Балашова Анастасия Владимировна
Создание условий для развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Для пребывания и развития детей раннего возраста от 2 до
3 лет в ДОУ создаются необходимые условия.
В группах накапливается игровой материал для познавательного развития детей :
– мозаика, кубики, мячи, книжки с цветными картинками,
имеются оригинальные дидактические уголки («Пирамидка»,
«Кораблик»);
– для сюжетных игр: игровые модули, атрибутика, наборы
Публикация «Создание условий для развития детей» размещена в разделах
игрушек, группы оснащены оборудованием для развития ходьбы и других движений малышей (горки, скамейки, нестандартное
оборудование). Игрушки в помещении расположены по тематическому принципу, с тем чтобы каждый ребенок смог выбрать себе занятие по душе и не мешал сверстникам;
– для развития двигательных навыков: образные уголки «Теремок», «Поезд», нестандартное оборудование, способствующее выполнению разнообразных движений малышей;
– для музыкального развития детей : игрушки-забавы, наборы театральных игрушек, музыкальные инструменты.
Необходимы игрушки и наборы инструментов, дидактические куклы, атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны,
для игр во время прогулок (ведерки, лопатки, формочки, совочки
и др.). Оригинальные дидактические уголки с комплектами материалов для развития сенсорики, мелкой моторики рук, доступные детям.
Создание предметно-развивающей среды от 3 до 7 лет
(в соответствии с концепцией В. А. Петровского)
Групповые помещения для детей от 3 до 7 лет оборудуются в соответствии с требованиями по созданию предметно-развивающей среды :
– игры для интеллектуального и сенсорного развития (шахматы, шашки, развивающие игры);
– аудиовизуальные (магнитофоны, кассеты, проигрыватели, диапроекторы);
– «уголки уединения»;
– уголки социально-эмоционального развития (система зеркал);
– многофункциональные ширмы;
– нестандартная детская мебель;
– зоны художественно-эстетического развития;
– интеллектуально-развивающие уголки;
– мини-лаборатории для проведения опытов;
– уголки мастерства
– оформлены различные виды театра (тростевой, теневой, магнитный, бибабо, «живая» рука, пальчиковый, марионетки, ложковый, настольный и др.);
– экологические уголки, уголки озеленения.
В групповых помещениях предметно-развивающая среда может быть организована в соответствии с концепцией В. А. Петровского:
w Принцип позиции при взаимодействии и дистанции при общении. В групповом помещении предусматривается место,
где ребенок может уединиться от других детей, – «уголок уединения».
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
– спокойная: учебная, «уголок уединения», уголок книги;
– средней интенсивности: театрализованная, музыкальная,
зона конструирования;
– зона насыщенного движения: спортивный уголок.
w Принцип активности. В групповых помещениях предусмотрена «стена творчества», а также создаются условия для самостоятельной свободной деятельности.
w Принцип динамичности, стабильности. Имеются многофункциональные игрушки, мобильные пособия, модули.
w Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство группового помещения позволяет детям
заниматься в соответствии с их интересами и желаниями одновременно разными видами деятельности и не мешать друг другу. Для этого используются ширмы, нетрадиционно располагается мебель.
Условно, в пределах пространства групп, можно выделить
систему зон:
– зона познавательного развития (учебная); может быть представлена мини-лабораториями (занимательная математика, развитие речи, космос, элементарная география, экономика, в ней имеются энциклопедии, игротеки. В доступной форме детям дается представление о развитии человека в истории и культуре;
– зона художественно-эстетического развития представляется средствами для изодеятельности, репродукциями картин, образцами произведений декоративно-прикладного искусства, «стеной» творчества, детской художественной литературой, детскими музыкальными инструментами, нестандартным музыкальным оборудованием, комнатой эстетики;
– «лаборатория» для детей младшего дошкольного возраста содержит материал для проведения опытов без приборов, для детей старшего дошкольного возраста – приборы для проведения опытов, различные комплектации;
– театрализованная зона располагает различными видами
театральных кукол, масками, декорациями, ширмами;
– зоны социально-эмоционального развития содержат обыгран-
ную сюжетом систему зеркал, пиктограммы, игровой материал;
– в зоне экологического воспитания в соответствии с требованиями «Программы» имеются растения, животные, материалы для естественнонаучных представлений, макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, библиотека познавательной природоведческой литературы, игротека экологических развивающих игр;
– игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголки ряженья, модули-макеты игрового пространства ( блок-схемы: тема – сеть – игра в одной теме);
– конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;
– «уголок уединения»;
– для зоны двигательного развития необходим спортивный комплекс, нестандартное оборудование для физического развития детей.
Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. Для того чтобы обеспечить каждому ребенку личное пространство, то есть собственное место, где он мог бы хранить свои секреты, можно сшить индивидуальные сумочки, кармашки на стульчики.
w Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. После окончания занятий в течение 3–5 минут можно устраивать музыкальные паузы, «минутку радости», этюды на релаксацию, перед сном под спокойную классическую музыку – «минутку тишины» или слушание короткой сказки, в течение дня – «динамический час» (по перспективному плану).
w Принцип открытости, закрытости. В групповых помещениях создаются системы зеркал различной величины и формы, семейные фотоальбомы, фотоальбомы и фотоуголки детей группы. Открытость обществу, народу формируется через расширение
знаний о родном городе, иллюстрации, гербы, кукол в национальных костюмах. Декоративно-прикладное искусство и создание
мини-музея «Русская изба» способствуют приобщению детей к русской народной культуре.
w Принцип половых и возрастных различий детей реализуется через сюжетно-ролевые игры для мальчиков и девочек
(«Уголок мастера», «Дом быта», транспортные игрушки).