Кузнецова Анна
Технологии формирования звуковой культуры речи
▼ Скачать + Заказать документы
Речь — это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться.
Культура речи — это умение правильно, пользоваться всеми языковыми средствами.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом :
- правильное произношение звуков,
- правильное произношение слов,
- громкость и скорость речевого высказывания,
- ритм,
- паузы,
- тембр,
- логическое ударение и пр. ,
- нормальное функционирование речедвигательного аппарата,
Публикация «Технологии формирования звуковой культуры речи» размещена в разделах
- нормальное функционирование слухового аппарата,
- наличие полноценной окружающей речевой среды. (5 слайд)
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи:
- формирования у них правильного звукопроизношения,
- четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами,
- развития голосового и речевого аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз,
- выработки умеренного темпа речи,
- формирования правильного речевого дыхания,
- формирования навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д. ,
- воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.
Работа по формированию звуковой культуры речи проводится в различных формах :
на занятиях, как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;
различные разделы могут быть включены в содержание других занятий;
отдельные разделы включаются в музыкальные занятия,интегрированные занятия со специалистами ДОУ;
дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.
Используется разнообразный речевой материал:
- звукоподражательные слова, потешки, поговорки, половицы, чистоговорки, скороговорки, стихотворения, небольшие сказки, рассказы;
- специальные игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов;
- сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, видеофильмов, презентаций, диапозитивов, театров, диафильмов и т. д.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря, грамматического строя, связной речи.
Для воспитания звуковой культуры речи можно использовать следующие методы:
- дидактические игры («Чей домик?»)
- подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)
- дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)
- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)
В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь.