Надежда Бурдуковская
Стратегия совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда для успешной реализации ИОМ детей-инвалидов
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги в современной системе образования сталкиваются со многими проблемами в развитии и воспитании детей. Существует многообразие задач, справиться с которыми в одиночку совсем непросто, а зачастую и невозможно. На первый взгляд деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении четко разделена, но на практике, чтобы воспитанники достигли наилучших результатов, необходима четко слаженная совместная работа, особенно это важно учитывать в работе с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ. В ходе диагностического обследования у этих детей были выявлены характерные недостатки в развитии познавательной сферы. Наблюдается нарушение внимания, памяти, мышления, гиперактивное поведение. Так же у данной категории детей отмечается низкий уровень эмоционально-волевой сферы. Всё это, в разной степени, оказывает негативное влияние на формировании личности детей, влияет на их физическое и умственное развитие. Исходя из этого, возникла необходимость в тесном сотрудничестве специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога) и других участников педагогического процесса (воспитателей и родителей)
Публикация «Стратегия совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда для успешной реализации ИОМ детей-инвалидов» размещена в разделах
Если рассматривать задачи специалистов, то они совершенно разные, рассмотрим их подробнее.
Задачи логопеда:
-развивать звуковую сторону речи;
-учить ребенка связно выражать свои мысли;
-помогать ребенку пополнять словарный запас и осваивать грамматику;
-развивать мелкую моторику и слуховое внимание;
-формировать учебные умения и навыки (чтение, письмо).
Задачи психолога:
-развивать ВПФ — внимание, память, мышление;
-развивать эмоционально-личностную сферу;
-совершенствовать зрительно-моторную координацию;
-формировать навыки самоконтроля и волевые качества;
-обеспечивать психологическую поддержку.
Несмотря на то, что задачи имеют различный характер, достигать их можно одними и теми же способами. Поэтому следует вместе планировать работу с ребенком с самого начала, с момента выхода на ПМПК. Уже при проведении обследования мы как специалисты выявляем детей с нарушениями речи и психологическими проблемами. В ходе комплексной диагностики определяется уровень речевого и психического развития ребенка, его компенсаторные возможности и составляется психологическая характеристика. На совместном совещании психолог и логопед намечают индивидуальный маршрут развития и составляют интегрированный план работы на год, собрают общий дидактический материал, который каждый из них мог бы использовать в работе. Задания для развития памяти и внимания могут составляться на основе материала, направленного на отработку определенного звука. Например, психолог предлагает ребенку найти лишнее слова, используя с этой целью карточки для автоматизации звука [Ш]: рубашка, кошка, шуба, шарф или машина, вишня, груша, картошка. Логопед предлагает составить по картинкам связный рассказ, а психолог просит придумать конец этого рассказа.
Ранее оба специалиста самостоятельно планировали каждое занятие, а часть из них проводили в интегрированной форме. Спустя время и благодаря взаимным консультациям, на которых логопед консультировал психолога по поводу речевых проблем, влияющих на работу с ребенком, а психолог рассказывал логопеду о психологических, поведенческих и эмоционально-личностных особенностях детей, было принято решения о создании новых стратегий взаимодействия.
И логопед, и психолог занимаются развитием речи и высших психических процессов, но каждый со своей стороны. Основная задача логопеда — развивать речь с использованием приемов активизации внимания, памяти, мышления. При этом логопед может использовать музыкотерапию, сказкотерапию, психогимнастику. Психолог, в свою очередь, воспринимает речь как средство развития интеллекта, помогает ребенку закрепить лексический материал и графические навыки, полученные у логопеда. Работа логопеда и психолога будет результативной, если четко определить задачи каждого, соблюдать единство требований к ребенку и реализовать преемственность в работе.
Были приняты новые формы взаимодействия специалистов. Для начала была сделана корректировка индивидуальных образовательных маршрутов каждого ребенка, в которых были прописаны темы занятий. Этих тем должны были придерживаться и психолог и логопед. При анализе результатов такой работы уровень усвоения знаний повысился на 20%. Позже на занятиях были введены нейропсихологические упражнения, которые решали задачи обучения, как логопеда, так и психолога. После таких нововведений уровень повысился еще на 15 %.
Анализ результатов совместной работы
Совместно отслеживаем динамику развития ребенка. Определяем положительные и отрицательные стороны взаимодействия и при необходимости вносим изменения в план работы.
Отслеживаем промежуточные результаты не реже чем раз в квартал, устанавливаем критерии успешности для каждого этапа.
Совместная коррекционная работа педагога – психолога и учителя – логопеда с детьми ОВЗ направленна на положительную динамику в развитии и обучении дошкольника. К каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья подходим не с позиции, чего он не может, в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, не смотря на имеющиеся нарушения. Особые дети имеют право на особую заботу и образование. Мы стараемся помочь каждому ребенку получить полноценное развитие, а их родителям поверить в уникальность собственных детей. Ведем совместно консультационную и просветительскую работа с педагогами и родителями в ДОУ. Цель такой работы — помочь родителям и педагогам во взаимодействии с ребенком, имеющим нарушения речи и психического развития. Своевременная поддержка поможет предупредить многие проблемы и быстрее скорректировать их. Психолог и логопед:
проводят индивидуальные и групповые консультации по вопросам психического и речевого развития;
разрабатывают рекомендации;
организуют тренинги и семинары;
оформляют информационные уголки.
Система нашего взаимодействия обеспечивается несколькими составляющими и направленна на максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей. В своей деятельности опираемся на принципы:
взаимосвязанность и взаимозависимость коррекционной работы (интегрированные занятия, использование сенсорного оборудования, нейропсихологические упражнения);
развитие компенсаторных функций (сказкотерапия, применение светопесочного оборудования, нетрадиционных игр и форм работы с использованием информационно – коммуникативных технологий);
дифференциация возрастных и индивидуальных возможностей ребенка (создание совместных планов);
системность и постепенность в коррекционно - развивающей деятельности.
Опыт совместной коррекционной работы педагога - психолога и учителя - логопеда доказывает, что едиными совместными усилиями, основанными на профессиональном опыте и знаниях, при наличии комплексного подхода к проблеме инклюзивного образования, возможно максимальное выравнивание речевого и психофизического развития особых детей. Соответственно, создание равных стартовых возможностей в дошкольном образовательном учреждении для дальнейшего успешного обучения в школе.
Анализ результатов совместной работы
Совместно отслеживаем динамику развития ребенка. Определяем положительные и отрицательные стороны взаимодействия и при необходимости вносим изменения в план работы.
Отслеживаем промежуточные результаты не реже чем раз в квартал, устанавливаем критерии успешности для каждого этапа.
Ведем совместно консультационную и просветительскую работа с педагогами и родителями в ДОУ. Цель такой работы — помочь родителям и педагогам во взаимодействии с ребенком, имеющим нарушения речи и психического развития. Своевременная поддержка поможет предупредить многие проблемы и быстрее скорректировать их. Психолог и логопед:
проводят индивидуальные и групповые консультации по вопросам психического и речевого развития;
разрабатывают рекомендации;
организуют тренинги и семинары;
оформляют информационные уголки.