Ертыгаева Гульмира
Технологическая карта к занятию «Ориентирование в пространстве» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организация занятий по основным образовательным программам дошкольного образования
Составил (а) воспитатель Ертыгаева Г. Ж.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организованной образовательной деятельности
Образовательная область: познавательное развитие
Вид детской деятельности: познавательная
Возрастная группа : старшая
Тема: «Ориентирование в пространстве»
Публикация «Технологическая карта к занятию „Ориентирование в пространстве“ в старшей группе» размещена в разделах
Цель: ознакомление с ориентированием в пространстве.
Форма ООД: Путешествие по сказке
Форма организации детей: фронтальная, индивидуальная
Учебно-методический комплект: «От рождения до школы»
Задачи приоритетной области
Обучения: Развития: Воспитания:
совершенствовать понимание пространственных отношений (вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, между, умение обозначать в речи взаимное расположение предметов;
формировать умение ориентироваться на листе бумаги;
закреплять представления детей о днях недели, наступившем времени года, умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу;
совершенствовать счетные навыки в пределах 10, закреплять знания об отношениях между числами натурального ряда, умение выкладывать изображение предмета из нескольких частей. развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление;
способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речи, навыков свободного общения со взрослым.
поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость и целеустремленность;
воспитывать проявления доброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощь и взаимовыручку.
Словарная работа: обогащение: спереди, позади, сзади, слева, справа, между; активизация: названия дней недели, названия геометрических фигур, название времен года, вчера, завтра, широко, узко, далеко, близко.
Интеграция задач образовательных областей
Речевое развитие Социально-коммуникативное
развитие Художественно-эстетическое
развитие Физическое развитие
Продолжать развивать связную речь детей, её выразительность, эмоциональность.
Формировать умение вести беседу, рассуждать, высказывать своё мнение
Развивать у детей речевую культуру взаимоотношений.
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональную отзывчивость, сопереживание Развитие детского творчества.
Использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных примеров.
Формирование интереса к эстетической стороне
окружающей действительности Предупреждать физическое переутомление.
Продолжать приучать следить за своей осанкой
Ожидаемые результаты
иметь представление знать уметь
о графическом изображении пространственных отношений на бумаге и самостоятельно изображать окружающее пространство в рисунке, схеме;
об устойчивых координатах (право - лево, вверх-вниз, в центре, между, спереди – сзади/позади). названия дней недели, названия геометрических фигур, название времен года, числа от 1 до 10;
правильное обозначение предмета в пространстве ориентироваться в выборе направления на основе практической ориентировки, словесных указаний;
обозначать в речи взаимное расположение предметов
Методы и приемы: словесный, игровой, наглядный, практический метод (физкультминутка, игровое упражнение, самостоятельная работа).
Предварительная работа с детьми: игры, направленные на развитие познавательных процессов, отгадывание загадок; рассматривание плакатов и иллюстраций «Геометрические фигуры», «Счет до 10»; дидактические игры «Подбери фигуру», «Назови и сосчитай» и др. ; упражнения на ориентирование в окружающем пространстве и на плоскости «Назови соседей», «Лабиринт»; разучивание физкультминутки, геометрическое конструирование на плоскости.
Оборудование, наглядный и раздаточный материал, атрибуты, инвентарь
Для воспитателя:
белка, лиса, ежик, медведь; ноутбук, проектор.
Для детей:
набор геометрических фигур, квадратный лист бумаги, смайлики (грустный и веселый) на каждого ребенка; набор цифр, ключ (из составных частей) на каждого ребенка;
Подготовка воспитателя: создание презентации, подборка музыкального сопровождения, изготовление раздаточного материала для детей.
Список использованных источников: Гербова В. В., Губанова Н. Ф., Дыбина О. В. Примерное комплексно-тематическое планир. к пр. «От рождения до школы». Ст. гр., Мозаика-Синтез, 2015 г., интернет-ресурсы.
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
1 часть – вводная
Цель: привлечение внимания детей, формирование позитивной мотивации на предстоящую деятельность
Создание образовательной ситуации Дети, я знаю, что вы очень любите сказки. И сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие по сказке. Подходят к воспитателю
Мотивация детей на предстоящую деятельность
А чтобы попасть в сказку нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова «1, 2, 3, обернись, в сказке окажись».
Открываем глаза. Сказка начинается
Слайд 1 Повторяют «волшебные слова»
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми Слайд 2. Жил-был царь.
Слайд 3. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по очень важным делам, а дочка дома осталась.
Слайд 4. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство.
Слайд 5. Узнал об этом её жених Иван Царевич, и поехал искать царевну.
Слайд 6. Едет день, едет два. Видит вдруг избушку на курьих ножках.
Слайд 7. А там Баба Яга живет.
Слайд 8. Зашел Иван Царевич в избушку, рассказал про свою беду. Баба Яга пообещала помочь, если Иван Царевич правильно ответит на ее вопросы.
Слайд 9.
Засомневался Иван Царевич - справится ли он со сложными заданиями Бабы Яги и обратился к вам за помощью.
А помочь Ивану Царевичу смогут дети, которые умеют не только считать, знают геометрические фигуры, но еще и хорошо ориентируются в пространстве.
Ну что-же вы готовы помочь Ивану Царевичу?
Тогда слушайте внимательно вопросы Бабы Яги : Смотрят презентацию
-Да!
Слушают
2 часть – основная
Цель: организация образовательной деятельности воспитателя с детьми через эффективное использование методов и приемов, способствующих активизации детской деятельности, развитию познавательных способностей и интересов воспитанников.
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым Слайд 10.
Какой сегодня день недели?
Какой день недели был вчера?
Какой день недели будет завтра?
Какие времена года знаете? Назовите.
Какое сейчас время года?
Слайд 11. Составление детьми рассказа о зиме с опорой на мнемотаблицу.
Слайд 12. Вот и помогли мы Ивану Царевичу справиться с заданием Бабы Яги. Баба Яга дала клубочек и отправила Царевича к Кикиморе. У неё находится карта. Клубочек покатился, и Царевич пошел за ним.
Слайд 13. Прикатился клубок к болоту. И перед Царевичем появилась Кикимора.
Слайд 14. Она выслушала Царевича и решила помочь, но чтобы получить карту, надо выполнить её задание.
Давайте поможем Ивану Царевичу. Приготовьте геометрические фигуры. Давайте назовем их.
Приготовьтесь слушать задание и правильно располагать геометрические фигуры на листе бумаги:
• в центре листа расположите желтый круг
• справа от круга расположите зеленый квадрат
• слева от круга расположите красный треугольник
• над кругом расположите синий прямоугольник
• под кругом расположите черный овал
Где ты расположил круг?
Какая фигура находится справа от круга?
Какая фигура расположена под кругом?
А сейчас проверим.
Если вы верно выполнили задание, геометрические фигуры на вашем листке должны быть расположены так, как показано на слайде.
Слайд 15.
Кто допустил ошибку, исправьте ее самостоятельно.
А теперь я предлагаю вам оценить свою работу. Если вы правильно выполнили задание, поднимите веселый смайлик. Если допустили ошибку, грустный.
Слайд 16.
- Мы справились с заданием, и Кикимора дала карту Ивану Царевичу. Клубочек покатился дальше и привел Ивана Царевича в сказочный лес.
В лесу Иван Царевич встретил животных. А каких, вы узнаете, если отгадаете загадки:
На его спине — иголки.
И длинны они, и колки.
Потому-то вдоль дорожек
С ними смело ходит…
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
Хоть на вид – краса девица,
На проделки мастерица,
Кто дружить захочет с ней?
Зверя нет в лесу хитрей
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
Просмотрите, как расположились звери на лесной полянке.
-Кто находится между белкой и лисой?
-Кто находится справа от ежика?
-Кто находится слева от ежика?
-Сзади (позади) ежа расположился….?
Слайд 17. Веселый гномик
Пошел Иван Царевич дальше и встретил в лесу гномика, который предложил ему решить задачи:
1. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы. Сколько птиц летело над рекой?
2. Шесть веселых медвежат за малиной в лес спешат, но один из них устал и конечно же отстал. А теперь ответ найди: сколько мишек впереди?
Веселый гномик предлагает вам поиграть в игру «Ничего не говори, лишь руками покажи»
Физкультминутка.
Высоко! Низко!
Слева! Справа!
Далеко! Близко!
Широко! Узко!
Воспитатель. Дети, пока мы играли, Иван Царевич добрался до замка.
Слайд 18.
Вот вход в замок. Дверь, за которой находится Царевна, завалена камнями. Чтобы войти в замок нужно разобрать камни.
Разберут на доске 2 детей, а мы поможем им за столами.
Вам необходимо расположить числа в прямом порядке от 1 до 10 (работа в парах.
- Назовите самое маленькое число.
- Назовите самое большое число.
- Между числами 4 и 6 находится число.
- Назовите числа, которые больше числа 8. Где они расположены?
- Назовите числа, которые меньше 4. Где они расположены?
Благодаря вашей помощи Иван Царевич оказался перед дверью, ведущей в замок.
Слайд 19.
Но хрустальный ключик, которым можно открыть дверь разбился.
Слайд 20.
Давайте поможем Ивану Царевичу собрать ключ из частей.
Слайд 21.
Благодаря вашей помощи Иван Царевич смог открыть дверь в замок и освободить Царевну.
Слайд 22.
Ответы детей
Зима, весна, лето, осень
Зима
Составляют рассказ
Смотрят презентацию
Называют: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал
Выполняют графический диктант
Отвечают на вопросы
Смотрят на слайд
Исправляют ошибки
Показывают смайлики
Смотрят презентацию
Отгадывают загадки
Ёжик
Белка
Лиса
Медведь
Ёжик
Лиса
Белка
Медведь
Три
Пять
Выполняют физминутку
Смотрят презентацию
Выполняют задание
1
10
5
Справа
Слева
Смотрят презентацию
Собирают пазл
3 часть – заключительная
Цель: выявление удовлетворенности и заинтересованности детей образовательной деятельностью.
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и произносите вместе со мной:
1,2,3,4,5
Вот мы в садике опять.
С вами в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
Рефлексия
- Дети, кому мы сегодня помогали?
- Какое задание вам показалось самым интересным?
- Какое задание вам показалось самым трудным?
- Благодаря чему вам удалось справиться со всеми заданиями?
Повторяют слова
Ивану Царевичу
Ответы детей
Уже много знаем и умеем; мы дружно работали и были настоящей командой
Плавный вывод детей из НОД в самостоятельную деятельность Иван Царевич и прекрасная Царевна очень благодарны вам и передали вам сладкое угощение.