Бобрицких Вера Ивановна
Нетрадиционные виды занятий в системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС ДО в структуру образовательной программы дошкольного образования входит образовательная область «Физическое развитие». Содержание образовательной области направлено на совершенствование функциональных возможностей детского организма; приобретение опыта в двигательной деятельности, способствующего правильному формированию опорно-двигательной системы организма (выполнение упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, развитие равновесия, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнение основных движений; приобщение к некоторым доступным видам спорта; становление ценностей здорового образа жизни, (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [3]. В обобщенном виде можно констатировать, что комплексная реализация этих задач обеспечивает целостный процесс социализации- индивидуализации личности ребенка в физкультурно-оздоровительной деятельности.
Публикация «Нетрадиционные виды занятий в системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.
Постоянное использование классической структуры физкультурно-оздоровительной работы ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять физическую нагрузку, учитывая уровень двигательной активности. [1].
В отличие от традиционного подхода, личностно ориентированная модель отводит педагогу иную роль, заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей, то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе.
В практике работы нашего детского сада педагоги используют различные виды нетрадиционных занятий.
• Физкультурно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного творчества - потешках, загадках, сказках. Детям предлагаются несложные, ритмичные стихотворные строки, в которых словами отражено или подразумевается определённое движение.
• Игровые физкультурные занятия на основе подвижных игр. Такие занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части педагог подбирает подвижные игры и игровые упражнения с основными видами движений, соответствующими программному содержанию данного занятия.
• Физкультурные занятия с использованием имитационных упражнений. В играх дети представляют себя в различных образах: животных, растений, предметов. Всё это дети выражают в движении. Фантазия ребят безгранична – ракушка, камень, дельфин, волна… Ребёнок показывает характерное движение для того или иного образа, а остальные отгадывают.
• Занятия в форме эстафет и соревнований. Цель - развивать у детей физические и волевые качества. Посредством их обучаю детей преодолевать препятствия для достижения поставленной цели, развиваю стремление к победе и уверенность в своих силах. В структуру занятия частично включают элементы соревнования, а затем эстафет с постепенным расширением и усложнением двигательной деятельности. В соревнованиях и эстафетах используются знакомые детям движения и снаряды. Каждому ребёнку, независимо от его физической подготовленности предоставляется возможность быть капитаном команды, подбирая для него те движения, в которых он может показать свои лучшие качества.
• Сюжетные физкультурные занятия по литературным произведениям.
Такие занятия развивают у детей творчество, фантазию, воображение.
Литературные герои учат малышей преодолевать двигательные
трудности в достижении цели, ориентироваться в проблемных
ситуациях.
• Занятия, построенные на танцевальном материале, на музыкально-ритмических движениях – нравятся детям, применяются для успешного создания бодрого настроения у детей. Это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку. Занимаясь ритмической гимнастикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах является для них новым и необычным. Веселая музыка, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией.
Включение нетрадиционных занятий в процессе физического воспитания требует выполнения определё нных условий:
• предложенные для выполнения физические упражнения - строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические, основные движения, подвижные игры детям должны быть хорошо знакомы; используемый материал должен соответствовать возрастным особенностям детей;
• для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения;
• моторная плотность таких занятий должна составлять 80 %;
• физические упражнения в структуре занятия должны располагаться в определённом порядке, обусловленном физиологическими и психологическими особенностями детского организма.
Повышению двигательной активности способствует использование нестандартного оборудования.
Нестандартное оборудование – это дополнительный стимул активизации физкультурно – оздоровительной работы.
Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску. [1].
Применение нестандартного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные мероприятия, позволяет шире использовать различные упражнения, варьировать задания, вносить изменения. [2].
Использование нетрадиционных приемов и методов физкультурно- оздоровительной работы является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации и индивидуализации дошкольника.
Литература
1. Голицина Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.
2. Картушина М. Ю. Зеленый огонё к здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М. : Т. Ц. Сфера, 2007.-208с. - (Программа развития).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 25 ноября 2013 г. // «РГ» - Федеральный выпуск №6241 (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384).