Светлана Сигунькова
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…
(Э. Успенский)
Слайд 2
Публикация «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В тоже время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающей личности закладываются в детстве и существует опасность, что общество в будущем получит бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, особенностями, мотивами деятельности.
Слайд 3
Эстетическое развитие- это способность переживать различные явления действительности, как прекрасные. Оно осуществляется в процессе восприятия предметов, вызывающие эстетические переживания ребёнка, а так же в процессе самостоятельной художественной деятельности, особенно в условиях направленного обучения и воспитания.
Как правило, ООД в ДОУ по рисованию сводится лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого не достаточно для развития творческих способностей. Всякое детское художественное творчество сводится не к тому, что рисовать, а на чём и чем. Задача педагога при этом – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, т. е. использовать нетрадиционные способы изображения.
Слайд 4
Опыт работы с детьми нашего ДОУ показывает, что использование нетрадиционных техник рисования в образовательном процессе создаёт атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, развивает инициативу, самостоятельность, создаёт эмоционально-положительное отношение к деятельности.
Поэтому в ОП нашегоДОУ включены следующие образовательные задачи по рисованию детей с использованием нетрадиционных техник :
Слайд 5
Младший дошкольный возраст
- Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками, ладошкой, поролоновым тычком, ватными палочками;
- Показать приёмы получения точек и коротких линий, использовать их как средство выразительности;
- Учить ритмично и равномерно наносить точки на всю поверхность бумаги;
- Развивать желание экспериментировать с различными материалами (пробкой, печатками);
- Развивать умение украшать простые по форме предметы;
- Учить использовать ладонь, как изобразительное средство : окрашивать её краской и делать отпечаток;
- Учить правильно пользоваться гуашью;
- Способствовать эмоциональным проявлениям и высказываниям детей по поводу рисунков;
Воспитывать аккуратность при работе с нетрадиционными материалами
Слайд 6
Средний дошкольный возраст
- Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования :
тычкование, оттиск печатками из картофеля, из пенопласта, ластика, оттиск смятой бумагой, оттиск поролоном;
- Закрепить навыки рисования гуашью;
- Учить детей правильному использованию акварели;
- Развивать умение украшать силуэты предметов простыми узорами, используя печатание, рисования пальчиками и приём примакивания;
- Развиватьцветовосприятие, чувство композиции и ритма;
- Учить украшать силуэты декоративных предметов, используя нетрадиционную технику;
- Развивать умения составлять несложные натюрморты, раскрашивать предметы композиции, используя известную нетрадиционную технику;
- Поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся рисунков;
- Способствовать развитию желания экспериментировать с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках;
- Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа (птичка, рыбка и др.)
- Развивать умение самостоятельно выбирать технику рисования;
- Развивать в детях инициативу, творчество, активность, воображение.
Слайд 7, 8
Старший дошкольный возраст
- Закрепить ранее усвоенныенетрадиционные техники рисования;
- Познакомить детей с техниками : монотипия, тычок жёсткой полусухой кистью, печать по трафарету, отпечатки листьев, пластилинография;
- Закреплять умения рисования элементов дымковской, городецкой, хохломской росписи, используя нетрадиционную технику;
- Учить смешивать краски прямо на листьях (при печатании листьями, развивать цветовосприятие;
- Способствовать развитию умения передавать выразительный образ изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники;
- Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение. Развивать чувство композиции;
- Учить рисовать с натуры, анализировать её, выделять признаки и особенности, используя различную технику; обращаться к натуре в процессе рисования;
- Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия, продумывать расположение рисунка на листе;
- Способствовать развитию желания использовать различную технику при декоративном рисовании (украшение, тарелочек, подносов и др.);
- Продолжать развивать умение сочетать различные техники в одном рисунке (акварель + восковые мелки, свеча+ акварель) и др.);
- Закреплять умение украшать нетрадиционными техниками различные геометрические формы на заданную тему и по замыслу;
- Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа (лебедь, павлин, жар-птица и др.);
- Продолжать развивать умение выбирать технику для отображения характерного облика животных;
- Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.
- Развивать умение работать сообща, в коллективе, договариваться друг с другом, кто что будет рисовать при создании коллективной композиции;
- Вызвать желание свободно экспериментировать с материалами,необходимыми для работы в нетрадициооных изобразительных техниках;
- Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему;
- Способствовать проявлению у детей активности, творчества, инициативы;
- Развивать эстетическое восприятие, отношение, чувства.
Слайд 9
Художественно-эстетическое развитие детей с использованием нетрадиционных техник рисования осуществляется во время ООД, совместной деятельности в режиме дня, самостоятельной деятельности.
Слайд 10
Образовательная работа в ДОУ по данному направлению имеет большое значение в развитии детей дошкольного возраста :
- Развиваются творческие способности, воображение, фантазии
- Развивается пространственное мышление
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям
- Способствует проявлению у детей активности, творчества, инициативы
- Побуждает использовать к самостоятельному использованию разнообразного материала
- Способствует выражению собственного отношения к окружающему и свободной реализации замысла
- Развивает уверенность в своих силах
- Развивает пространственное мышление
- Способствует снятию детских страхов
- Развивает мелкую моторику рук
- Развивает чувство композиции, цветовосприятия
- Способствует развитию эстетического мышления и восприятия
В нашем ДОУ разработаны комплексно-тематические планы работы по каждой возрастной группе, в которые включены образовательные цели и задачи по рисованию с использованием нетрадиционных техник.
Слайд 11, 12, 13
Педагогом дополнительного образования составлена рабочая программа, которая так же содержит тематическое планирование ООД по рисованию в средней, старшей и подготовительной к школе группах. На ряду с традиционной ООД, педагог доп. образования Фролова Е. Н. включила ООД с использованием нетрадиционных техник рисования.
Тематический план образовательной работы по рисованию нетрадиционными техниками педагога дополнительного образования Фроловой Е. Н.
Возрастная группа Тема ООД Техника Срок
Средняя группа Ягодка за ягодкой Рисование ватными палочками октябрь
Кисти рябины Оттиск колпачком
с поролоном или пальчиками декабрь
Украсим сарафаны матрёшек Восковые карандаши + акварель март
Нарядная ёлочка Тычок карандашом, колпачком или пальчиками (шарики на ёлке) январь
Дымковский конь Тычок февраль
Старшая
группа Волшебные листья Печать листьями октябрь
Плюшевый мишка Оттиск поролоновой губки ноябрь
Пушистый зайчик Тычок жёсткой полусухой кистью февраль
Усатый-полосатый Тычок жёсткой полусухой кистью март
Черёмуха Гуашь + Тычок жёсткой полусухой кистью май
Салют над городом Акварель + восковые карандаши май
Подготовительная к школе группа Осенний пейзаж Печать листьями сентябрь
Ветка рябины Тычок + гуашь, примакивание кисточкой октябрь
Осень на опушке краски разводила Печать листьями октябрь
Букет для мамы пластилинография ноябрь
Белый медведь и северное сияние Восковые карандаши + акварель февраль
Царевна-лебедь пластилинография апрель
Ветка сирени Ватные палочки апрель
Яблоня в цвету штампы май
Слайд 14
Опыт работы в ДОУ показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие.
Слайд 15
И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Иногда дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.
Слайд 16
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтомуважно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
• музыкальное сопровождение и др.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, печатать листьями и получать удивительный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Рассмотрим некоторые нетрадиционные техники рисования, которые мы используем в образовательном процессе ДОУ
Слайд 17
Рисование пальчиками.
Средства выразительности : пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Слайд 18
Рисование ладошкой.
Средства выразительности : пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается
Слайд 19
Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности : пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Слайд 20
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности : цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным
Слайд 21
Отпечатки листьев.
Средства выразительности : фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Слайд 22
Поролоновые рисунки.
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
Слайд 23
Метод монотипии.
Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Монотипия -(отпечаток)- лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа - создаётся пейзаж. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение.
Другой способ применения монотипии- на гладком целлофане рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
Слайд 24
Метод пластилинографии
Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования. Эта техника интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Техника лепки из пластилина очень проста. Просто нужно отрывать небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывать из них небольшие шарики, которые затем успешно приклеиваются на подготовленный заранее фон с нарисованным на нем нужным контуром. Шарики выкладываются на поверхность основы и немного прижимаются пальцем. Это очень удобная техника, так как является многоразовой, ведь исправить ошибки на шаблоне не составит никакого труда. Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.
Слайд 25
Шаблонография
Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов геометрических фигур с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.
Слайд 26
Метод тычка полусухой жёсткой кистью
Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Занятие нетрадиционной техникой рисования этотворческий процесс, это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.
Слайд 27
С детьми младшего дошкольного возраста мы используем :
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
• тычок жесткой полусухой кистью.
• печать поролоном;
• печать пробками;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• печать печатками из картофеля, ластика, поролона, пенопласта
Слайд 28
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники :
• Печать листьями
•Восковые мелки + акварель, свеча+ акварель
• Рисование поролонам
• Рисование мятой бумагой;
• Монотипия пейзажная;
• Печать по трафарету;
• Монотипия предметная;
• Пластилинография
•Шаблонография
Каждая из этих техник - это маленькая игра, которая активизирует ребёнка к деятельности. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Сдайд 29
В соответствии с новыми нормативно-правовыми документами родители наших детей должны становиться активными участниками образовательных отношений. С этой целью мы стараемся вести педагогическую просветительскую работу, заинтересовывая и вовлекая их в образовательный процесс ДОУ.
Цель: создать единое образовательное пространство детский сад-ребёнок- семья.
Задачи:
• Познакомить родителей с задачами ОП ДОУ по обучению детей рисованию нетрадиционными техниками.
• Способствовать вовлечению родителей в образовательный процесс по использованию нетрадиционных техник в рисовании с дошкольниками
• Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
• Сформировать у родителей интерес к деятельности детей по рисованию нетрадиционными материалами
• Способствовать проявлению у родителей художественных способностей в работе с нетрадиционными материалами
• Способствовать укреплению семейных отношений через совместную творческую деятельность родителей с детьми
Слайд 30
Наши педагоги понимают, что только при обоюдном сотрудничестве, мы можем добиться желаемых положительных результатов в художественном развитии наших детей. Поэтому при обучении детей нетрадиционным техникам рисования мы используем различные формы работы, которые эффективно сказываются на результативности продуктивной деятельности и развитии творческой личности ребё нка-дошкольника.
- консультации – презентации
- мастер- классы
- папки – передвижки
- индивидуальные беседы
- видео и фотосъёмки
- выставки детского и совместного творчества
- включаем в повестку дня родительских собраний
- детско-родительские проекты
- семинары-практикумы
- пополнение предметно-развивающей среды
В перспективе планируется создание лепбуков по каждой нетрадиционной технике. При подборе материаловлепбуков, так же планируется участие и помощь наших родителей.
В заключении хочется пожелать всем творческих успехов и выразить надежду, что данный опыт работы поможет педагогам в решении вопросов по использованию возможностей нетрадиционных техник рисования в художественном развитии детей и наполнит новым содержанием практику их эстетического воспитания в ДОУ.