Наталия Другова
Консультация для родителей «Создание условий для речевого развития дошкольников в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка,
сдерживает формирование познавательных процессов, порождает
отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к
школьной жизни. Дефект одной из цепочек в речевой системе влечё т за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления. Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования.
Публикация «Консультация для родителей „Создание условий для речевого развития дошкольников в семье“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари
утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать,
сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку. Игра-это основной вид
деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и
специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.
Основная цель помощи – укрепление связи семьи и детского сада в целях
обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.
Крылатые выражения на тему речь:
Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. (Плутарх.);
Речь – показатель ума. (Сенека.);
Каков ум, такова и речь;
Коротка речь и ясна – оттого и прекрасна;
Одно дело говорить, другое – говорить дело;
Речь вести – не лапти плести;
Речь красна слушанием.
Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно,
совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует
множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей,
которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед
сном ребенка.
Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная
эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения,
формирование доверительных и дружеских отношений.
С ребенком можно поиграть в такие игры:
1.«Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в
кармане, на потолке, на лице и т. д.
2.«Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в
роде, числе, падеже существительное.
Зелёный -…дом, помидор.
Зимняя -…одежда, рыбалка.
Домашнее -…печенье, задание.
3.«Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
4. «Посчитай». Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре
яблока, пять яблок. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два
красных яблока…
5. «Подбери слово» :
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой - либо звук, сначала -
любые слова, а потом - по лексической теме, например: «Назови фрукт,
название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас)
6. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.
Например: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?
7. "Цепочка слов"
Цель: обогащение словаря прилагательных.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов - существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком.
То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов,
которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаё те вопрос:
Родитель : Кошка, бывает какая?
Ребенок: Пушистая, ласковая, разноцветная.
Родитель : Что еще бывает разноцветным?
Ребенок: Радуга, платье, телевизор.
Родитель : Каким еще может быть платье?
Ребенок: Шелковым, новым, прямым.
Родитель : Что еще может быть прямым?
Ребенок: Линия, дорога, взгляд. и т. д.
8. "Семейная олимпиада"
Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и
существительного, развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет
способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная.
Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
9. "Выбери правильное слово"
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по (дороге, воде, рельсам).
10. "Скажи наоборот"
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет
слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я
бросаю тебе мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
11. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по
содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка,
тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами.
Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная
связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание
стихотворного текста. Сначала текст читает родитель, а «играет» ребенок,
потом наоборот.
«Ай, лады, лады, лады»
Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа
биологически активных зон.
***
Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши,
Не боимся мы воды (совершают интенсивные моющие движения обеими
ладонями,
Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши,
Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются).
***
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более
совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной,
четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная
цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат
ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что
говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между
словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле,
значении. Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень
полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной
информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны.
Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.
Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для
детского праздника. Скороговорки придуманы исключительно для
проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом
начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил,
последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
Итак, проделывайте все пошагово:
1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.
Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме.
Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы,
язык и зубы.
3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно
шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю
фразу.
4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно,
восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.