Татьяна Глущенко
Технологии, используемые с детьми с ЗПР по развитию познавательной активности
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Глущенко Т. С. - учитель- дефектолог
Куцик О. Г. - воспитатель
Павлюк А. В. - воспитатель
В своей профессиональной деятельности я использую элементы игровых технологий, информационно-коммуникативных технологий.
Информационно-коммуникативные технологии
Учитывая особенности развития детей с особыми образовательными потребностями, я использую на занятиях по ознакомлению с окружающим миром такие методики обучения как – информационно коммуникативные технологии (ИКТ).
Публикация «Технологии, используемые с детьми с ЗПР по развитию познавательной активности» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Я создаю презентации по изучаемым темам. Если на занятии необходим качественный и красочный демонстрационный материал, в таком случае ИКТ выступают в роли наглядности. Используя компьютерный инструментарий, выполняю поиск необходимой информации, ее структурирование и оформление. Применение в презентациях цветовой графики, звукового сопровождения, позволяет создавать реальный предмет или явление. Дети с ЗПР лучше запоминают предлагаемый материал в виде: презентации, развивающих видеофильмов, мультфильмов и хорошо сосредоточивают своё внимание на нем.
По результатам применения на занятиях игровых приемов ИКТ, выявились положительные стороны в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, активизировало совместную деятельность, детям стало интереснее воспринимать материал. Также положительная динамика, хоть и незначительная, отмечается у детей в развитии основных психических функций (память, внимание, мышление, восприятие, воображение).
Игровые технологии
Детям с задержкой психического развития свойственна низкая познавательная активность, так как у них слабо формируются, или формируются с опозданием все познавательные процессы.
Развить познавательную активность детей с ЗПР возможно только в том случае, когда заинтересован сам ребёнок. А заинтересовать его можно только через игру, так как именно игра является ведущим видом деятельности.
На фронтальных занятиях я использую элементы игровых технологий в виде дидактических игр.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений использую следующие дидактические игры:
Игра «Лесенка цифр» незаменима на занятиях по математике. С помощью неё ребенок зрительно видит соотношение цифр и состав числа, находит последующие, предыдущие числа, пропущенное число. Детям трудно понять — почему 2 меньше, чем 5, а 3 больше, чем 1, просто цифры им не о чём не говорят. На «Лесенке цифр» это наглядно видно, ведь полоска с цифрой 2 короче, чем полоска с цифрой 5, а значит она меньше. С помощью этой игры можно учить прямой и обратный счёт от 1 до 10.
С целью совершенствования навыка счётной деятельности детей предлагаю считать звуки (удары бубна, молоточка и т. д., движения, предметы на ощупь, использую дидактические игры и упражнения «Считай дальше с любого числа»
Так же был опыт в проведении занятий – путешествий (дети попали в сказочный лес и выполняли задания лесных жителей, в конце занятия дети обратно вернулись в группу и собрали картинку «Осенний лес» (подарок на память от лесных жителей)
Иногда я использую лишь элементы игры. Для этого беру героя, которому дети помогают в течение занятия. Таким образом, повышается интерес у детей, им не скучно, не возникает переутомление.
На индивидуальных занятия использую следующие игры :
«Веселые клеточки», «Умные клеточки» - развивают зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику рук, фантазию. Учат ориентироваться на листе бумаги в клетку. Головоломки с палочками, игры «Сложи узор», «Собери квадрат», «Лабиринты».
«Числовая гусеница»
Игровые задания:
«Цифры по порядку»;
«Прямой счет»;
«Обратный счёт»;
«Какая (кие) цифра (ы) пропущена (ы?»;
«Выложи гусеницу только зеленого (желтого, белого и т. д. цвета);
Исходя, из выше перечисленного можно заключить, что усвоение знаний происходит гораздо легче и продуктивнее, если в учебном процессе использовать игровые технологии. Дети гораздо меньше устают на занятии, более сближаются с педагогом, больше ему доверяют. После занятий, которые вызывают у них положительные эмоции (а именно этого мы добиваемся) чувствуют себя более уверенно.
Здоровьесберегающие технологии
Моя задача состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста. Необходимо сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровье сбережения.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте на своих занятиях я применяю следующие группы средств:
1. Логоритмика
3. Пальчиковая гимнастика
4. Артикуляционные упражнения
5. Физкультминутки
6. Дыхательная гимнастика
7. Зрительная гимнастика
8. Самомассаж
Для создания позитивного психологического настроя в начале занятия я использую фразы:
- «Улыбнитесь!»
- «Как вы себя чувствуете?»
- «У вас хорошее настроение?»
- «Я рада вас видеть!»
Занятия провожу в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале занятия могут стоять не более 3-5 минут. В это время проходит организационный момент и мы играем в игры с мячом, например - «Один много», «Скажи ласково», «Повтори».
Пальчиковая гимнастика
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движений.
Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т. к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Проводится также согласно лексической теме недели. Провожу пальчиковую гимнастику в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, развитию речевого слуха. Эта деятельность вызывает интерес у детей, вызывает эмоциональный настрой.
Использую различные упражнения на развитие мелкой моторики: графические диктанты, обводка шаблонов и штриховка изображений, работа в тетрадях и др.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.
Артикуляционные упражнения
Использую на индивидуальных занятиях и иногда на фронтальных.
Физкультминутка
Я стараюсь проводить физкультминутки при первых признаках утомления, в середине занятия. Комплексы физминуток подбираю согласно лексической теме недели. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
Очень часто задаю домашнее задание выучить физкультминутку. И во время занятия выходя на динамическую паузу, дети рассказывают и показывают движения.
Дыхательная гимнастика.
Так же в занятия включаю упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек; задувание свечи; дутье во всевозможные дудки; надувание мыльных пузырей; дутье на вертушки и многое другое.
Зрительная гимнастика.
Зрительную гимнастику провожу после просмотра презентаций, видеоматериала. С целью не допустить переутомление глаз.
Таким образом, правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровье сберегающих технологий позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
В своей работе мы применяем и используем с детьми:
-технологию проектной деятельности
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Виды проектов:
1. Исследовательско - творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде драматизации, детского дизайна
«Как Луковичк друзей искала», Овощи и фрукты – полезные продукты» (сказка «Репка», Поект «В гостях у сказки»
2.. Информационно - практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы);
«Пожарная безопасность», «Край родной, навек любимый», «Моя семья»
творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).
«День матери», «ВОВ»
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов:
"Для чего нужен проект?”,
"Ради чего он осуществляется?”,
"Что станет продуктом проектной деятельности?”,
"В какой форме будет презентован продукт?”
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Основные этапы метода проектов:
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
- технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Для того, чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание доступное их пониманию, создать проблемные ситуации, решая которые ребёнок будет открывать для себя что-то новое.
Существуют определённые способы создания проблемных ситуаций, которые можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста:
• преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта;
• преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми способами;
• побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения.
Для исследовательской деятельности могут быть использованы доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста
Слайд 8
типы исследования:
1. Опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений.
2. Коллекционирование (классификационная работы) – освоение родовидовых отношений.
3. Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).
4. Путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).
-информационно-коммуникативные технологии
В структуре базовых компетентностей личности современного дошкольника важную роль играет информационный компонент, что обусловлено реалиями жизни. Современная жизнедеятельность ребенка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, — все это актуализирует информационный опыт детей. Информационная компетентность до-школьника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и др.
Информационно-коммуникативные технологии целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в связи с тем, что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, а это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от наглядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.
Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники, — это игра, в которой дети оперируют в основном символами и знаками, что положительно сказывается на развитии их интеллекта.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику конкретных событий, у него развивается способность к прогнозированию результата действий, он начинает думать прежде, чем делать (что является важным моментом при подготовке детей к обучению школе). Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, а обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются такие важные операции мышления, как обобщение, классификация.
Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить на технологии, в которых используются мультимедийные презентации.
Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов. Информационно-обучающие программы для дошкольников позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем.
Метод трех вопросов
Эти современные технологии ориентированы на развитие активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества - основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.
Технология лэпбук и её применение в нашей работе
Данное пособие направленно на поддержку детской инициативы.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО
Вывод: Эти современные технологии ориентированы на развитие активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества - основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.