Олеся Бакламенко
Создание условий для развития творческих способностей дошкольников в современном ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Бакламенко Олеся Николаевна
старший воспитатель, МБДОУ «ЦРР – ДС «Аленушка»,
Выдра Ольга Викторовна
педагог – психолог, МБДОУ «ЦРР – ДС «Аленушка»
Создание условий для развития творческих способностей дошкольников в современном ДОУ
Публикация «Создание условий для развития творческих способностей дошкольников в современном ДОУ» размещена в разделах
Сегодня все большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребенка дошкольного возраста. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Некоторые дети обладают большим творческим потенциалом, некоторые – меньшим, но даром этим отмечен каждый.
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления.
В методической литературе, выделяют следующие направления в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста :
1. Развитие продуктивного творческого воображения.
2. Развитие качеств мышления.
Реализация данных направлений в ДОУ осуществляется через комплекс мероприятий:
1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
2. Включение в занятия по изо, музыки, развитию речи, художественной литературе заданий творческого характера.
3. Управление взрослыми детской предметной, сюжетно-ролевой игрой с целью развития воображения детей.
4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
5. Взаимодействие с семьей по вопросам развития личности ребенка.
Сделать жизнь детей более интересной, а их развитие и образование более качественным помогает дополнительное образование. Основной задачей дополнительного образования является предоставление ребенку возможности развития. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, реализующееся через кружковую работу.
Вариативная часть учебного плана включает в себя дополнительные занятия познавательной, речевой, социально-коммуникативной, физической и художественно-эстетической направленности.
Познавательное и речевое направление развитие детей :
Кружок «Игралочка» - в вариативную часть включено занятие по развитию логического мышления детей и 'воспитание у детей интереса к логике, желания проявлять умственное напряжение и сосредоточивать внимание на проблеме.
Кружок по развитию речи «Считалочки – говорушки». Цель: формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр. Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях используется и природный материал - желуди, орехи, фасоль. Интересны для детей и упражнения, где дети сами могут сочинять сюжет сказок, изображать героев.
Художественно-эстетическое направление развития :
Театральный кружок «Сказка» реализует программу «Театр- Творчество - Дети» (Н. Ф. Сорокина). Цель программы - совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности. Работая над спектаклем, взрослые не ставят цель «натаскать» детей к выступлению, а лишь хотят раскрыть их творческие способности, вызвать желание заниматься пением, танцами, театральной деятельностью. Поставлены спектакли: «Волшебные клубочки», «Веселые зайчата», «Сказка про козявочку», сказка «Пых» и «Шиповник», «Путешествие непослушного огурчика».
Кружок «Волшебные бусины» - направлен на развитие мелкой моторики и творческого воображения. Рабочая программы кружковой деятельности «Волшебные бусины» основывается на работах Е. Виноградовой и Ю. Лындина.
Кружок «Веселый пластилин». Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности, где дети вместо красок для рисования используют пластилин, преобразуя его в задуманное изображение (оно может быть объемное, плоское, рельефное). Это так же и создание поделок из пластилина. Деятельность направлена на формирование умелости рук, развитие мелкой моторики, способствующее развитию навыков письма.
Физическое развитие
«Степ-аэробика» предполагает выполнение детьми ритмичных движений на специальной платформе – «степе». Данная программа является эфыективным дополнением программы по оздоровлению дошкольников. Результатом выполнения таких движений является укрепление укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно - сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление, деятельность вестибулярного аппарата.
Программа «Здоровье» - это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Данная программа разработанная педагогическим коллективом дошкольного учреждения, и предполагает предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения.
Социально-коммуникативное направление развития
Кружок «Потешки». В основе программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Приобщение детей к истокам русской народной культур» О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Данная программа дополнительного образования детей 4-7 лет реализует национально-региональный компонент содержания, обогащая представления детей о человеке, обществе, истории, их отражений в народном фольклоре через мифы, сказки, легенды, рассказы о родной истории и природе, экскурсии и др.
Воспитатель создает условия для демонстрации достижений каждого ребенка в форме участия в выставках детских рисунков, конкурсе поделок, спектаклях, концертах; воспитывает чувство гордости у одногруппников за достижения своих друзей.
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. Для того чтобы родители стали единомышленниками и создали необходим условия для творческого развития, мы используем нетрадиционные формы работы ДОУ.
• На наш взгляд оптимальной формой сотрудничества с семьей на сегодняшний день, является семейный клуб «Цветные ладошки». Цель: объединять усилия педагогов и родителей для развития одаренности дошкольников в условиях ДОУ; повышать интерес родителей к творчеству детей; совершенствовать навык общения родителей с детьми через совместную деятельность. «Цветные ладошки» реализует программу художественного воспитания, Кружок обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыкова. Занятия направлены на развитие детского творчества средствами различных видов художественной деятельности.
• Выставки совместного творчества : «Чудо с грядки», «В саду родилась ёлочка».
• Нетрадиционные родительские собрания: Брей – ринг «Конкурс семейных талантов», творческая игра «Оживи камни».
• Проектная деятельность: проект по музейной педагогике «Удивительное рядом», проект по сказкатерапии «Добро пожаловать в сказку», проект по экологическому воспитанию «Не просто сказки», творческий проект «Войлочная сказка».
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошко-льном детстве.