение, мышление, зрительное восприятие и память, регуляцию произвольного поведения.
Воспитательные задачи:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи;
- развития умения согласовывать работу в паре, в группе сверстников;
- формировать равноправные, доброжелательные отношения между детьми Образовательные задачи :
- формировать умения отвечать на вопросы взрослых;
- формировать умения распознавать и называть понятия «дружбы» и «помощи»
Развивающие задачи.
- развивать общую моторику;
- развивать чувство принадлежности к группе.
Воспитательные задачи:
• - формировать потребность во взаимодействии со сверстниками;
• - формировать навык подражания.
Планируемые результаты
для «обычных» воспитанников для воспитанников с ОВЗ
Образовательные :
- способны анализировать эмоциональное состояние других людей;
- умеют связно и последовательно высказывать свои мысли;
- сформированы навыки взаимодействия
Развивающие:
- обогащен и активизирован словарный запас.
Воспитательные задачи:
- согласованная работа в группе, в парах, основанная на взаимопомощи и умении сотрудничать;
- равноправные и доброжелательные отношения между сверстниками;
- эмпатия к сверстникам. Образовательные :
- отвечает на вопросы взрослых;
- распознаёт простые эмоции.
Развивающие.
- сочетает речь с движениями;
- связно отвечает с помощью наводящих вопросов.
• Воспитательные:
• - не отказывается от взаимодействия;
- умеет подражать.
Подготовительная работа
Рисование «цветков дружбы»; введено понятие «тайм-аут» с помощью чтения и обсуждения рассказа «Кто хозяин в песочнице»; совместная игра-упражнение «Подари камешек»; беседа о дружбе и её значении в жизни.
Ход занятия:
Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы,
Формы, приёмы Предполагаемая деятельность воспитанников
Планируемые результаты
Обычные с ОВЗ
Организационный момент Привлечь внимание детей с помощью ритуала приветствия Участвует Словесные, наглядные - Дети движениями рук волнообразно «передают» друг другу радость Дети мотивированы на занятие
Основной этап
- Дети отвечают на вопросы и выполняют упражнение
- Хорошее
- По выражению лица
- По голосу.
- Дети показывают мимикой соответствующую ему эмоцию
- Да
- Дети называют настроение музыкальных произведений
- Ответы воспитанников
- Выполняют упражнение
- Выполняют упражнение
- Дети выполняют движения и повторяют слова
«Ты дрозд, я дрозд, у тебя нос, у меня нос, у тебя щёчки красные, у меня щёчки красные, у тебя губки алые, у меня губки алые, мы с тобой два друга (жмут руки, любим мы друг друга (обнимаются)».
- радость, забота, сочувствие, гордость
- злость, страх, грусть, зависть
- нет
- поиграть с другом, послушать весёлую музыку…
- включим свет, позовём маму…
- боксируем подушку или грушу, разорвать бумагу, попрыгать….
- Выполняют упражнение
- Дети собирают разрезные картинки
- Дети по очереди говорят приятные слова сверстнику, сидящему на стуле.
- Повторяет за хоровыми ответами детей
- Повторяет за детьми мимикой эмоцию
- Повторяет за хоровым ответом детей
- Отвечает на вопрос психолога о правильности выбора пиктограммы Слёзкой
- Отвечает по наводящим вопросам
- Выполняет упражнение по показу
- Выполняет упражнение
- В паре с психологом, выполняет движения и повторяет слова
- повторяет за детьми
- Выполняет упражнение
- Собирает разрезные картинки с направляющей помощью психолога
- Садится на стул. Психолог становится сзади для поддержки. Участники игры говорят ребенку, сидящему на стуле, о его достоинствах.
Этап постановки проблемы
С помощью наводящих вопросов подвести детей к сути проблемы и её формулировке в доступной форме Участвует Словесные, практические Дети отвечают на вопросы, Включаются в проблему Эмоциональное участие. Дети готовы перейти к восприятию и оценке материала занятия.
Этап ознакомления с материалом Закрепление и обобщение определённого объёма знаний и представлений о способах саморегуляции Участвует Словесные, наглядные, игровые Коллективное обсуждение,
дети делятся впечатлениями
Эмоц. участие
- В паре с психологом выполняет движения и повторяет слова Дети настроены на решение практических проблемных ситуаций
Этап практического решения проблемы Овладение действиями, способами решения проблемы Участвует Словесные, практические,репродуктивные Дети делают выводы - Повторяет за хоровыми ответами детей
- Повторяет мимику Дети усваивают умение регулировать своё состояние
Заключительный этап Подведение итогов деятельности, обобщение результатов Участвует Словесные, наглядные Визуализация, релаксация -релаксация, эмоц. отклик
Рефлексия
Ход занятия:
Приветствие (эмоциональное вхождение). Игра-упражнение «Ручеёк радости»
Педагог-психолог говорит:
- Дети, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поздороваемся друг с другом: «Здравствуйте, друзья!».
А теперь закроем глаза и мысленно передадим друг другу радость.
- Дети говорят слова приветствия и движениями рук волнообразно «передают» друг другу радость.
Содержание образовательной деятельности/ деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1. Психолог предлагает выбрать детям цветные квадратики, соответствующие его настроению.
(Индивидуализация – учет личного мнения)
2. «Нас ждет сегодня путешествие в страну «Дружбы и Сотрудничества». Давайте на мгновение закроем глаза. По моему хлопку глаза открываем. Вот мы и в стране «Дружбы и сотрудничества», а я вас буду сопровождать по этой стране.
1. У меня в руках необычные мешочки, в них находится человечек, которого вы хорошо знаете: он единственный и неповторимый, он самый лучший, самый умный, самый красивый, он большой волшебник, без него наше путешествие просто невозможно. Каждый из вас, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать «Как ты мне нравишься!»…
(личностная мотивация).
4. Далее психолог спрашивает детей: «Кого вы видели в шкатулке?».
(Индивидуализация – создание условий для личного успеха)
«Значит, вы и есть волшебные человечки, которые творят чудеса». Давайте сотворим чудо? 1. Дети садятся в круг на стулья и выбирают у психолога по одному цветному квадратику, который отражает настроение на сегодняшний день. Далее по очереди каждый показывает свой цветной квадратик, говорит «привет» и называет свое имя с таким настроением, с которым пришел на занятие
2. Дети закрывают глаза, затем открывают и видят изменения в кабинете.
3. Дети по очереди открывают шкатулку, смотрят в нее и говорят фразу: «Как ты мне нравишься!»
4. -Дети отвечают: «Себя!»
1. Появится интерес к предстоящей деятельности.
2. Появится гордость каждого ребенка за себя.
3. Возникнет заинтересованность, желание (любопытство) связанное с предстоящим чудом
4. А так же в связи с заинтересованностью у детей повысится эмоциональный настрой.
5. Ребенок с ОВЗ чувствует себя эмоционально комфортно.
Ребенок с ОВЗ может не сказать, о том, что он видит себя. Педагог-психолог вместе с детьми говорят ему, что в зеркале именно его отражение, акцентируя внимание на положительные эмоции.
6. Психолог заводит беседу о том, что для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей: «В волшебной стране, как и у нас, для выполнения какого-нибудь важного дела необходимы усилия многих людей. Например, в одиночку невозможно построить большой дом, корабль, автомобиль, издать книгу, вырастить большой урожай. Но люди, участвующие в общем деле, должны действовать согласованно, иначе, ничего не получится, как это случилось с Лебедем, Раком и Щукой в известной басне Крылова. Необходимо учиться делать совместно разные дела, учиться сотрудничеству…
6. Психолог спрашивает: «Из каких умений складывается умение сотрудничать? :
7. А теперь перейдем от слов к делу и попробуем сотрудничать в выполнении одного задания.
В наше путешествие мы не можем отправиться пешком, (Создание проблемы). А на чем мы можем пересечь море, давайте подумаем?
8. Давайте попробуем силой мысли материализовать корабль, мы же волшебники.
9. Поэтому каждый соберёт свою часть корабля, затем мы сделаем общий.
10. Чтобы корабль двигался, мы представим себя его двигателем. А что двигатель делает?
Как он должен работать, что бы корабль двигался?
Правильно, без ошибок и очень исправно
11. «Итак, вы молодцы с помощью совместной и слаженной работы мы с вами оказались в волшебной стране «Сотрудничество», здесь все иначе, не так как у нас. И чтобы понять язык жителей этой страны нужно быть очень внимательными и наблюдательными.
Сейчас каждый из нас, молча, ничего не говоря другим, выберет любое животное. После того, как все сделают это, будем
-12. Подводятся итоги, обсуждается, насколько легко было угадывать изображаемое, как чувствовали показывающие, что понравилось больше – изображать или угадывать загадываемое. Люди иногда ошибаются во мнении о других и поэтому нужно быть очень добрым, вежливым и спокойным при взаимодействии с людьми.
13. Но в стране «сотрудничество» так же каждый может выполнять только свою работу и при этом приносить пользу всем, как например мы на своем корабле. (индивидуализация – учет проблем развития психических процессов, каждому ребенку раздается иднивидуальное задание, на развитие зрительного восприяти, логического мышления, мелкой моторики, аналогии)
- Вы молодцы, Качественно поработали! 5. Смотрят видео - басню Крылова «Лебедь - Рак и Щука»
6. Дети включаются в беседу, и в результате коллективного обсуждения этой темы и в результате приходят к выводу: «Сотрудничество – это умение делать дело вместе».
Ответы детей:
1. из умения понять другого,
2. из умения договориться,
3. из умения уступить, когда очевидна правота другого,
4. из умения разумно распределить роли в процессе работы» и т. д.
7. Дети выдвигают идеи, предположения, на чем можно пересечь море.
8. Дети закрывают глаза и создают мысленный образ коробля, когда открываю корабль появляется, но с недостающими частями.
9. От 5 до 7 частей, в соответствии с индивидуальными возможностями, заранее выявленными через диагностику (ребенок с ОВЗ собирает картинку из 3-х крупных частей). Разрезные картинки собирает каждый ребенок индивидуально: якорь, спасательный круг, штурвал и затем дополняет общий корабль
10. Игра «Двигатель» на зрительное внимание и сотрудничество.
Дети сидят в кругу, положив левую руку на правое колено соседа слева, а правую на левое колено соседа справа. По часовой стрелке начинают хлопать ладошками по коленям соседей, увеличивая скорость. Если кто-то ошибся, то он убирает одну руку, если ошибся второй раз – выбывает из игры.
11. Игра «угадай животное»
по очереди, ничего не говоря, не издавая никаких звуков, изображать выбранное животное. Один показывает, все остальные высказывают предположение, что изображает выполняющий».
12. Дети говорят свои впечатления об игре, отвечают на вопросы.
13. - Каждому ребенку дается роль и индивидуальное задание. Первый ребенок - Юнга должен видеть все изображения, даже перечеркнутые,
Второй ребенок - капитан должен вывести правильно маршрут на карте,
Третий ребенок - повар должен подобрать продукты,
Четвертый ребенок - матрос ориентироваться в пространстве.
1. Расширятся знания о правилах взаимодействия и сотрудничества.
2. Сформируется осознание важности дружной совместной командной работы для достижения общей цели, появится чувство принадлежности к группе.
3. Через индивидуальные задания у детей простимулируется работа зрительного и слухового внимания и восприятия. А также произойдет саморегуляция произвольного поведения, что позволит глубже психологу включить в предстоящую работу.
4. С помощью диалоговой речи расширяются знания о дружбе и сотрудничестве.
5. Выражение личной точки зрения, повышает самооценку, появляется самоутверждение у детей. Дети чувствуют, что взрослому важно их мнение и он их ценит.
Ребенок с ОВЗ подражает эмоциям и мимике детей чувствует, что все ему рады.
14. А сейчас за долгое путешествие и много работы все устали и имеет право отдохнуть.
Я хочу пригласить вас понежится на облаке. Положите голову на облако, похожее на подушку.
(Включается релаксационная музыка)
Почувствуй, как твоя, спина, удобно расположилась на этой большой облачной подушке.
Путешествие начинается…Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер освежает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. В небе ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Облако везет тебя назад, на твое место.
15. Рефлексия
В какой стране мы сегодня побывали?
Что мы узнали об этой стране нового?
Хотели-бы вы вернуться туда снова?
Психолог раздает поощрительный сюрприз виде смайлика в честь образования новой команды спасателей.
Спасибо вам большое ребята, мне очень с вами понравилось путешествовать, не хотели бы вы еще куда-нибудь отправится со мной, например в страну «Порядка»? Ну тогда до новых встреч… 14. Дети ложаться на подушки, глубоко дышат, слушают музыку, расслабляют мышцы и визуализируют нежные облака.
15. Отвечают на вопросы.
1. С помощью релаксации, дети успокаиваются от впечатлений и расслабляются. Ребенок с ОВЗ расслабляется вместе со всеми, снимается мышечное напряжение.
2. А также каждый ребёнок сможет выразить своё отношение к проведённому мероприятию, оценить свою роль в совместной деятельности.
3. Сохранится положительный эмоциональный настрой после завершения занятия.
4. Дети настраиваются на продолжение совместной деятельности с психологом.