Оксана Кармалицкая
Театрализованная деятельность в системе логопедических занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение речевого развития, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматривается прежде всего как нарушение общения. И невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Отклонения же в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка.
А сам процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам» - писал в труде «К психологии речи» С. Л. Рубинштейн. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительной речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого и художественного развития.
Публикация «Театрализованная деятельность в системе логопедических занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желание и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей.
Привычку к выразительной речи можно воспитать с малолетства путём привлечения к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей и пользуются неизменной любовью. Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы. Параллельно с умственным развитием идёт совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура, интонационный строй речи. Исполняемая роль ставит малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. А это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Можно смело выделить три основные функции, которые успешно выполняет театрализованная деятельность.
1. Она освобождает ребёнка от негативных состояний.
2. Снимает нервно-психическое напряжение.
3. Формирует адекватные межличностные отношения.
Кроме этого, театрализованная деятельность имеет свои специфические принципы, которые тесно связаны с принципами коррекционной работы с детьми с ЗПР.
Это: 1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребёнка.
2. Принцип творческой, гуманной направленности педагогического персонала, характеризующийся развитием воображения, фантазии.
3. Принцип свободы, самостоятельности, позволяющий подражать, создавать, комбинировать, самостоятельно выбирать способы действия.
4. Принцип интеграции, характеризующийся связью театрализованной деятельности с речевой, художественной, музыкальной.
5. Принцип обучения и творчества (самостоятельный поиск решения творческих задач).
Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка. В образовательных программах «Детство», «Развитие» выделен специальный раздел «Развитие ребёнка в театральной деятельности». Учитывая требования этого раздела, мы в своё м ДОУ стараемся:
- создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
- приобщаем детей к театральной культуре (знакомим с театральными жанрами, разными видами кукольных театров : пальчиковый, теневой, картонажный, театр игрушки, настольный);
- обеспечиваем взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
- создаём условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Театрализованную деятельность организовываем в нерегламентированное время утренних и вечерних часов, органично включаем в музыкальное, логопедические занятия, занятия по изодеятельности и физическому развитию, занятия с психологом. Создан театральный кружок «В гостях у сказки», где в конечном итоге объединяются результаты работы изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности в единый целостный продукт (декорации, музыкальные попевки, хороводы, костюмы). Это позволяет вступить в контакт детям разных возрастных групп и с разными взрослыми.
В приобщении детей к театрализованной деятельности необходимо учитывать возрастные особенности.
- Так во второй младшей группе необходимо формировать простейшие образно – выразительные умения – имитировать характерные движения сказочных животных. Этому лучше всего обучать на музыкальных и физкультурных занятиях, в свободной деятельности.
- В средней группе можно уже обучать элементам художественно – образных выразительных средств – интонации, мимике, пантомиме. Тут лучше всего использовать знакомые и любимые сказки. Разыгрывание диалогов из сказок позволяет научить детей использовать разнообразные выразительные средства в сочетании – речь, напев, мимика, пантомима, движения: (попроситься в теремок, как лягушка и т. п., разыграть диалог двух персонажей. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению.
- В старшем возрасте используются для речевой выразительности более сложные упражнения. Можно предложить с разной интонацией произнести слова: «помоги», «здравствуйте». Привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения. (Пример воспитателя). Выполнение таких упражнений приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость). Это лучше всего получается на занятиях у психолога (по карточкам – пиктограммам) или у музыкального руководителя при прослушивании музыкальных произведений П. И. Чайковского («Болезнь куклы».
- В старшем возрасте театрализованные занятия могут включать разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие)
Театрализованная деятельность детей в дошкольном возрасте включает в себя такие разделы:
- Игры в кукольные театры (с игрушками, «рукавичка», «пальчиковый», «картонажный»).
- Игры – драматизации (по сказке).
- Игры – представления (спектакли).
В своей работе с детьми, имеющими ЗРР мы постоянно испытываем необходимость опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Поэтому большую роль в театральных играх и упражнениях отводим стихотворным текстам. Ведь стихотворный текст, как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребёнка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования чёткой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребёнка, делают увлекательными игры и упражнения. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определённого действующего лица, ребёнок легче раскрепощается, общается с партнёрами. На следующем этапе мы создаём из стихотворения целый спектакль, разыгрывая его в форме этюда, оснащая необходимой атрибутикой. Кроме того, мы развиваем память и интеллект. Мы сочинили диалогические стихи по каждой изучаемой лексической теме и еженедельно включаем в занятия театрализованные этюды.
Очень увлекательными и полезными занятиями являются спектакли, над созданиями которых трудится в течении месяца весь педагогический коллектив. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении. Материалом для сценического воплощения являются сказки, которые соответствуют по своему содержанию пройденным лексическим темам. Изучив темы в старшей группе: «Труд на селе», «Хлеборобы» инсценируем сказку «Колосок»; тему «Строители» - сказку «Три поросёнка» (кукольное представление). Сказки несут в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребёнка. Она приобщает к общечеловеческому и этническому опыту, формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает слухоречевую память, формирует творческий потенциал личности.
Особое внимание уделяем кукольному театру. Ребёнок с удовольствием берёт в руки персонаж кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он выражает свои собственные переживания. Кукла провоцирует детей среднего возраста на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.
Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети примеривают на себя различные модели социального поведения.
Всё выше сказанное даёт нам основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста за счёт комплексного аффективно-коммуникативного воздействия. А формирование выразительности речи и социально-эмоционального развития ребёнка в театральной деятельности возможно при условии:
1. Единства социально-эмоционального и когнитивного развития.
2. Насыщения этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием.
3. Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности.
4. Наличия интересных и эффективных методов и приёмов работы с детьми.
5. Совместного участия детей и взрослых.