АЛЕСЯ ОСИПОВА
Создание психологических условий для развития дошкольников с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в детских садах растет число дошкольников с нарушением речевого развития.
Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают все психические процессы.
Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, слабая концентрация, зрительная и слуховая память, мыслительные процессы, так же слабо развиты.
Публикация «Создание психологических условий для развития дошкольников с нарушением речи» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У детей с недоразвитием речи могут наблюдаться плохая координация движений, слабая мелкая моторика, снижение интереса к игровой деятельности.
Часто страдает эмоциональная и коммуникативная сфера: дети испытывают трудности в общении, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, к себе и окружающим.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Для того, чтобы достичь этих целей, предлагаю вам некоторые методы работы с детьми, имеющих нарушения речи, которые можно применять не только на занятиях психолога, но и воспитателям в детском саду.
Музыкотерапия
Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, наладить отношения между детьми и педагогом, развивает новые способности, повышает самооценку, лечит страхи, способствует становлению норм поведения, обогащает внутренний мир ребёнка яркими эмоциями.
Психогимнастика.
Это курс театральных этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.
Применять психогимнастику можно на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности, на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим.
Примеры психогимнастики :
Изобразить ласковую кошечку, злого серого волка, игривого котенка, довольную, полакомившуюся капустой козочку, бодливую корову, грозного быка, поросенка, валяющегося в грязи, верблюда, идущего по пустыне и многое другое. Все эти этюды могут сопровождаться стихами, песнями, поговорками.
Так же в психогимнастике можно использовать и прием игры, например «Угадайте, что я делаю?». Один ребенок показывает действия, а другие — угадывают.
Детям после таких упражнений становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других людей.
У них появляется уверенность, честность, смелость, доброта, изживаются страхи, неуверенность и различные переживания.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком.
Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.
Может сопровождаться весёлыми стихами, яркими образами, песнями.
Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает, заинтересовывает детей, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь.
Упражнения самомассажа:
Самомассаж мышц головы и шеи: «Я хороший» - расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.
Самомассаж мышц лица: «Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам.
«Дождик» - легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
«Умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Самомассаж языка: поглаживание языка губами,пошлепывание языка губами,поглаживание языка зубами, покусывание языка зубами.
Благодаря созданию системы взаимодействия специалистов нашего детского сада, коррекционная работа психолога с помощью таких методов осуществляется систематически и регулярно. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на занятиях со специалистами, закрепляются воспитателями и родителями.