Аноним
Театрализованные игры как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованные игры как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста
Выразительность речи является основным компонентом формирования связной речи. Выразительность является качественной характеристикой речи, а также признаком большого уровня самостоятельности.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Выразительность речи содержит в себе такие составляющие, как способность четко, понятно, логично и вместе с этим по возможности кратко высказывать свои мысли и чувства. Также это способность при помощи интонации, выбора слов, построением предложений, поиском фактов, оказывать воздействие на слушателя.
Становление выразительности речи как основная цель методики развития речи содержит в себе такие компоненты, как освоение ребенком способов речевой выразительности, умение использовать высоту и силу голоса, темп и ритм речи, а также пользоваться различными интонациями. Каждый ребенок в повседневном общении обладает естественной выразительностью речи, но, не смотря на это, ему необходимо обучение выразительности при чтении различных произведений.
В основе выразительность речи находится осознанная передача мысли. Выразительность речи у каждого ребенка формируется в течение дошкольного возраста и содержит в себе вербальные средства (лексика, интонация, синтаксис) и невербальные (поза, жесты, мышление) средства.
Для становления выразительности речи необходимо сформировать такие условия, при которых у каждого ребенка будет возможность показать свои чувства, эмоции, а также желания и взгляды, в присутствии посторонних слушателей.
Выступление, перед аудиторией начиная с раннего возраста, развивает привычку к публичной выразительной речи. Большую помощь в этом оказывают театрализованные занятия, проводимые в детских образовательных учреждениях.
Также для формирования определенной осознанной выразительности в работе, традиционно, применяют как основной способ художественную литературу. В результате этого, театрализованная деятельность, которая находится в основе художественное произведение, но внешне схожая с основным видом деятельности дошкольника игрой будет являться высокоэффективным способом формирования выразительности речи детей [1, с. 135].
Театрализованная деятельность включает в себя активные воспитательные возможности. Принимая непосредственное участие в театрализованных играх, дети познают окружающий мир. При работе над выразительностью речи, происходит активизация словаря детей, происходят улучшения в звуковой, интонационной, а также выразительной составляющей речи.
Помимо этого, с помощью театрализованной деятельности разрешаются основные задачи программы детского сада, такие как:
• Знакомство с общественными явлениями;
• Становление речи;
• Адаптация;
• Эмоциональное состояние;
• Коммуникативное становление;
• Развитие основных математических представлений;
• Физическое совершенствование и многое другое.
Различные тематики, средства изображения, эмоциональность театрализованной деятельность предоставляют возможность применять их для гармоничного развития личности.
Для достижения цели развития речи дошкольников при помощи театрализованных игр, нужно в первую очередь развивать интерес к театрализованным играм, который появляется в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, в основе которых содержание знакомых ребенку стихов и сказок.
Основными признаками театрализованных игр являются следующие:
• У театрализованной игры есть содержание. Каждому ребенку нужно знать, что они будут играть, имея определенный персонаж, а, не просто манипулируя им;
• Присутствие сюжета. Театральная игра строится по сценарию, который был подготовлен заранее. Данный сценарий можно изменять вместе с детьми;
• В каждой театральной игре существуют персонажи. Это актеры, у каждого из которых есть своя роль;
• Ребенок играет не сам по себе и не один. Он вступает в определенные отношения с товарищами.
Также существуют следующие этапы прохождения театральной игры :
• Обучение. Оно традиционно проходит на уровне восприятия. На данном этапе ребенок слушает и смотрит;
• Воспроизведение. Здесь ребенок исполняет сам с внесением собственных компонентов творческого характера;
• Творчество. Ребенок сам придумывает сценарий или сказку, по которой в дальнейшем разрабатывается сценарий.
Для того чтобы организовать театрализованную деятельности педагоги дошкольных учреждений традиционно применяют игрушки и куклы. Но все же огромную воспитательную значимость имеют игрушки, которые были сделаны самими детьми. Это формирует изобразительные навыки, ручные умения, а также творческие способности.
Благодаря постоянно проводимым театрализованным играм, у детей улучается мимика, движения становятся более уверенными. Также происходит улучшение речи, её грамматического строя, дети начинают на много активнее пользоваться словарем, который вместе с этим наполняется. Все это в результате помогает ребенку наладить контакты со сверстниками. Исходя из этого, театрализованную игру можно рассматривать в качестве основного способа всестороннего развития личности, формирования уверенности в своих силах, а также появления особого интереса к литературе и театру [2, с. 95].
Важно отметить, что театрализованные игры должны иметь самую различную функциональную направленность, включать в себя образовательные воспитательные задачи, выступать как способ формирования психических процессов каждого ребенка, его чувств, нравственных понятий и т. д.
Подходить к организации театрализованной деятельности необходимо при учете возраста ребенка, а также индивидуальных особенностей. Это нужно для того, чтобы у нерешительных детей формировать чувство смелости, уверенности в себе, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.
Главные требования к организации театрализованных игр в детском саду состоят в следующем:
• Тематика должна быть разнообразной и содержательной;
• Постоянное, каждодневное включение театрализованных игр в каждую форму педагогического процесса;
• Большая активность детей на этапах подготовки и проведения игр;
• Взаимодействие детей друг с другом и с взрослыми на каждом этапе организации театрализованной игры.
К сожалению, сегодня театрализованная деятельность не включена в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги применяют ее в работе в основном для формирования творческого потенциала детей и чаще как инсценировку к празднику. Делается это довольно бессистемно, не очень часто, а также для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее.
Но, не смотря на это, данный вид деятельности содержит в себе огромные возможности для разрешения большого количества задач из разнообразных образовательных направлений, которые связаны с речевым, социальным, эстетическим, а также познавательным становлением каждого ребенка, которые в определенной степени решаются сегодня в процессе организованного обучения.
Таким образом, дошкольный возраст является временем активного становления речи, а основным видом деятельности в данный период является игра. Игра является своего рода основой для формирования речи ребенка. А театрализованная деятельность одним из наиболее эффективных средств воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализованная деятельность является не просто игрой, это еще и отличный способ для активного формирования выразительности речи детей, наполнения их словаря, а также формирования мышления, воображения, внимания и памяти, что составляет психологическую основу правильной речи.
В процессе театрализованной игра жизнь ребенка становится интересней и содержательней, она наполняется яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка находить прекрасное в жизни и в людях, а также создаст стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Библиографический список
1. Мартынова, А. И. Значение театрализованной игры для психического здоровья и социального благополучия современного ребенка // Педагогика искусств. – 2015. №4. – С. 134-140.
2. Семенюк, Н. М. Роль игр - драматизаций в развитии творческой активности дошкольников / Н. М. Семенюк // Новая наука: теоретический и практический взгляд. – 2016. №2. – С. 92-96.