Компанейцева Ирина
Стратегия помощи родителям детей с РАС через использование нетрадиционных форм работы с детьми и родителями для реабилитаци
▼ Скачать + Заказать документы
Стратегия помощи родителям детей с РАС через использование нетрадиционных форм работы с детьми и родителями для реабилитации их в рамках взаимодействия с социальными партнерами
Если вы знаете одного человека с аутизмом, то вы знаете одного человека с аутизмом. Стивен Шор, профессор Университета Адельфи (США, имеет диагноз «аутизм»
До недавнего времени тема РАС не освещалась в достаточной степени,а диагностика в большинстве случаев далека от совершенства. Ежегодно в мире увеличивается количество детей с РАС. Медики говорят о разных причинах: улучшенная система диагностики, подозрение влияния ранней вакцинации, вредное воздействие пресловутых ГМО и даже старший возраст родителей. В последнее время ученые все чаще говорят о том, что возникновение аутизма связано с генетическими мутациями, приводящими к нарушению развития нейронов головного мозга. Так что такое РАС?
Публикация «Стратегия помощи родителям детей с РАС через использование нетрадиционных форм работы с детьми и родителями для реабилитаци» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Аутизм, а точнее, расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, двигательными и поведенческими стереотипами. Это расстройство встречается все чаще, при этом РАС диагностируется во всех этнических, расовых и социально-экономических группах.
И неслучайно, Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего тысячелетия.
На следующем слайде мы собрали нормативно-правовые документы, на которые мы опираемся при работе с детьми с РАС. На сегодняшний день это документы, в основном, федерального значения, так как вопрос и на нормативно-правовом уровне еще изучен слабо.
На сегодняшний день в мире официально зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов.
Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась: по данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз
В России до 2020г. Сводных данных об аутистах не было вообще.
В 2020г. Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей МинПроф РФ совместно с Федеральным ресурсным центром «Московским государственным психолого-педагогическим университетом» по организации комплексного сопровождения детей –аутистов был разработан и проведен мониторинг численности детей с РАС в субьектах российской федерации.
В ходе мониторинга осуществлялся сбор данных об общей численности детей с РАС по категориям (получающих образование в службах ранней помощи, в дошкольных образовательных организациях, в образовательных организациях). Были выявлены данные о численности детей -аутистов, получающих помощь специалистов. Проведенный мониторинг выявил выраженную динамику увеличения численности по сравнению с 2019г. (42% или 10000 чел). Также специалисты отметили недостаток в подготовленных педагогах по работе с детьми –аутистами и отсутствие в России стандартизированных скрининговых и диагностических инструментов, а также Недостаточное количество учебно-методического и информационного обеспечения по работе с детьми РАС
В нашем городе на 2021г. Численность детей с РАС составляет 45 человек. Из них 28 дошкольники, посещающие детские сады города, и 17 школьников – всего 3 ребенка посещают школу, остальные находятся на домашнем обучении.
Помимо всего вышеперечисленного сводные данные в которых мы можем отследить прирост детей с РАС, нам предоставило НКО «Активные мамочки Новочеркасска». Так в 2020г. Детей с РАС, посещающих данную организацию было 18 человек, а в 2021 году уже 20 человек.
Таким образом, сделаем вывод: современное общество ставит перед нами проблемы:
Увеличение числа детей с выраженными особенностями эмоционально-волевой сферы
Недостаточное количество специализированных учебных заведений и специалистов по работе с детьми РАС
Недостаточное количество учебно-методического и информационного обеспечения по работе с детьми РАС
Помимо этого существуют определенные требования. Это наша нормативно-правовая база, в частности (ст. 2 п. 27 ФЗ № 273 «Об образовании» которая говорит что мы должны «Обеспечить равный доступ а к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Кроме того, мы являемся муниципальным методическим ресурсным центром и наша приоритетная задача это работа с семьей.
Актуализировав проблемы, и учитывая требования мы можем добиться Повышения доступности и качества образования для детей с РАС, их социализации, увеличению способности к ведению максимально самостоятельной жизни, успешной самореализации в различных сферах жизнедеятельности.
Это достаточно глобальная цель, но и в масштабах своего детского сада мы можем делать маленькие шажки по реализации этой задачи.
И для нас это шаг - это Разработка игрового методического пособия «Сенсорная книжка» с целью обеспечения развивающего взаимодействия родителей со своим ребенком как важнейшего ресурса образования
в вопросах психолого-педагогической поддержки детей с РАС
Не так давно. К нам поступил запрос на разработку методического комплекса по использованию игрового методического пособия для детей с РАС. Запрос поступил от НКО «Активные мамочки Новочеркасска». Эта организация реализует проект по проблеме «Стратегия помощи родителям детей с РАС через использование нетрадиционных форм работы с детьми и родителями для обучения и реабилитации детей с ОВЗ в рамках социального взаимодействия с образовательными организациями». Они находятся под кураторством Реабилитационного центра для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Дети+»
г. Ростов-на-Дону. Совместно с кураторами и специалистами «Дети+» Уже второй год организуют выездные курсы по методу ТОМАТИС и БАК и также специалисты центра проводят занятия по сенсорной интеграции в сенсорном зале, который был оборудован и открыт «Активными мамочками Новочеркасска». Также «Активные мамочки» сотрудничают с Эколого-биологическим центром г. Новочеркасска, проводят плановые театрализованные представления для детей-инвалидов (в том числе, Новогодние праздники, День защиты детей, Декада инвалидов). Дети участвуют в творческих конкурсах и выставках рисунков, поделок, с удовольствием посещают тематические экскурсии, которые организуют педагоги Эколого-биологического центра. Уже второй год на базе НКО работают кабинеты : инклюзивный кабинет, в котором проводит занятия учитель-дефектолог и кабинет АВА терапии, в котором проходят занятия на основе прикладного анализа поведения. В этом году также был открыт сенсорный зал, где проводят занятия специалисты по сенсорной интеграции. С мамами детей с РАС работает приглашенный педагог-психолог, проводит индивидуальные и групповые консультации, тренинги. В перспективе «Активные мамочки Новочеркасска» планируют еще посещение спортивной секции «Капоэйра» и организацию работы ресурсных классов для детей с РАС на базе школ города.
Еще ранее, когда мы рассказывали о работе нашего детско-родительского клуба мы говорили о том, что в перспективе видим выход на иные социальные институты, поэтому получив запрос, мы воодушевились и предложили взаимодействие по проблеме «Стратегия помощи родителям детей с РАС через использование игрового методического пособия «Сенсорная книжка» в социализации и реабилитации детей с ОВЗ». Причем взаимодействие предполагается комплексное: мы разрабатываем пособие и методический комплект к нему, а НКО создает само пособие силами детей с РАС и их родителями и проводит апробацию пособия совместно с родителями, детьми, педагогами и кураторами центра.
Проект был разработан в ноябре 2021г. Творческой группой детского сада № 61. Сроки реализации мы ставим ноябрь 2021-декабрь 2024
Наша проблема: Поиск эффективных методик и способов работы, способствующих адаптации и социализации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Новизна проекта по нашему мнению заключается в разработке самого методического комплекта для детей с РАС, нуждающихся в реабилитации и социализации
Цель нашего проекта : создание условий для разработки и апробации игрового методического пособия «Сенсорная книжка» в рамках деятельности детско родительского клуба «Мы вместе!»
Выделяем основные задачи ЭТО:
Создавать условия для социализации детей с РАС посредством разработки и использования методического пособия «Сенсорная книжка» совместно с родителями
Развивать процессы сенсорной интеграции детей с РАС в различных видах деятельности через использование игрового методического пособия «Сенсорная книжка»
Расширять представления педагогов о коррекционных возможностях работы с детьми с РАС в процессе консультативной работы
Систематизировать и создать библиотеку по работе с детьми с РАС
Этапы реализации проекта:
Первый этап (подготовительный)
(Сроки – ноябрь 2021- декабрь2023)
Цель этапа: определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта
Второй этап (основной)
(Сроки – декабрь 2022- декабрь2023)
Цель этапа: Реализация мероприятий по проекту
Третий этап (Заключительный)
(Сроки – декабрь 2023- декабрь2024)
Цель этапа: Анализ результативности реализации проекта
Мы ожидаем, что Разработка и создание игрового методического пособие «Сенсорная книжка» (1) позволит нам
Обеспечить развивающего взаимодействия родителей со своим ребенком как важнейшего ресурса образования
Улучшить качества работы специалистов путем повышения показателей эффективности образовательно-воспитательного процесса с детьми с РАС
Надеемся на положительную динамику в развитии процессов сенсорной интеграции детей с РАС
В перспективе мы планируем разработать серию методических пособий по лексическим темам для детей с РАС