Марина Солдаткина
Опыт по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта по самообразованию: «Сказкотерапия - как средство развитияэмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста с ЗПР».
Над этой темой я работаю второй год. Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем. Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, так как в настоящее время увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, "центральным звеном" в психическом развитии, в становлении гармонично развитой личности. Подрастающего ребёнка с ЗПР часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Сказкотерапия – метод, использующий сказку и сказочные образы для развития личности ребёнка, для расширения его сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка обучает, воспитывает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Через сказку ребёнок входит в мир социальных отношений. Я считаю, что детям с ЗПР, которые испытывают некоторые проблемы в эмоциональной и личностной сфере, на помощь тоже может прийти сказка. Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и найти выход из трудной жизненной ситуации, быть более уверенным в себе, побороть свои страхи. Основная цель моей работы по самообразованию: с помощью сказки помочь детям дошкольного возраста с ЗПР в развитии эмоциональной регуляции поведения, которое препятствует их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками и взрослыми. Создать условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решение своих жизненных проблем. Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.
Мною были поставлены Задачи:
- Изучить учебную и методическую литературу по теме: «Сказкотерапия - как средство развития эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста с ЗПР»
- Подготовить дидактический материал по сказкотерапии для проведения игр и упражнений для коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников с ЗПР.
- Повысить педагогическую компетентность родителей через эффективные формы взаимодействия в вопросах эмоционально- личностного развития детей.
С помощью занятий по сказкотерапии:Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам. Установить контакт с ребенком с ЗПР. Снизить уровень тревожности и агрессивности, устранить неконтролируемые чувства гнева и злости. Развить умение преодолевать трудности и страхи.
Сказкотерапия - это метод, направленный на решение каких-либо проблем используя ресурсы сказки. Суть метода состоит в том, что ребенок пытается анализировать ситуацию, полученную из той или иной сказки. Он как бы ставит себя на место главного героя, рассуждает, как поступил бы в похожем случае. В чем отличие сказкотерапии от обычных сказок?
В данном случае используются не просто всем известные литературные сказки, а подбираются они или сочиняются для конкретного ребенка и для решения одной конкретной проблемы. Она может быть любой: ребенок боится темноты, разбрасывает игрушки, дерется, ругается с родителями, не хочет ходить в садик, обижает кошку т. д. Впрочем, помочь скорректировать поведение ребенка могут и всем известные народные и авторские художественные сказки. Например: ребенку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун»; легкомысленному и шаловливому – «Приключения Незнайки»;
Исходя из опыта, можно сказать, что применяя метод сказкотерапии существует большая доля вероятности добиться положительных результатов в коррекции развития личности, в социально-коммуникативном развитии детей с ЗПР.
Благодаря сказкотерапии у детей улучшается выразительные средства (мимики, движения, жесты, интонация, темп и ритм, речевое дыхание, развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развивается образная речь, навыки сочинения сказок и историй).
Основным показателем успешности процесса являются отношения, которые складываются между детьми группы, проявляясь в их общении. В сказочной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой ребенок из волшебного путешествия – это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться.