Раисия Гаффорова
Проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
▼ Скачать + Заказать документы
Исходя из результатов обследования, был сделан вывод, что дети нуждаются в проведении целенаправленной работы.
С позиции этих условий был составлен проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. Данная технология строилась с учетом образовательной программы.
Публикация «Проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Педагогическая технология - это совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Проект педагогической технологии формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
таблица 1
Модули технологии
Краткая характеристика технологии
Концептуальный модуль
При разработке педагогической технологии использованы следующие классификационные параметры:
-По уровню применения: общепедагогическая.
-По философской основе: диалектическая.
-По основному фактору развития: комплексная.
-По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
-По ориентации на личностные структуры: способы умственных действий + представления, умения и навыки.
-По типу управления познавательной деятельностью: современное традиционное обучение.
-По организационным формам: групповая + индивидуальная.
-По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.
-По преобладающему методу: игровая.
-По категории обучаемых: массовая (старшие дошкольники).
Целевой модуль
Цель:
-формирование положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Задачи:
-учить взаимодействию со сверстниками в игре;
-развивать умение детей использовать знания норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками;
-воспитывать эмоциональное положительное отношение к сверстникам, проявлению нравственных чувств.
Содержательный модуль
I блок - «Общение без слов».
II блок - «Внимание к другому».
III блок - «Согласованность действий».
IV блок - «Общие переживания».
V блок - «Взаимопомощь в игре».
Процессуально - деятельностный модуль
Участники образовательного процесса:
-старшие дошкольники;
-воспитатели;
-родители.
Средства:
- совместная игровая деятельность воспитателя с детьми;
-самостоятельная игровая деятельность детей.
Методы:
-игровые.
Последовательность:
-поэтапная реализация блоков.
Диагностико - результативный модуль
Результат:
-повышение уровня сформированности положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
I блок носит название «общение без слов». Его главной целью является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных детям вербальных и предметных способов взаимодействия.
Содержание работы:
- занятие «Дедушка Молчок» (дети учатся использовать в общении друг с другом невербальные средства);
- дидактические игры: «Добрые эльфы», «Муравьи», «Ожившие игрушки»;
- тренинг «Передача эмоций»;
- имитационная игра «Удивление».
Общее правило для этого этапа – запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. Кроме того, в игре не вводится никаких предметных атрибутов (посуды, костюмов и т. д.).
II блок называется «Внимание к другому». Цель – формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему.
Многие дети настолько сосредоточены на себе, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Задача данного этапа – отвлечь детей от такой фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимания на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений.
Содержание работы:
- занятие «Цветные клоуны» (развиваем внимание детей к другим детям);
- чтение художественной литературы и проведение этических бесед по произведениям: «Больная кукла» В. Д. Берестова, «Дедушка Мазай и зайцы» Н. А. Некрасова, «Просто старушка» В. А. Осеевой;
- дидактические игры: «Общий круг», «Эхо».
Детям предлагаются задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и др. Все игры направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним.
III блок - «Согласованность действий». Основная его цель – научить детей согласовывать свое собственное поведение с поведением других детей.
Содержание работы:
-занятие «Козленок» (у детей формируется умение договариваться со сверстниками, закрепляются представления о дружбе);
-чтение художественной литературы и проведение этических бесед по произведению «Бараны» С. Михалкова;
-дидактические игры: «Сороконожка», «Заводные игрушки»;
-тренинг «Варежки».
Правила игр III блока таковы, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.
IV блок носит название «Общие переживания». Цель – вызвать у детей «Общие эмоции». Общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность.
Содержание работы:
-занятие «Приветики» (у детей формируется чувство близости, общности);
-чтение художественной литературы и проведение этических бесед по произведениям: «Не одна» А. Барто, «Слезы» Р. Сеф;
-дидактические игры: «Шторм», «Две страны»;
-имитационная игра «Остров Плакс».
В играх детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Совместное переживание эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга.
V блок – «Взаимопомощь в игре». Главная цель этапа – учить детей проявлять сопереживание, сорадование, оказывать помощь друг другу.
Содержание работы:
занятие «Фея» (совершенствуются представления детей о доброте, дружелюбии);
дидактические игры: «Старенькая бабушка», «Живые куклы»;
педагогические ситуации;
чтение рассказа В. Осеевой «Синие листья» и последующая беседа о нем;
сюжетно - ролевая игра «Дружба как стекло - разобьешь, не сложишь»;
инсценирование сказки «Колобок»;
сюжетно - ролевая игра «Телефонные разговоры»;
беседа о труде родителей с использованием иллюстраций, фотографий;
создание альбома «Наши мамы и папы трудятся», организация фотовыставки;
инсценирование стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»;
составление детьми творческих рассказов «Как я живу дома?»;
беседа с участием куклы Петрушки «Моя помощь взрослым»;
изготовление игрушек - самоделок, кукольный мебели, телевизора, пианино и др. ;
сюжетно - ролевые игры: «Вместе весело шагать…» Оказание помощи в распределении ролей;
«Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье. Сюжетно - ролевая игра «Помогай другу везде, не оставляй его в беде»;
сюжетно - ролевые игры: «Семейные хлопоты», «Дочки- матери»;
беседа: «Я и мой дом». Сюжетно - ролевая игра «Если бы у меня была волшебная палочка»;
чтение - Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Что сказала бы мама»;
сюжетно-ролевая игра «Морские путешествия»;
заключительная беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Нравственное воспитание»;
сюжетно - ролевые игры «Мир без друга», «Семья слов», «Живая радуга».
Второе направление системы работы – просветительская работа. Она включает два блока: работу с педагогами и работу с родителями.
Живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств, на наш взгляд, являются важнейшими условиями успешного социально-личностного и нравственного развития дошкольников. Поэтому предложено проведение консультаций для педагогов на темы: «Играем по-новому», «Роль игры в нравственном воспитании дошкольников»; организация выставок педагогической литературы на темы: «Воспитываем добрые чувства», «Дидактические игры как средство нравственного воспитания».
Также возможно и целесообразно проведение дискуссии «Как поступить?», затрагивающей вопросы применения методов поощрения и наказания.