Демашина
Использование метода проектов в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование метода проектов
в духовно-нравственном воспитании детей
дошкольного возраста
Музыкальный руководитель Демашина Н. В.
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач образования. За последнее время в нашей стране произошли большие изменения. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У современных детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. На современном этапе материальные ценности доминируют над духовными. Смотря на сегодняшнее поколение молодых родителей и их детей, мы понимаем, что в духовно-нравственном и патриотическом воспитании стоит огромный пробел. Поэтому Федеральная образовательная программа подталкивает нас уделить этому больше внимания.
Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится и в официальном проектном документе Минобрнауки России «Стратегия развития воспитания в Российской федерации до 2025года». Создатели проекта называют приоритетной задачу «формирования новых поколений, обладающих знаниями и умениями 21 века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины».
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего от окружающих его взрослых: родителей, педагогов, и от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
В детском саду стали актуальными такие праздники, как День России, День Российского флага, День народного единства, День защитника отечества, День победы, День защиты детей, различные посиделки в народном стиле, Праздник самовара, Рождество, Масленица и т. д. Используются народные игры и хороводы. В детском возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны: кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса.
Все воспитатели нашего детского сада вовлечены в этот процесс, начиная с младшего возраста, где дети знакомятся с матрешкой, народными сказками и играми и, заканчивая старшими детьми, которые имеют четкие знания о символах и традициях России.
Сегодня я представляю вашему вниманию проект «Символы России»
для подготовительной группы ДОУ.
Тип проекта – познавательный, краткосрочный, групповой.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, их родители, воспитатели.
Цель проекта: заложить в каждом ребёнке основы патриотических чувств.
Задачи:
познакомить с государственными и народными символами России (гимн, флаг, герб, береза, балалайка, матрёшка);
помочь детям понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы, функции;
закрепить и обобщить знания детей о символах России – флаге, гимне, гербе, берёзе, балалайке, матрёшке; и их отличительных особенностях;
развить познавательную активность, интерес к истории государства;
развить внимание, мышление, речь; обогатить словарь детей;
воспитать у детей уважение к могуществу Российской державы, Государственным и народным символам, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье
Реализация проекта «Символы России» проходила в три этапа
I этап – подготовительный.
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Подбор методической, музыкальной и художественной литературы
Подбор иллюстраций и дидактических игр по данной теме.
Составление перспективного плана мероприятий.
II этап – основной.
Приглашённый ансамбль русских народный инструментов «Карусель», в очень доступной форме рассказал детям о баяне, домрах и балалайке контрабас. Дети познакомились с их звучанием и услышали невероятно красивую музыку, создающую образы знакомых зверей и птиц. Этим мероприятием ребята приобщались к народной музыке. У них появился неподдельный интерес.
Работа проводилась совместно с воспитателями. Во время ООД по ОО «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Познавательное развитие», «Музыка», ребята знакомились с государственными и народными символами России, рисовали матрешек, березку, разучивали стихи, песни, танцы, приготовили рассказ-аудиозапись о русской березке, изготовили флажки-ладошки с символикой.
Так же в этот этап входила работа с родителями:
Анкетирование по теме «Воспитываем патриота».
Консультация «Знаете ли Вы государственные символы?».
Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников».
Памятки «Воспитание маленького патриота», «Россия – страна, в которой мы живем», «Значение полос на флаге».
III этап – заключительный.
1. Оформление проекта, подведение итогов.
2. Создание электронной презентации.
3. Подбор костюмов и декораций.
4. Музыкальное представление проекта для педагогов района.
Ребята очень старались, сами рассказывали о Родине, символах России, исполняли фрагменты песен и танцев. Особенно впечатляющим для них было знакомство с живым звучанием балалайки и совместное исполнение русской народной пени.
Результативность.
В результате этого проекта, ребята подготовительной группы
знают и различают символы России (гимн, флаг, герб, березу, балалайку, матрешку);
понимают, осмысливают символы, их происхождение, значение, образы и функции;
знают стихи и песни о государственных символах России;
умеют самостоятельно изготовить из бумаги флажки-ладошки с государственной символикой;
проявляют познавательную активность и интерес к истории своего государства;
испытывают уважение к могуществу Российской державы, Государственным символам, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
Педагоги и родители продолжают работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию в детском саду и дома.
От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит становление личности гражданина.