Аноним
Театрализованные игры как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
Театрализованные игры как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
Выразительность речи является основным компонентом формирования связной речи. Выразительность является качественной характеристикой речи, а также признаком большого уровня самостоятельности.
Публикация «Театрализованные игры как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Выразительность речи содержит в себе такие составляющие, как способность четко, понятно, логично и вместе с этим по возможности кратко высказывать свои мысли и чувства. Также это способность при помощи интонации, выбора слов, построением предложений, поиском фактов, оказывать воздействие на слушателя.
Становление выразительности речи как основная цель методики развития речи содержит в себе такие компоненты, как освоение ребенком способов речевой выразительности, умение использовать высоту и силу голоса, темп и ритм речи, а также пользоваться различными интонациями. Каждый ребенок в повседневном общении обладает естественной выразительностью речи, но, не смотря на это, ему необходимо обучение выразительности при чтении различных произведений.
В основе выразительность речи находится осознанная передача мысли. Выразительность речи у каждого ребенка формируется в течение дошкольного возраста и содержит в себе вербальные средства (лексика, интонация, синтаксис) и невербальные (поза, жесты, мышление) средства.
Для становления выразительности речи необходимо сформировать такие условия, при которых у каждого ребенка будет возможность показать свои чувства, эмоции, а также желания и взгляды, в присутствии посторонних слушателей.
Выступление, перед аудиторией начиная с раннего возраста, развивает привычку к публичной выразительной речи. Большую помощь в этом оказывают театрализованные занятия, проводимые в детских образовательных учреждениях.
Также для формирования определенной осознанной выразительности в работе, традиционно, применяют как основной способ художественную литературу. В результате этого, театрализованная деятельность, которая находится в основе художественное произведение, но внешне схожая с основным видом деятельности дошкольника игрой будет являться высокоэффективным способом формирования выразительности речи детей [1, с. 135].
Театрализованная деятельность включает в себя активные воспитательные возможности. Принимая непосредственное участие в театрализованных играх, дети познают окружающий мир. При работе над выразительностью речи, происходит активизация словаря детей, происходят улучшения в звуковой, интонационной, а также выразительной составляющей речи.
Помимо этого, с помощью театрализованной деятельности разрешаются основные задачи программы детского сада, такие как:
• Знакомство с общественными явлениями;
• Становление речи;
• Адаптация;
• Эмоциональное состояние;
• Коммуникативное становление;
• Развитие основных математических представлений;
• Физическое совершенствование и многое другое.
Различные тематики, средства изображения, эмоциональность театрализованной деятельность предоставляют возможность применять их для гармоничного развития личности.
Для достижения цели развития речи дошкольников при помощи театрализованных игр, нужно в первую очередь развивать интерес к театрализованным играм, который появляется в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, в основе которых содержание знакомых ребенку стихов и сказок.
Основными признаками театрализованных игр являются следующие:
• У театрализованной игры есть содержание. Каждому ребенку нужно знать, что они будут играть, имея определенный персонаж, а, не просто манипулируя им;
• Присутствие сюжета. Театральная игра строится по сценарию, который был подготовлен заранее. Данный сценарий можно изменять вместе с детьми;
• В каждой театральной игре существуют персонажи. Это актеры, у каждого из которых есть своя роль;
• Ребенок играет не сам по себе и не один. Он вступает в определенные отношения с товарищами.
Также существуют следующие этапы прохождения театральной игры :
• Обучение. Оно традиционно проходит на уровне восприятия. На данном этапе ребенок слушает и смотрит;
• Воспроизведение. Здесь ребенок исполняет сам с внесением собственных компонентов творческого характера;
• Творчество. Ребенок сам придумывает сценарий или сказку, по которой в дальнейшем разрабатывается сценарий.
Для того чтобы организовать театрализованную деятельности педагоги дошкольных учреждений традиционно применяют игрушки и куклы. Но все же огромную воспитательную значимость имеют игрушки, которые были сделаны самими детьми. Это формирует изобразительные навыки, ручные умения, а также творческие способности.
Благодаря постоянно проводимым театрализованным играм, у детей улучается мимика, движения становятся более уверенными. Также происходит улучшение речи, её грамматического строя, дети начинают на много активнее пользоваться словарем, который вместе с этим наполняется. Все это в результате помогает ребенку наладить контакты со сверстниками. Исходя из этого, театрализованную игру можно рассматривать в качестве основного способа всестороннего развития личности, формирования уверенности в своих силах, а также появления особого интереса к литературе и театру [2, с. 95].
Важно отметить, что театрализованные игры должны иметь самую различную функциональную направленность, включать в себя образовательные воспитательные задачи, выступать как способ формирования психических процессов каждого ребенка, его чувств, нравственных понятий и т. д.
Подходить к организации театрализованной деятельности необходимо при учете возраста ребенка, а также индивидуальных особенностей. Это нужно для того, чтобы у нерешительных детей формировать чувство смелости, уверенности в себе, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.
Главные требования к организации театрализованных игр в детском саду состоят в следующем:
• Тематика должна быть разнообразной и содержательной;
• Постоянное, каждодневное включение театрализованных игр в каждую форму педагогического процесса;
• Большая активность детей на этапах подготовки и проведения игр;
• Взаимодействие детей друг с другом и с взрослыми на каждом этапе организации театрализованной игры.
К сожалению, сегодня театрализованная деятельность не включена в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги применяют ее в работе в основном для формирования творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику. Делается это довольно бессистемно, не очень часто, а также для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее.
Но, не смотря на это, данный вид деятельности содержит в себе огромные возможности для разрешения большого количества задач из разнообразных образовательных направлений, которые связаны с речевым, социальным, эстетическим, а также познавательным становлением каждого ребенка, которые в определенной степени решаются сегодня в процессе организованного обучения.
Таким образом, дошкольный возраст является временем активного становления речи, а основным видом деятельности в данный период является игра. Игра является своего рода основой для формирования речи ребенка. А театрализованная деятельность одним из наиболее эффективных средств воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализованная деятельность является не просто игрой, это еще и отличный способ для активного формирования выразительности речи детей, наполнения их словаря, а также формирования мышления, воображения, внимания и памяти, что составляет психологическую основу правильной речи.
В процессе театрализованной игра жизнь ребенка становится интересней и содержательней, она наполняется яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка находить прекрасное в жизни и в людях, а также создаст стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Библиографический список
1. Мартынова, А. И. Значение театрализованной игры для психического здоровья и социального благополучия современного ребенка // Педагогика искусств. – 2015. №4. – С. 134-140.
2. Семенюк, Н. М. Роль игр - драматизаций в развитии творческой активности дошкольников / Н. М. Семенюк // Новая наука: теоретический и практический взгляд. – 2016. №2. – С. 92-96.