МААМ-картинки

Использование дидактических игр для познавательно-речевого развития дошкольников с ЗПР

Елена Шиндина
Использование дидактических игр для познавательно-речевого развития дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

В современном обществе всё больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности (П П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). В последние годы среди воспитанников дошкольных учреждений увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Особую группу среди них составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Публикация «Использование дидактических игр для познавательно-речевого развития дошкольников с ЗПР» размещена в разделах

Задержка психического развития характеризует замедление темпов психического, а иногда и психофизического развития ребенка и его способностей.

Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребёнка дошкольного возраста – важнейшая составная часть его общего психического развития. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.

Нарушения речи у детей с ЗПР могут затрагивать разные её аспекты – мотивацию, программу высказывания, грамматическое структурирование текста и фразы, лексический запас, произношение и голос, темп, плавность. Нередко можно наблюдать сочетание указанных нарушений.

Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников у дошкольников с ЗПР.

Обучение математике даёт широкие возможности для развития интеллектуальных способностей у детей (А. З. Зак, З. А. Михайлова, Н. И. Непомнящая и др.). Задачами математической подготовки являются не только формирование знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, навыков и умений в счёте, но и развитие познавательных интересов и способностей, словесно-логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребёнка.

Нарушения развития речи значительно осложняют обучение математике (А. Гермаковская, Г. С. Гуменная, Н. Л. Крылова, Т. И. Обухова и др.).

Дети с нарушениями речи допускают ошибки в определении пространственного положения предметов, в целостном восприятии предмета, в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами. Речевые патологии влияют на процесс понимания и решения арифметических задач.

Исследования, проведённые А. Гермаковской, Г. С. Гуменной, Л. С. Цветковой, раскрывают влияние речевых патологий на процесс понимания и решения арифметических задач. Дети не могут проанализировать содержание, установить зависимости и отношения между данными задачи.

При формировании математических представлений важно не только добиваться усвоения знаний, умений и навыков, но и осуществлять мероприятия по коррекции психофизических возможностей детей, прежде всего речевой деятельности. Содержание коррекционной работы (по ФГТ) должно обеспечивать:

выполнение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико- педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого – медико – педагогической комиссии);

Возможность освоения детьми с ограниченными возможностями и здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Коррекционно-развивающие задачи предполагают преодоление недостатков познавательной деятельности : развитие понимания речи, речевого подражания, расширение активного и пассивного словарного запаса, лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления.

Так как игра – ведущий вид деятельности в дошкольные годы, то с её помощью мы и осуществляем коррекцию развития детей с ЗПР.

Дидактические игры носят комплексный характер, позволяют развивать у детей не только математические представления, но и творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, словесно-логическое мышление. Включение в работу всех анализаторов – зрительного, слухового, двигательного, - развитие их сложной деятельности – обязательное условие успешности занятий в дошкольном возрасте. Особый акцент при этом в соответствии с профилем группы мы делаем на развитие речевой и мыслительной деятельности, на формировании и актуализации математического словаря.

Предлагая дидактические задачи в процессе игровой деятельности, мы способствуем вычленению отдельных признаков предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определённым общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, развивается произвольное восприятие. В играх с математическим содержанием моделируются логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур и математических представлений.

По мнению У. В. Ульенковой только с помощью дидактических игр можно определить, насколько соответствует уровень развития ребёнка тем нормам, которые характерны для детей определённого возраста. У детей с ЗПР возможность самооценки и самоконтроля значительно снижены поэтому такие игры особенно актуальны для них. В дидактической игре мы создаём такие условия, в которых ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или определёнными предметами, приобретая собственный опыт.

Дидактические игры способствуют знакомству с математическими понятиями, их закреплению, конкретизации математических знаний, усвоению математической терминологии, использованию специальных математических выражений, а также развитию всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической) и связной речи в целом.

Предлагаемая (методическая разработка, пособие) включает в себя систему коррекционно- развивающей работы по познавательно- речевому развитию дошкольников с ЗПР на основе использования дидактических игр.

(дописать для кого пособие рекомендовано)

Система коррекционных игр

Нами разработана система использования различных групп дидактических игр в зависимости от возрастных особенностей детей:

- игры с цифрами и числами;

- игры – путешествия во времени;

- игры на ориентирование в пространстве;

- игры с геометрическими фигурами;

- игры на словесно - логическое мышление.

Игры, обучающие детей счету.

В группе детей четвёртого года жизни используется дочисловой метод обучения, задача которого – подвести ребёнка к пониманию количественных отношений. Работа начинается с развития представлений о множестве. Мы предлагаем детям сравнивать два множества, сопоставлять элементы одного множества с элементами другого, различать равенство и неравенство групп предметов,составляющих множество.

Следующая подборка игр направлена на составление групп из отдельных предметов и выделение предметов по одному. Дети учатся различать понятия «много» и «один». При сравнении двух количественных групп с помощью приемов наложения и приложения определять их равенство и не равенство по числу входящих в них элементов. Так же они учатся составлять группу однородных предметов и выделять из нее один предмет, правильно отвечать на вопрос «сколько?». Не умея считать, малыши воспроизводят множество звуков на основе только чувственного восприятия: они хлопают, поднимают руку или стучат молоточками столько же раз, сколько постучал педагог. Мы приучаем ребят к пониманию следующих выражений и активному использованию их в своей речи : столько – сколько, поровну, больше – меньше, по одному – ни одного. Учить согласовывать слова «много», «один», в роде, числе и падеже с существительными; понимать значение вопроса «Сколько» и правильно на него отвечать. Существует множество игр, в которых дети учатся выделять один предмет, составлять группу предметов, овладевают терминами «один» и «много». Например: «Медведь и пчелы», «Фонарики», «Поезд», «Кот и мыши» и т. п.

В играх «Хлопни как я», «Повтори, не ошибись» дети упражняются в воспроизведении хлопков, движений на слух (без счета).

В средней группе важной задачей остается умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине и т. д.

Решение этой задачи подводит детей к пониманию абстрактного числа. В процессе разнообразных игр дети усваивают и используют в речи простые слова и выражения, обозначающие уровень количественных представлений: много, один, по одному, ни одного, совсем нет, мало; такой же, одинаковый; столько же, поровну, столько, сколько; больше, чем; меньше, чем; каждый из., все. В играх «Повтори не ошибись», «Хлопни столько же раз», «Покажи столько же» и др. дается счет по осязанию, счет на слух и счет различных движений в пределах 5. Вводится знакомство с символикой – цифрами в пределах 5. В процессе обучения счету мы одновременно знакомим с цифрами – соответствующими обозначениями чисел. Название дидактических игр часто соответствует поставленной задаче «Сколько всего?», «Который по счету?», «Возьми столько, какую цифру ты видишь» и т. д.

Порядковый счет дается вместе с количественным в целях их отличия. Количественный счет: «Сколько?» - «один, два, три». Порядковый счет: «Который?», «Какой по счету?» - «первый, второй, третий».

Одной из важных задач в этот период является обучение детей умению отсчитывать предметы. Для ребенка считать и отсчитывать не одно и тоже. В играх «Сколько?», «Сколько всего?», «Возьми столько же», «Отсчитай и раздай» мы закрепляем эти умения.

Задачи в старшей группе направлены на расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, дальнейшее развитие деятельности счета. Мы создаём условия для овладения детьми счётом первого десятка, для знакомства с цифрами первого десятка.

В течение всего учебного года предлагаем дошкольникам упражняются в счете в пределах десяти. Они пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают из большего количества предметов меньшее, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу. Образец может быть дан в виде числовой карточки с определенным количеством игрушек, предметов, геометрических фигур, в виде звуков, движений. При выполнении этих упражнений учим детей внимательно слушать задания педагога, запоминать их, а затем выполнять.

Важной задачей в старшей группе остается установление связей между смежными числами, понимание их отношений в пределах 10. Какое число следует за каким, какое из смежных чисел больше или меньше и как их сделать равными. Для этого проводим игры «Назови большее (меньшее)», «Продолжи ряд» и т. д. Знания закрепляются на разных группах предметах, чтобы дети убедились в постоянстве отношений между числами.

Решение этой программной задачи позволит сформировать у детей представление об отвлеченности числа, покажет независимость числа от направления счета. Мы учим детей считать, начиная с любого указанного предмета в любом направлении, при этом, не пропуская предметы и не пересчитывая их дважды. Для развития деятельности счета существенное значение имеют упражнения с активным участием различных анализаторов: счет звуков, движение на ощупь в пределах десяти. В старшей группе продолжается работа над усвоением порядкового числа в пределах десяти. Мы учим детей различать порядковый и количественный счет.

Считая предметы по порядку, необходимо условиться с какой стороны надо считать, как именно от этого зависит результат счета. Например, если дети пересчитывают 10 игрушек слева направо, то матрешка будет третья, а если считать справа налево, то матрешка будет восьмая. На занятиях мы стараемся использовать разнообразный наглядный материал.

Публикации по теме:

Использование игровых упражнений и пособий для развития речевого дыхания у дошкольниковИспользование игровых упражнений и пособий для развития речевого дыхания у дошкольников Ни для кого не секрет, что хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. А правильная и.

Использование дидактических игр для сенсорного развития детей дошкольного возраста В дошкольной педагогике сенсорное воспитание всегда рассматривалась как основа умственного развития ребенка, потому что все другие формы.

Использование дидактических игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возрастаИспользование дидактических игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют большой интерес к языковой деятельности, «экспериментируют» со словами, создают.

Использование дидактических игр как средство развития детей младшего возраста «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем.

Презентация «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников» Актуальность данной темы заключается в том, что экологическому воспитанию уделяется особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются.

Использование различных игр для речевого развития с детьми КИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ИГР ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ С ДЕТЬМИ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного.

Мастер–класс «Использование дидактических игр и игровых упражнений в коррекции речевого развития дошкольников» Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,.

Программа самообразования «Использование универсальных дидактических игр для развития детей старшего дошкольного возраста» Пояснительная записка Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания.

Сообщение из опыта работы «Развитие речевого творчества дошкольников посредством дидактических игр» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №40 «Берёзка» Сообщение из опыта работы. «Развитие.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр для познавательно-речевого развития дошкольников с ЗПР
Опубликовано: 4 октября 2018 в 20:48
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических игр для познавательно-речевого развития дошкольников с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шиндина (УИ 1664139) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД