Получи документы

Проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Раисия Гаффорова
Проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
▼ Скачать + Заказать документы

Исходя из результатов обследования, был сделан вывод, что дети нуждаются в проведении целенаправленной работы.

С позиции этих условий был составлен проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. Данная технология строилась с учетом образовательной программы.

Публикация «Проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре» размещена в разделах

Педагогическая технология - это совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

Проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

таблица 1

Модули технологии

Краткая характеристика технологии

Концептуальный модуль

При разработке педагогической технологии использованы следующие классификационные параметры:

-По уровню применения: общепедагогическая.

-По философской основе: диалектическая.

-По основному фактору развития: комплексная.

-По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

-По ориентации на личностные структуры: способы умственных действий + представления, умения и навыки.

-По типу управления познавательной деятельностью: современное традиционное обучение.

-По организационным формам: групповая + индивидуальная.

-По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.

-По преобладающему методу: игровая.

-По категории обучаемых: массовая (старшие дошкольники).

Целевой модуль

Цель:

-формирование положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Задачи:

-учить взаимодействию со сверстниками в игре;

-развивать умение детей использовать знания норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками;

-воспитывать эмоциональное положительное отношение к сверстникам, проявлению нравственных чувств.

Содержательный модуль

I блок - «Общение без слов».

II блок - «Внимание к другому».

III блок - «Согласованность действий».

IV блок - «Общие переживания».

V блок - «Взаимопомощь в игре».

Процессуально - деятельностный модуль

Участники образовательного процесса:

-старшие дошкольники;

-воспитатели;

-родители.

Средства:

- совместная игровая деятельность воспитателя с детьми;

-самостоятельная игровая деятельность детей.

Методы:

-игровые.

Последовательность:

-поэтапная реализация блоков.

Диагностико - результативный модуль

Результат:

-повышение уровня сформированности положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

I блок носит название «общение без слов». Его главной целью является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных детям вербальных и предметных способов взаимодействия.

Содержание работы:

- занятие «Дедушка Молчок» (дети учатся использовать в общении друг с другом невербальные средства);

- дидактические игры: «Добрые эльфы», «Муравьи», «Ожившие игрушки»;

- тренинг «Передача эмоций»;

- имитационная игра «Удивление».

Общее правило для этого этапа – запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. Кроме того, в игре не вводится никаких предметных атрибутов (посуды, костюмов и т. д.).

II блок называется «Внимание к другому». Цель – формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему.

Многие дети настолько сосредоточены на себе, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Задача данного этапа – отвлечь детей от такой фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимания на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений.

Содержание работы:

- занятие «Цветные клоуны» (развиваем внимание детей к другим детям);

- чтение художественной литературы и проведение этических бесед по произведениям: «Больная кукла» В. Д. Берестова, «Дедушка Мазай и зайцы» Н. А. Некрасова, «Просто старушка» В. А. Осеевой;

- дидактические игры: «Общий круг», «Эхо».

Детям предлагаются задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и др. Все игры направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним.

III блок - «Согласованность действий». Основная его цель – научить детей согласовывать свое собственное поведение с поведением других детей.

Содержание работы:

-занятие «Козленок» (у детей формируется умение договариваться со сверстниками, закрепляются представления о дружбе);

-чтение художественной литературы и проведение этических бесед по произведению «Бараны» С. Михалкова;

-дидактические игры: «Сороконожка», «Заводные игрушки»;

-тренинг «Варежки».

Правила игр III блока таковы, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

IV блок носит название «Общие переживания». Цель – вызвать у детей «Общие эмоции». Общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность.

Содержание работы:

-занятие «Приветики» (у детей формируется чувство близости, общности);

-чтение художественной литературы и проведение этических бесед по произведениям: «Не одна» А. Барто, «Слезы» Р. Сеф;

-дидактические игры: «Шторм», «Две страны»;

-имитационная игра «Остров Плакс».

В играх детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Совместное переживание эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга.

V блок – «Взаимопомощь в игре». Главная цель этапа – учить детей проявлять сопереживание, сорадование, оказывать помощь друг другу.

Содержание работы:

занятие «Фея» (совершенствуются представления детей о доброте, дружелюбии);

дидактические игры: «Старенькая бабушка», «Живые куклы»;

педагогические ситуации;

чтение рассказа В. Осеевой «Синие листья» и последующая беседа о нем;

сюжетно - ролевая игра «Дружба как стекло - разобьешь, не сложишь»;

инсценирование сказки «Колобок»;

сюжетно - ролевая игра «Телефонные разговоры»;

беседа о труде родителей с использованием иллюстраций, фотографий;

создание альбома «Наши мамы и папы трудятся», организация фотовыставки;

инсценирование стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»;

составление детьми творческих рассказов «Как я живу дома?»;

беседа с участием куклы Петрушки «Моя помощь взрослым»;

изготовление игрушек - самоделок, кукольный мебели, телевизора, пианино и др. ;

сюжетно - ролевые игры: «Вместе весело шагать…» Оказание помощи в распределении ролей;

«Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье. Сюжетно - ролевая игра «Помогай другу везде, не оставляй его в беде»;

сюжетно - ролевые игры: «Семейные хлопоты», «Дочки- матери»;

беседа: «Я и мой дом». Сюжетно - ролевая игра «Если бы у меня была волшебная палочка»;

чтение - Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Что сказала бы мама»;

сюжетно-ролевая игра «Морские путешествия»;

заключительная беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Нравственное воспитание»;

сюжетно - ролевые игры «Мир без друга», «Семья слов», «Живая радуга».

Второе направление системы работы – просветительская работа. Она включает два блока: работу с педагогами и работу с родителями.

Живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств, на наш взгляд, являются важнейшими условиями успешного социально-личностного и нравственного развития дошкольников. Поэтому предложено проведение консультаций для педагогов на темы: «Играем по-новому», «Роль игры в нравственном воспитании дошкольников»; организация выставок педагогической литературы на темы: «Воспитываем добрые чувства», «Дидактические игры как средство нравственного воспитания».

Также возможно и целесообразно проведение дискуссии «Как поступить?», затрагивающей вопросы применения методов поощрения и наказания.

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт «Развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» Актуальность опыта Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых.

Проект «Я, ты, мы» Актуальность: С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми. Формировать у детей навыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Опубликовано: 31 марта 2015 в 20:02
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре» (включая файлы) размещена пользователем Раисия Гаффорова (УИ 123794) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД