Алла Мальгина
Структура логопедического занятия по автоматизации звука
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Звук …
Цель:
вытеснить из речи дефектный звук и заменить его на нормативный.
Задачи:
• развитие подвижности артикуляционного аппарата;
• развитие фонематического слуха;
• развитие фонематического восприятия (на данном занятии –это определение места данного звука в слове);
• закрепление звука… в словах, слогах, предложениях, тексте.
Для каждого занятия необходимо конкретизировать степень трудности речевого материала. Например: автоматизировать звук С в прямых слогах СА, СЫ, СЭ.
Публикация «Структура логопедического занятия по автоматизации звука» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Оборудование:
зеркало; схема, профиль артикуляции; слоговые таблицы, дорожки, буквы.
Этапы занятия:
1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя.
2. Объявление темы. Через речевой материал. Логопед читает стихотворение, насыщенное изучаемым звуком, интонационно выделяя его.
3. Артикуляционная гимнастика. Используются упражнения, которые способствуют правильной артикуляции звука.
4. Изолированное проговаривание звука. Через звукоподражание. Необходимо убедиться, что звук у ребёнка нормативный. Если есть отклонения, надо вернуться на этап постановки, уточнить звук.
5. Анализ артикуляции. Проанализировать, проговорить положение органов артикуляции перед зеркалом.
6. Связь звука с буквой. Буква должна связаться с кинестетическими ощущениями, зрительным образом и т. д. Алфавитные названия нужны для аббревиатур, энциклопедий, а детям надо давать звуки, а не алфавитные названия.
7. Развитие фонематического слуха. Предлагаются звуки, слоги, слова, предложения, тексты. Ребёнок, услышав нужный звук поднимает букву. Но в речевом материале не должно быть аппозиционных звуков.
8. Закрепление звука в слогах. От занятия к занятию типы слогов усложняются.
9. Развитие фонематического восприятия. Для ребёнка 4-х лет: звук в начале, середине и конце слова. На 2-х, 3-х примерах логопед обучает, где начало, середина и конец слова: 3-х этажный дом – 1-й этаж для первого звука в слове, 2-й - для звуков в середине слова и 3-й – для последнего звука в слове. Так же можно использовать паровозик с вагончиками. Для более старших детей слово делится на слоги, ребёнок определяет: в каком по порядку слове находится нужный звук. Детям 6-7 лет логопед предлагает звуковые модели слов и картинки, а ребёнок соотносит картинку со схемой.
Смысл звукового анализа в том, что ребёнок должен знать: к какому месту он должен подготовить свой артикуляционный аппарат.
10. Автоматизация звуков в словах. Слова должны быть с проработанными слогами, соответствовать возрасту.
11. Автоматизация звука в предложении и тексте. Используется проработанный словарь (на 10-м этапе). Речевого материала не должно быть много, лучше мало, но со всех сторон. Например: цветы - ромашка, роза, маргаритка; роза красная, роза растёт на клумбе, цветы выращивает садовод и т. п.
12. Итог. Ребёок уточняет звук, который учится говорить, его артикуляция и характеристика.
13. Оценка работы ребёнка. Всегда должна быть положительной («Ты молодец!», «Ты старался!» и т. п.).
14. Домашнее задание. Артикуляционная гимнастика. Задания по звуковому анализу. Повторить отработанный на занятии речевой материал.