Александра Болатаева
Конспект занятия «Свойства волшебницы воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Свойства волшебницы воды
Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Речевое развитие:
Развитие связной речи.
Развитие словаря.
Словарная работа:
обогащение: фильтр, фильтрование
активизация: воронка
Познавательное развитие:
Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
Публикация «Конспект занятия „Свойства волшебницы воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Уточнение и активизация словаря.
Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию.
Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
Выявить вещества, которые растворяются в воде и которые не растворяются в воде.
Социально-коммуникативное развитие:
Формирование взаимопонимания, доброжелательности.
Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Художественно-эстетическое:
Развитие зрительного внимания.
Физическое развитие:
Развитие общей моторики, координации речи с движениями.
Оборудование: стаканы пустые, с водой; растворители: сахар, соль, мука, песок, растительное масло; пластмассовые ложечки, воронки, марлевые салфетки, ватные диски, фартуки клеёнчатые, одноразовые тарелки, клеёнка на столы.
ТСО: музыкальный центр.
Непосредственно образовательная деятельность
Воспитатель: - Ребята, прежде чем начать с вами беседу, я хочу загадать вам загадку:
Меня пьют? Меня льют. Всем нужна я. Кто я такая? (вода)
- Догадались, о чём будет беседа? Правильно, о воде. Мы уже знаем, что вода – это жидкость.
-Давайте вспомним какие свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на других занятиях. Перечислите.
Дети:
1. У воды нет запаха.
2. Нет вкуса.
3. Она прозрачная.
4. Бесцветная.
5. Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают.
6. Имеет вес.
Воспитатель: - Правильно. А хотите опять поэкспериментировать с водой. Для этого нужно нам ненадолго превратиться в учё ных и заглянуть в нашу лабораторию экспериментирования:
Вправо, влево повернись,
В лаборатории окажись.
(дети подходят к мини-лаборатории).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто сегодня к нам пришел в гости, и что нового появилось в лаборатории?
Дети: - дети подходят к столу, на котором стоит коробка, в коробке – новый гость капелька. Дети и воспитатель здороваются с гостем
Капелька: Друзья, я принесла вам подарки, хотите узнать какие?
Дети: Да!
Капелька: Тогда отгадайте загадки:
1. Одну меня не едят,
А без меня редко едят. (соль)
2. Белый он, как снег, колючий.
Как песок сухой, сыпучий.
Сладкий-сладкий, словно мёд.
Чай с ним часто муха пьёт (сахар)
3. Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны (мука)
4. Жёлтое, а не солнце,
Льётся, а не вода,
На сковороде пенится,
Брызгается и шипит (масло)
Воспитатель: - Все эти вещества принесла капелька для того, чтобы мы помогли разобраться в том, что произойдёт с водой при взаимодействии с ними.
Воспитатель: - Что нам нужно для того, чтобы начать нашу работу с водой?
Дети: - Фартуки.
(дети надевают клеёнчатые фартуки и подходят к столу, где на подносе стоят стаканы с чистой водой).
Воспитатель: - Давайте вспомним правила, перед тем как начать работу с этими веществами.
Правила:
1. Внимательно слушать воспитателя.
2. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
3. Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
4. Пить жидкость из скляночек ни в коем случае нельзя.
5. С выданной посудой нужно обращаться аккуратно.
I. Исследовательская работа:
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что изменится, если растворить эти вещества в воде?
Выслушиваю предполагаемый результат детей до смешивания веществ с водой.
Воспитатель: - Давайте проверим.
Предлагаю детям взять каждому стакан с водой.
Воспитатель: - Посмотрите и определите, какая там вода?
Дети: - Вода прозрачная, бесцветная, без запаха, холодная.
Воспитатель: - Возьмите пробирку с веществом, которое вы выбрали и растворите в стакане с водой, помешивая ложечкой.
Рассматриваем. Выслушиваю ответы детей. Правильно ли они предполагали.
Воспитатель: - Что произошло с сахаром, солью?
* Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной, бесцветной.
* Мука тоже растворяются в воде, но вода становится мутной.
Но после того как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным.
* Вода с песком стала грязной, мутной, если больше не мешать, то песок опустился на дно стакана, его видно, т. е. он не растворился.
* Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек.
Вода – растворитель! Но не все вещества растворяются в ней.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами поработали и капелька предлагает нам отдохнуть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дождик.
Дождик, дождик, что ты льешь?
(4 хлопка)
Погулять нам не даешь
(притопы)
Дождик, дождик, полно лить
(4 хлопка)
Деток, землю, лес мочить
(Прыжки на месте)
После дождика на даче
(ходьба)
Мы по лужицам поскачем
(Прыжки “через лужицы”)
Дети садятся.
II Экспериментальная работа.
Подходим к 1 столу.
Капелька: Ребята, а можно ли воду очистить от этих веществ, которые мы растворяли? Вернуть ей прежнее состояние прозрачности, без осадка. Как это сделать?
Предлагаю взять свои стаканы с растворами и подойти ко 2 столу.
Воспитатель: - Можно её профильтровать. Для этого нужен фильтр. Из чего можно сделать фильтр? Мы сделаем его с помощью марлевой салфетки и ватного диска. Показываю (в воронку вкладываю марлевую салфетку, сложенную в несколько слоёв, ватный диск и ставлю её в пустой стакан).
Делаем фильтры с детьми.
Показываю способ фильтрования, а затем дети сами фильтруют воду с веществом, который они выбрали.
Напоминаю, чтобы дети не торопились, вливали маленькой струйкой раствор в воронку с фильтром.
Воспитатель вместе с детьми и героем рассматривают внимательно что же произошло после фильтрования воды с разными веществами.
* Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла.
* Так же произошло с песком. Практически не от фильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль.
* Вода с мукой после фильтрования стала более прозрачной. Большая часть муки осела на фильтре, только совсем маленькие частицы проскользнули сквозь фильтр и оказались в стакане, поэтому вода не совсем прозрачная.
* После фильтрования красителя цвет фильтра изменился, но отфильтрованный раствор тоже остался цветным.
Итог НОД подводит капелька с детьми.
1. Какие вещества растворяются в воде? – сахар, соль, краситель, мука.
2. Какие вещества не растворяются в воде – песок, масло.
3. С каким способом очистки воды мы познакомились? – фильтрование.
4. С помощью чего? – фильтра.
6. Что интересного (нового) вы сегодня узнали?
Воспитатель: - Вы сегодня узнали что вода – растворитель, проверили какие вещества растворяются в воде и как можно очистить воду от разных веществ.
Капелька благодарит вас за оказанную помощь.
На этом наши исследования закончены, возвращаемся из лаборатории в группу:
Вправо, влево повернись. В группе снова очутись.