Анна Наумова
Театрализованная деятельность как средство социализации и коррекции психических процессов у старших дошкольников с ЗПР
Театрализованная деятельность как средство социализации и коррекции
психических процессов у старших дошкольников с ЗПР
У детей с задержкой психического развития отмечаются :
- низкая познавательная активность;
- ограниченность запаса знаний и представлений об окружающем мире;
- снижение объема памяти;
- недостаточный уровень мыслительной деятельности, внимания, восприятия;
- отставание в развитии всех психических процессов;
- замедленное созревание эмоционально-волевой сферы;
- недоразвитие речи;
Публикация «Театрализованная деятельность как средство социализации и коррекции психических процессов у старших дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Сценарии праздников и мероприятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Поэтому мы выбрали тему нашей работы «Театрализованная деятельность как средство социализации и коррекции психических процессов у дошкольников с ЗПР»
Целью, которого было создать условия для коррекции психических процессов и речи через театрализованную деятельность.
Перед нами стояли такие задачи как:
- Формировать у детей познавательный интерес не только к театру, но и к окружающему миру;
- Развивать интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные особенности детей – средствами детского театра;
- Развивать у детей с задержкой психического развития память, внимание, восприятие, мышление через театральную деятельность;
- Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи;
- Поддерживать стремление искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, мимику, позу, жесты, речевую интонацию;
- Воспитывать у детей уважительное отношение друг другу, умение действовать в коллективе и самостоятельно.
- Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания театрализованных игр дома с детьми;
Наша работа состояла из трех этапов.
1 этап - подготовительный
- Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями
- Сбор и накопление материала, изучение литературы
- Организация развивающей предметно-пространственной среды
- Анкетирование родителей (работа с родителями)
2 этап – реализация проекта
- Беседа с детьми о театре
- Чтение художественной литературы
- Прослушивание аудио сказок
- Занятия продуктивными видами деятельности (лепка, рисование, аппликация);
- Совершенствование навыков использования мимики, жестов, голоса,
разучивание текстов сказок
- Театрализованные игры, игры - драматизации
- Настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковый и
настольный театры, театр БИ-БА-БО
- «Творческая мастерская» (совместно с родителями создание необходимых
костюмов или элементов костюмов, декорации, и т. д.).
3 этап – заключительный
- Представление опыта работы по театрализованной деятельности детей
дошкольников через показ театра «Снежная королева» с участием детей и родителей
- Подведение итогов нашей работы с детьми.
Особое внимание мы уделили работе с аудио сказками, так как у детей с задержкой психического развития имеются трудности в восприятии художественного произведения. Поэтому:
• Прослушивание сказки помогает ребенку развить фантазию и воображение. Тут ребенок не найдет готовых образов, как в книжке на картинке или в мультфильме. Все действия и герои описываются условно, поэтому ребенку придется включать собственное воображение.
• Помимо воображения, у ребенка формируется абстрактное мышление. После прослушивания аудио сказки ребенок может нарисовать то, что он услышал.
• Во время проигрывания дети концентрируют внимание. Чтобы прослушать всю сказку, необходимо сосредоточиться, для того чтобы воссоздать как можно больше деталей, чтобы представить сказочный мир.
• Прослушивание любой вымышленной истории развивает речь. Текст всегда читает актер и делает это очень грамотно, интонационно выразительно. Ребенок учится различать слова, практически одинаковые по звучанию, но разные по значению.
Польза аудио сказок заключается еще и в том, что у детей формируется фонематический слух, который является непременным условием для правильного восприятия речи.