Мария Борисова
Стимулирование познавательно-речевого развития дошкольников через создание условий для детского коллекционирования
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях реализации ФГОС ДО возникла необходимость пересмотра и коррекции традиционных подходов к организации педагогического процесса в дошкольной образовательной организации. Принципиально новой явилась необходимость решения педагогических задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, экспериментирования). А это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.
Публикация «Стимулирование познавательно-речевого развития дошкольников через создание условий для детского коллекционирования» размещена в разделах
- Коллекционирование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Социально-коммуникативное и речевое развитие ребенка является одной из главных задач дошкольного образования. В ходе ее решения педагогам необходимо создавать условия для полноценного знакомства детей с окружающим миром, вовлечения их в совместную деятельность, как в дошкольном учреждении, так и дома с родителями, а также для проявления инициативы и творческих способностей детей в форме игровой деятельности согласно возрастным и индивидуальным особенностям [1].
Одним из действенных инструментов, применяемых в ходе этой деятельности по развитию речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, является создание специальных условий в развивающей среде группы [2, с. 216].
Основываясь на традициях МБДОУ «Детский сад № 110», педагогический коллектив принял решение реализовать проект по вовлечению воспитанников и их родителей в деятельность по коллекционированию. Авторы статьи явились участниками творческой группы педагогов по реализации проекта.
Сам процесс создания личной или групповой коллекции позволяет пополнить словарный запас ребенка, научить его правильно и грамотно построить предложение в устной речи, привить ему навыки построения монолога и диалогового общения, научить грамотно, вслух формулировать мысли, задавать вопросы и строить развёрнутый или краткий ответ. Общение детей между собой, с воспитателями и родителями, которое возникает при создании коллекции, ее оформлении и экспонировании, в ходе проведения импровизированных экскурсий повышает культуру речи ребенка, учит правильному употреблению интонации, подбору нужного темпа речи и громкости голоса. При деятельном участии педагога это позволяет избавиться от речевых штампов («слов паразитов») и сленговых оборотов, которые зачастую являются результатом регулярного и бесконтрольного просмотра телепередач или общения в девиантной среде.
Проект вовлечения семей в коллекционную деятельность, разработанный педагогами МБДОУ «Детский сад № 110», определил следующие цели:
развить речевую активность и коммуникативные способности детей дошкольного возраста через игровую деятельность и создание условий в предметной среде;
стимулировать и поддержать детскую инициативу, предоставить широкие возможности для определения, содержания и способов деятельности самим детям;
установить доверительно-деловые контакты детей с родителями и педагогов с родителями;
помочь в освоении родителями содержательного общения с детьми, становлении семейных традиций.
Для достижения этих целей нам предстояло решить ряд задач, как в ходе образовательного процесса в дошкольном учреждении, так и в сотрудничестве с родителями: обогатить и инициировать речевую активность детей, приложить дополнительные усилия к развитию мелкой моторики рук в ходе работы с экспонатами. Естественным образом работа по созданию и пополнению коллекций давала толчок развитию воображения и творческих способностей детей, воспитанию умения работать в коллективе.
В разработке и реализации данного проекта авторы исходили из того, что ребенок, занимающийся поисково-исследовательской работой, мотивирован на поиск интересной информации о предмете из коллекции. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей [3, с. 7]. Тем самым ребенок развивает свои психические процессы (внимание, память, интеллект). Правила, введенные и сформулированные самими детьми с небольшой помощью воспитателя, способствовали воспитанию аккуратного, бережного отношения к предметам коллекции.
Готовую коллекцию малыш непременно желает показать своим друзьям, тем самым развивает социально-коммуникативные навыки, учится договариваться, делиться и обмениваться необычными экспонатами. Ребенок может играть с коллекцией постоянно : подбирать экспонаты по форме, цвету, размеру, перемещать и менять местами, дополнять и обыгрывать с помощью дополнительных игрушек. Тематика коллекций, как правило, была связана с интересами детей.
Силами детей и родителей совместно с педагогами в группах нашего детского сада были собраны разнообразные коллекции :
природных камней, собранных на групповом участке;
морских ракушек;
почтовых марок;
игрушек из шоколада Kinder;
старых кукол театра БиБаБо, реставрированных родителями;
пирамидок;
предметов традиционной русской культуры;
книг «От мала до велика»;
игрушечных домиков;
разнообразных кукол;
поделок и игрушек в виде сов.
В ходе реализации проекта дети принимали участие в разнообразных видах деятельности - сборе и создании экспонатов, оформлении экспозиций, выполняли творческие задания, включавшие в себя работу с предметами коллекций, посещали и осматривали «музейные экспозиции» своих соседей, рассказывали о своей коллекции, обсуждали с гостями экспонаты, играли ими.
Для активного вовлечения семей в реализацию проекта было проведено анкетирование среди родителей на тему «Коллекционирование в семье», которое показало, что 36% семей занимаются коллекционированием, а 33% хотели бы больше узнать об этом.
На основе полученной информации в группах детского сада были проведены родительские собрания и консультации, где педагоги рассказывали родителям о воздействии коллекционирования на развитие ребенка, а родители презентовали коллекции своих семей и рассказывали о семейных традициях, а также возникающем при этом уникальном опыте общения с детьми.
Среди четырнадцати групп, принимавших участие в проекте, по инициативе детей был проведен конкурс на лучшую коллекцию. В ходе конкурсного оценивания дети презентовали свои коллекции, рассказывали о своей работе над их созданием, показывали редкие экспонаты, общались между собой.
По итогам долгосрочного 2-х месячного проекта состоялось обсуждение на Совете педагогов, творческой группой был издан информационно-методический буклет, рассказывающий об опыте проведения педагогической деятельности в формате работы педагогов и детей с коллекциями, фотоматериалы размещены на официальном сайте МБДОУ. Но самое главное, все созданные и пополненные в ходе этой работы коллекции остались в группах для дальнейшего использования в образовательном процессе.
Педагоги получили практический опыт освоения эффективных форм поддержки детских инициатив и развития социально-коммуникативных компетенций дошкольников в совместной деятельности. Определенными результатами явились достижения в познавательно-речевой сфере воспитанников :
1. Укрепление речевых навыков у детей-участников проекта. Стали чаще разговаривать и общаться дети, не проявлявшие ранее речевой активности.
2. Благодаря личной инициативе в ходе общения и познавательной деятельности в рамках проекта раскрылись стеснительные и малоактивные дети, не проявлявших ранее явных экстравертивных признаков.
3. Формирование умения вести диалог со взрослым: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Это достигалось благодаря проведению консультаций педагогов с родителями, а также общению детей с их окружением в семье и при совместной деятельности в детском саду.
4. Развитие монологической диалогической речи. Дети не раз принимали участие в презентации собственных коллекций и посещении других, а также вступали в спонтанные и организованные диалоги со своими сверстниками, с педагогами и с родителями.
Подводя итог, можно констатировать, что одним из основных достоинств коллекционирования считается его интегрированность в различные сферы деятельности детей. Экспонаты коллекции несут практическую направленность и не прекращают своей жизни после демонстрации. Они могут служить атрибутами сюжетно-ролевых игр, подарками для родных и близких, приятными сюрпризами для малышей ДОУ, экспонатами тематических выставок, предметом гордости для детей. Но главное, коллекционная деятельность при применении комплексного педагогического подхода всесторонне и положительно влияет на развитие речи детей.
Литература:
1. Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – URL : https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. Мини-музей в детском саду. – М. : Линка-Пресс, 2008. 256 с., илл.
3. Прохорова Л. Н., Моделкина Р. Н., Кулешова Н. П. Воспитываем коллекционеров : Опыт использования коллекционирования в развитии креативности дошкольников/Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : «5 за знания», 2006. – 64 с. – (Развитие креативности дошкольников)