светлана мельникова
Игры на развитие познавательной активности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на развитие познавательной активности ребенка
Игра «Плохо-хорошо»
Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой
предмет и др. Нужно рассмотреть с разных точек зрения. Один участник игры ищет
положительные стороны предмета, другой – отрицательные. Называем по очереди,
побеждает тот, кто последний назовет качество.
Например: игрушка грузовик.
Положительное качество – можно перевозить грузы;
Отрицательное качество – не заводится;
Публикация «Игры на развитие познавательной активности ребенка» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2018
П. к. – если толкнуть, долго катится;
О. к. – кузов не поднимается;
П. к. –нетяжелый, можно легко переносить.
Игра «Что я загадал?»
Ведущий загадывает предмет. Участники игры (может быть любое количество) по
очереди задают вопросы о качествах и свойствах этого предмета, чтобы его отгадать.
«Это предмет? Он живой или неживой? Где чаще это встречается: на улице или в
квартире?.» и т. д.
Выигрывает тот, кто отгадал.
Игра на развитие речи и логического мышления ребенка
«Придумай предложение»
Ребенку называются два слова и предлагается придумать предложение, в котором
должны быть эти слова связаны по смыслу. Например: слова – диван, крокодил.
Предложение: «Крокодил улегся на диван.» или «Наш диван зеленый, как
крокодил»…Чем отдаленнее по смыслу будут слова, тем интереснее придумывать
предложения. Затем можно предлагать по три слова и их тоже связывать в одно
предложение. В этой игре также развивается и воображение ребенка.
Игра на развитие внимания и воли ребенка
«Холодно – горячо»
Спрячьте какой-нибудь предмет или игрушку в комнате. При движении ребенка по
комнате, говорите ему «холодно», если он удаляется от спрятанного предмета или
«тепло», если приближается к нему. Когда цель почти достигнута, кричите «горячо».
В этой игре также полезно ребенку быть в роли ведущего, так как ему необходимо
будет осуществлять сразу несколько операций: произвольность поведения (нужно не
выказать своим поведением, где спрятан предмет, внимание (соотносить
передвижение игрока в пространстве и свои команды, мышление и воображение
(постараться спрятать так, чтобы было труднее найти…
Игра «Да» и «Нет» не говори
Можно играть вдвоем (один – ведущий, другой – участник). Если участников игры
больше, то ведущий каждому по очереди задает вопрос. Вопросы задаются в быстром
темпе. Главное правило - отвечая на вопрос, нельзя говорить «да» или «нет». Тот, кто
ошибается, выходит из игры. Если Вы играете с ребенком вдвоем, то введите правило
3-х ошибок, а когда сами станете участником, то не стоит вам демонстрировать
ребенку свое абсолютное превосходство – иногда и Вы должны допустить ошибку.
Примерные вопросы:
- Ты ходишь в детский сад?
- Ты живешь в Африке?
- Ты любишь мороженное?
- Ты ел черное мороженное?
- Ты умеешь ходить на руках?
- Ты играешь в куклы?
Игры на развитие коммуникабельности, внимания к другому.
«Пишем на ладошке». Играют пары. Один в паре закрывает глаза, второй пальчиком
на ладошке пишет цифру или букву. Задача первого – отгадать написанное. Потом
ролями меняются.
«Близняшки». Играют также парами (парой). Двое встают вместе, боком друг к
другу, одна рука обхватывает пояс другого. Ноги, стоящие рядом, связываются
веревочкой. Задача – перемещаться по комнате, садиться, вставать, приседать, не
падая. Если пар несколько, можно устроить соревнование – кто дольше не упадет.
Такими же парами можно играть в футбол или баскетбол.
«Проводник». Парная игра. Один закрывает глаза и начинает передвигаться по
комнате. Задача второго – только словами, не касаясь первого, направить его так,
чтобы первый не споткнулся, ушибся, наткнулся и т. д. Помимо коммуникабельности,
игра развивает внимательность и способность ориентироваться в пространстве.
«Рисуем вместе» - парная игра. Задачи пары – нарисовать рисунок совместными
усилиями. Как? На стену вешается лист бумаги. «Художник» закрывает глаза
повязкой, а «ведущий» диктует «художнику», где и что рисовать. «Нарисуй круг.
Справа от него – прямую линию вправо. Левее, выше. и т. д.» Если пар – две и больше,
устраивается конкурс.
«Ассоциации», «Пантомима» и другие аналогичные игры также хороши для
развития навыков коллективного общения.
Игры на внимательность и произвольное поведение:
«Море волнуется раз» - отличная игра на умение владеть собой, эмоциями и своим
телом.
«Можно и нельзя» - в доме объявляется время (час, 10 минут, день) – когда можно
будет делать ЧТО-ТО. Что - выбираете вы с ребенком, учитывая его пожелания. Это
может быть разрешение делать все, за исключением опасных для жизни вещей. Или
разрешение делать что-то, особо желанное для ребенка, но ограничиваемое обычно
вами- громок кричать, прыгать, смотреть мультики и т. д. Но существует также и время
«нельзя». Например, в течение часа можно вести себя очень тихо. Или делать что-то
определенное, одобренное вами. Цель игры - приучить ребенка контролировать вои
импульсы и выделять определенное время для разного типа деятельности.
Строго говоря, практически любые коллективные игры учат ребенка
взаимодействию с другими, поэтому даже такие, казалось бы, далекие от учебы, как
«дочки-матери», «детский сад», «казаки- разбойники» приносят ощутимую пользу:
ребенок учится действовать по правилам, осваивает новые роли и типы
взаимоотношений.
Вот еще несколько полезных игр, которые можно использовать на прогулке или
по дороге в магазин.
«Удивительное – рядом»
Попробуйте найти вокруг себя что– нибудь необычное: дерево с кривым
стволом, голубя с белыми пятнами, странное пятно на асфальте или облако в виде
жирафа…Кто больше интересного заметит – вы или ребенок? Игра развивает
наблюдательность и восприятие, стимулирует творческое мышление.
«Найди отличие»
Поищите вместе с малышом разницу между двумя предметами. Сравните,
например, две машины или двух собак. Кто обнаружит больше отличий? Задание
посложнее – отыскать наоборот, сходство. Что общего у вороны и у кошки? Ответы:
оба они хищники, у каждого два глаза, когти, хвост. Здорово, если удастся придумать
что – то смешное. Например, они разговаривают, похоже: кошка – «мур», а ворона –
«карр!». Вы удивитесь, но такая незамысловатая игра развивает наблюдательность и
мышление, расширяет представление об окружающем мире.
«Смотри в оба»
Предложите малышу по дороге сосчитать что – либо: скамейки, собак,
велосипедистов и т. п. Кроме счетных навыков будут развиваться наблюдательность,
внимание, память (надо все время держать в уме предыдущую цифру). Дошколятам
можно усложнить задачу – вести учет сразу несколько предметов, например березок и
елок или собак и ворон. Это замечательный способ тренировки объема памяти,
измеряйте шагами расстояние, например, между подъездом и скамейкой, качелями и
песочницей. Потренируйтесь в обратном счете: идете от клумбы к елочке – считаете
«один - два – три – четыре – пять», обратно – «пять – четыре – три –два –один»
«Цвет и форма»
По очереди называйте предметы определенного цвета или формы, те, что видите
вокруг. Например, зеленая елка, зеленая машина, зеленое платье у девочки. Или
треугольные крыша, качели, горка. Можно также отыскивать предметы, похожие на
буквы. Горка – как Л, качели – П, карусель - О…Закрепляются необходимые знания,
тренируются внимание и наблюдательность.