Светлана Сушина
Создание условий для развития крупной моторики в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Для полноценного физического развития детей важнейшее значение имеет создание благоприятной предметно-развивающей среды в группе. В нашей группе организован центр двигательно-игровой деятельности, в котором имеется достаточное количество спортивного инвентаря:
-Мячи разных размеров.
-Массажные мячи.
для игр: кегли, скакалки, обручи, бадминтон, дуги для подлезания.
Нестандартное оборудование, которое родители сделали своими руками и приобрели готовые такие как: "коврики" для профилактики плоскостопия.
-Разноцветные крышечки.
Публикация «Создание условий для развития крупной моторики в группе детского сада» размещена в разделах
- Крупы. Поделки из круп
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
-Флажки, косички, ленты, кольцеброс, мешочки для метания.
-Мягкие мячики.
Спортивный уголок пользуется большой популярностью у детей, так как реализует их потребность в двигательной активности в течение всего дня. В уголке дети могут играть в различные спортивные игры, такие как: кольцеброс, сбей кеглю, попади в мишень и тд.
И в настольные игры: хоккей, баскетбол. Двигательная активность - это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием развития ребенка. Ежедневная двигательная активность дошкольника должна составлять не менее одного часа в день, для ее обеспечения рекомендуется закрепление специального времени. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: подвижные игры, физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях, двигательная разминка между занятиями, гимнастика после дневного сна, индивидуальная работа с детьми по развитию движений, самостоятельная двигательная деятельность ребенка. Она является источником активности и саморазвития ребенка. Такую двигательную активность в своей группе мы стараемся обеспечить следующим образом:
"Утро"
Ежедневно (10-12мин) во время утреннего приема детей, я планирую двигательную деятельность малой и средней активности. Например: "Найдите, что спрятано", "В какой руке камешек?", "Делай все как я". Игры средней активности: "Кто быстрее", ''Найди себе пару". Для подвижных игр использую капсулы от киндер-сюрпризов и крышки бутылок, а также игры: "Кто быстрей соберет?", "Чья команда быстрее?".
-Утренняя зарядка направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Во время утренней гимнастики обращаю внимание на правильную позу детей, на точное выполнение упражнений. В содержание упражнений гимнастики включаю различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Предлагаю детям упражнения на равновесие, развитие координации, основные развивающие упражнения. Дети от утренней гимнастики получают заряд бодрости и хорошее настроение на целый день.
На занятиях обязательно использую физкультминутки, минутки релаксации, минутки шалости, они применяются с целью предупреждения утомления. Длительность их составляет 2-3 минуты в середине занятий. А также использую приемы для снятия зрительного утомления и мышечного напряжения после занятий аппликацией и рисованием, работы в тетрадях. Использую упражнения для снятия мышечного напряжения: "Стряхнуть воду с платочков", "Веревочки".
Упражнение для снятия зрительного утомления "Моргание".
Закрыть глаза, подумать
о чем-нибудь приятном.
Открыть, поморгать ими,
как бабочка крыльями машет.
Упражнение '' Прищепочка "
Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.
Упражнение "Тренировка".
Вращение глазами по кругу.
Без гимнастики, друзья,
нашим глазкам жить нельзя!
Раз-налево, два-направо,
три-наверх, четыре-вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Посмотреть на дальний и ближний предмет.
Взгляд направим ближе, дальше
Тренируем мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле наших глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз.
Прогулка- благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Для этого нужно создать необходимые условия, которые не только увлекательны, но и очень полезны для развития крупной моторики. Дети с удовольствием участвуют в любых играх, требующих движение и скорость реакций, активности, самостоятельности и инициативы в действиях.
Предлагаю игры с мячом, в классики, бадминтон. А также игры-эстафеты: "кто дальше прыгнет", " попади в цель", " догони пару", "кто быстрее до флажка", "прыжки на скакалке".
Игры способствуют более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств. На прогулке провожу подвижные и хороводные игры, такие как: "Утки охотники", '' Третий лишний", ''Горошина", "Через ручеек" и другие.
При организации подвижных игр и игровых упражнений, а так же самостоятельной двигательной активности детей на прогулке мы принимаем во внимание и степень двигательной активности каждого ребенка. Объединяя детей в небольшие группы при проведении подвижных игр с правилами, мы стараемся выделять застенчивых детей, в роли ведущих, вовлечь малоподвижных детей в двигательную деятельность. Малоподвижные дети не любят коллективные игры, предпочитают игры низкой степени интенсивности. Таких детей на прогулке мы чаще привлекаем к спортивным и игровым упражнениям, требующих активных движений (бег за мячом, катание мяча, прыжки).
Для развития уверенности в себе и воспитания интереса к подвижным играм часто даем им ведущие роли, отмечаем их успехи.
Регулировать двигательную активность детей на прогулке помогают и трудовые поручения. Такие как,подмести веранду, дорожки, вынести игрушки, пособия вызывает у малоподвижных детей активные действия. Чрезмерно подвижным детям можно поручить расставить пособия на участке, насыпать корм в кормушке для птиц, собрать мусор, ветки в корзину, то есть то, где нужны точные, не быстрые движения. У детей с высокой двигательной активностью преобладают игры высокой степени интенсивности (бег друг за другом, прыжки, подскоки). Такие дошкольники отличаются неумением выполнять движение в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами деятельности. Поэтому от таких детей мы добиваемся более точного выполнения движений, даем упражнения на воспитание выдержки, настойчивости, стараемся регулировать их самостоятельную деятельность, чередуя деятельность с интенсивными движениями, предполагающей более спокойные движения (упражнения с кеглями, мячом, сюжетно-ролевые игры). С детьми проводим подвижные игры и соревнования не только на участке, но и любим заниматься на спортивной площадке, так как эти игровые виды спорта требуют свободного пространства, где дети имеют возможность круглый год заниматься разными видами спорта на воздухе (бегать, играть в подвижные игры, лазать по гимнастической лестнице, прыгать в длину, играть в баскетбол, футбол, а зимой кататься на лыжах).
Индивидуальный подход к особенным детям.
В нашей группе есть особенные дети, которые не отличаются достаточной ловкостью и хорошей координацией движений, к которым необходим индивидуальный подход. И конечно, при проведении мероприятий по организации занятий с большой физической нагрузкой, для таких детей подбираем индивидуальные задания учитывающие интенсивность, сложность длительности упражнений и игр.
Для родителей периодически оформляется и обновляется информация и рекомендации по организации двигательной деятельности в семье и по приобщению к здоровому образу жизни.
С помощью различный мероприятий: в индивидуальных беседах, родительских собраниях, спортивных праздниках, пытаемся донести до родителей, важность здорового образа жизни и необходимой двигательной активности детей. Объясняем родителям, что лучший вид отдыха это прогулка с семьей на свежем воздухе. А лучшим развлечением для ребенка являются совместные игры с родителями- это подвижные игры, игры с мячом и другими предметами.
"Вторая половина дня".
Организм после дневного сна требует постепенного "пробуждения" и подготовки к активной деятельности ребенка. Использую оздоровительный комплекс упражнений:
-гимнастика в постели включает такие элементы, как потягивания, поочередное поднимание и опускание рук и ног.
-дыхательная гимнастика
-точечный массаж, который включает:
-поглаживание
-растирание
-легкое надавливание
-похлапывание
-сгибание и разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно.
-самомассаж
-пальчиковая гимнастика
-гимнастика для глаз.
После дыхательных упражнений, дети ходят по массажным коврикам и ребристым дорожкам.
Таким образом создав условия для развития крупной моторики, двигательной активности детей в группе, мы тем самым тренируем его вестибулярный аппарат, укрепляем еще пока слабые мышцы и суставы, а также способствуем развитию гибкости, препятствуем развитию сколиоза и других проблем с позвоночником, формируем походку и укрепляем мышечный корсет, кроме этого, мы закладываем будущие умения, навыки и потребности дошкольника.
Здоровье детей и их будущие достижения в наших руках, уважаемые педагоги!