светлана мельникова
Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с прялкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие»
Цель:
Расширять круг интересов детей при помощи экспозиций музея детского сада «Займище
Образовательные задачи:
Продолжить знакомить детей с предметами обихода: прялкой и веретеном, их назначением.
Задачи развивающие:
Развивать мышление, способность воспроизводить в речи неупотребляемые названия.
Темочки:
- Быт и народные традиции, предметы старины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народный быт. Конспекты
- Народный быт. Музеи, уголки
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям, культуре России.
Предварительная работа:
Привлечь родителей к сбору материала (овечья шерсть, клубки ниток, чтение рассказа Г. Я. Снегирев «Верблюжья варежка», пословицы и поговорки о труде.
Оборудование и материалы.
Настоящие прялка и веретено в уголке детского сада «Займище», клубки ниток в корзине, карандаши на каждого ребенка, овечья шерсть, текст сказки «Золотое веретено», аудиозапись мелодии «Золотая моя прялица»
Сюрпризный момент :
Стук в дверь, в группу входит Пряха в русском народном костюме, здоровается с детьми
-Ребята, а вы знаете кто я? Меня зовут Пряха. Я приглашаю вас в путешествие и попадем мы с вами в старые времена. (дети идут за Пряхой)
Ход занятия.
Дети входят в музей детского сада под русскую народную музыку.
Пряха: Здравствуйте гости дорогие, я рада что вы пожаловали ко мне в гости.
-Скажите пожалуйста, а какое сейчас время года? (осень)
Правильно осень, значит закончилась тяжелая работа в поле: хлеб убран,к зиме все подготовлено. Начинаются в деревне посиделки.
-А что такое посиделки? Кто где сидел и что делал? (ответы)
-Оказывается, это девушки собирались вместе в одном доме, что бы рукодельничать: прясть, вязать, а чтобы скучно не было работать – песни пели.
Позолоченная прялица
Мы прядем, а нитка тянется
Мы прядем, а нитка тянется
Нам работа наша нравится
- Вот девушки сели за прялки
-А что это такое? Найдите среди экспонатов прялки. (рассматривают все экспанаты)
- У нее есть гребень, которым расчесывает пряжу (показываю) и донце на которое садится пряха (показываю)
Ребята, но для того, чтобы прясть нить одной прялки не достаточно, нужен еще один предмет. Вот и загадка про него:
«Чем больше кручусь
Тем толще становлюсь» (ответы детей)
Правильно ребята, это веретено. Я покажу вам как нужно прясть. (показ)
Пальцы проворно тянут из кудели тонкий пучок овечьей шерсти. Жгутик этот скручиваю одним движением, а родившаяся тонкая нить наматывалась на веретено вот так. В старину учились прясть еще детьми, лет с 8-ми, а потом уже с прялкой не расставались всю жизнь. (вызываю ребенка, практическая работа)
«Кто дает нам шерсть для пряжи?
Мы платочек теплый свяжем
Бе-бе-рите мне не жалко
Летом в шубе очень жарко» (ответы)
-Ребята подойти пожалуйста к столу, мы попробуем с вами делать из шерсти пряжу, возьмите пожалуйста кусочек овечьей шерсти и покатайте ее между ладошками (дети катают)
Наверное таким способом много шерстяных ниток не сделать.
-А что для этого надо?
-Здесь нам помогут прялка и ручное веретено.
-Посмотрите,как это происходило. (подходит к прялке)
-Вы в стране волшебной прялки
Приглашаю вас друзья
Все вы гости для хозяйки
А хозяйка –это я! (показываю на другую прялку)
--А у прялки есть помощник :
«Вот и я, меня вы звали?
Я на помощь всем приду
Я хочу,чтоб вы узнали
Как умело я пряду» (показ веретена)
В старые добрые времена собирались вместе, красны девицы да добры молодцы, коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивать, кто из глины посуду лепил, кто из дерева ложки вытачивал.
-А теперь вы будите учиться вращать веретено. Берем карандаши. они очень похожи на маленькие веретенца, держим на весу правой рукой, вращаем слева на право. Большой палец отталкивает карандаш, указательный и средний придерживают его. Чем быстрее веретено крутим, тем больше ниток можно напрясть. Вот как нелегко прясть нитки: нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать, и на веретено наматывать. Для этого у нас и есть помощница прялка (Пряха показывает корзину с разными клубками шерстяными) Для чего нужны эти нитки (ответы)
-Что можно связать из этих ниток? (ответы)
Почему лучше вязать из шерстяных ниток (они толстые, пушистые, мягкие из них получается теплая одежда)
«Коль народ не весел
Низко голову повесил
Знаю я нужна игра
Распотешится пора»
- Я предлагаю вам поиграть, я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача повторять за мной.
Проводится физ минутка
За дровами мы идем
И пилу с собой несем
Вместе пилим мы бревно
Очень тяжелое оно
Что бы печку протопить
Много надо напилить
Чтоб дрова полезли в печку
Их разрубим на дощечки
-Ребята, видите, сколько труда и умения прикладывает Пряха, что бы прясть нитки. Как вы думаете какие слова можно сказать про Пряху? (трудолюбивая, рукодельница, гостеприимная.
-Да простой русский человек всегда умел трудиться сам и уважал труд других. А лентяев и неумех никто не любил. Давайте выучим пословицу:
«У ленивой пряхи и для себя нет рубахи»
-Молодцы! Я уверена, что среди вас нет ленивых. Заходите ко мне еще в гости, всегда рада вас видеть.
Дети прощаются и уходят