Лёвина Надежда Андреевна
Сюжетно-ролевая игра в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащение впечатлений детей с целью разнообразия игровых замыслов;
Задачи:
1. Способствовать развитию умения свободно владеть ролью, реализующими ее предметными действиями, активно пользоваться ролевой речью.
2. Продолжать учить самостоятельно создавать предметно-игровую обстановку под свой замысел или изменять ее по ходу игры.
3. Развивать поисковую деятельность детей: способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра в старшей группе „Путешествие на необитаемый остров“» размещена в разделах
4. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: создание предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями, элементами.
5. Совершенствовать стиль партнерских отношений.
Оборудование. Воздушный шар, записка, модули, ракушки, баночки, муляжи фруктов (бананы, ананасы, сундук, рыбки, удочки, носовые платочки, газета, пальмы, фонтан, муляж рептилий (змеи, пауки, подбор музыкального сопровождения.
Предварительная работа: Чтение произведения В. Катаева «Цветик- семицветик», беседа и рассматривание картинок об островах (расположение, особенности, животный и растительный мир, изготовление панамок из газет, проигрывание отдельных ситуаций.
Приемы руководства игрой детей.
1. Организационный момент.
2. Создание проблемной ситуации, ставящей детей перед выбором замысла и роли, перед необходимостью последовательно решать игровые задачи, те или иные стороны действительности или воображаемой ситуации.
3. Помощь в организации предметно-игровой среды.
4. Участие в игре.
5. Индивидуальная работа (напоминание, указание, помощь).
Ход игры.
Воспитатель обращается к детям, предлагает встать в круг.
- «Настал новый день, который принесет нам много интересного. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу». (Эмоциональное упражнение «Улыбка»)
- Дети, сегодня я шла в детский сад и ко мне в руки прилетел этот шарик. Ему было холодно и одиноко. Давайте с ним поиграем. Я буду бросать его вам, а вы будите называть свое имя ласково (бросить шарик 3-4 детям, дети называют свои имена уменьшительно-ласкательно).
После 5-6 повторений шарик лопается.
- Посмотрите, что это такое? (записка) Интересно, от кого она? Давайте, прочтем её… Какой-то странный рисунок.
Дети расшифровывают записку с рисунком: «цветик-семицветик» с оторванными лепестками, от последнего лепестка стрелка к рисунку острова с пальмой и человеком, а от него – стрелка к человеку, просящему помощи.
- Что это за цветок?
- Что показывают стрелочки?
- Как вы думаете, что случилось с человеком, который просит о помощи? (дети высказывают версии).
- Да нам надо ему помочь.
Воспитатель:
- Почему вы решили, что это остров?
- Что такое остров? ( Ответы детей: это суша, со всех сторон окруженная водой).
- Если вокруг нет людей, как можно назвать остров? (необитаемый остров)
Воспитатель: Как вы думаете, какой климат на этом острове? (ответы детей).
Воспитатель: Скажите, легко ли человеку выжить на таком острове? (ответы детей).
Воспитатель: У нас просят помощи. Я думаю, что нам нужно отправиться на этот остров. Вы согласны со мной?
- А как вы думаете, на чем мы туда можем отправиться? (ответы детей).
- Я предлагаю отправиться на волшебном ковре-самолете. Но прежде чем мы туда отправимся, давайте вспомним, как нужно вести себя в незнакомом месте. Можно ли разбегаться, уходить друг от друга, почему? (повторить правила безопасности).
- Вы решили, что на острове климат жаркий, а у нас с вами нет головных уборов. Давайте сейчас вместе с вами сделаем их из газеты. (дети сворачивают из газет панамки).
- Теперь вставайте на ковер-самолет – и, в путь! (звучит музыкальное сопровождение). Посмотрите, как высоко мы поднялись. Внизу проплывают красивые деревья, дома и т. д. держитесь крепко!
Заканчивается музыка открывается занавес.
Воспитатель: Вот мы и прилетели на остров (сходят с ковра, восхищаются окружающим).
- Дети, давайте сначала обследуем остров, и, может быть найдем, кто прислал нам записку. (обходят остров, стараясь идти осторожно, отмечая «животных». Под пальмой находят куклу Таню).
Воспитатель: Посмотрите какая она усталая, грязная и, конечно же, голодная. Как вы думаете, как мы ей сможем помочь? (ответы детей). Давайте распределимся, кто что будет делать. Кто будет искать пищу? Кто, будет строить жильё, чтобы укрыться от жары? Кто сможет развести костер, чтобы приготовить пищу? Кто будет ухаживать за Таней: ее нужно одеть, накормить, спать уложить.
Проблемная ситуация: обсудить проблему поиска воды. (морская вода не пригодна для питья, нужно поискать родниковую или озерную воду) - Можно ли такую воду сразу пить?»
Ответы детей: Нет. Она грязная. (делают вывод, что её надо процедить и обязательно прокипятить.)
Дети разворачивают игру:
мальчики «ловят рыбу, чистят ее». Воспитатель ставит перед ними проблему: как можно почистить рыбу? Подводит к использованию ракушек как столовых приборов.
девочка собирает ветки, пытается «развести костер», с помощью палочек.
дети готовят еду на костре.
девочки умывают куклу, «одевают) ее с помощью носовых платков, кормят, укачивают.
двое детей строят из кирпичиков и дощечек «шалаш».
Воспитатель помогает детям в разворачивании сюжета наводящими вопросами, показом игрового действия. По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.
После того, как дети проиграют роли, воспитатель предлагает отправиться назад в детский сад.
Воспитатель: Мы с вами накормили и одели Таню, построили ей жилище. Но уже темнеет, и что нам делать дальше? (подводит детей к тому, что Тане на острове будет одиноко, плохо – нужно ее забрать с собой).
Воспитатель: Правильно, Таню нельзя одну оставлять здесь, мы возьмем ее с собой в детский сад.
Тогда достаем из пещеры наш волшебный ковер-самолет, и все вместе возвращаемся домой.
Дети встают на ковер и «летят» (музыкальное сопровождение).
Воспитатель: Вот мы и вернулись к себе в группу. Я думаю, что вы Тане все-все покажите и будете с ней играть.
- Сегодня в игре вы смогли договариваться друг с другом, помогали своим товарищам, и самое главное – мы помогли Тане, которая попала на необитаемый остров. Сейчас она будет в нашей группе, и теперь ей не будет так одиноко.