МААМ-картинки

Консультация для родителей «Создание условий для речевого развития дошкольников в семье»

Наталия Другова
Консультация для родителей «Создание условий для речевого развития дошкольников в семье»
▼ Скачать + Заказать документы

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка,

сдерживает формирование познавательных процессов, порождает

отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к

школьной жизни. Дефект одной из цепочек в речевой системе влечё т за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления. Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования.

Публикация «Консультация для родителей „Создание условий для речевого развития дошкольников в семье“» размещена в разделах

Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари

утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать,

сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку. Игра-это основной вид

деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендаций педагогов и

специалистов детского сада на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

Основная цель помощи – укрепление связи семьи и детского сада в целях

обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.

Крылатые выражения на тему речь:

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах. (Плутарх.);

Речь – показатель ума. (Сенека.);

Каков ум, такова и речь;

Коротка речь и ясна – оттого и прекрасна;

Одно дело говорить, другое – говорить дело;

Речь вести – не лапти плести;

Речь красна слушанием.

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно,

совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует

множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей,

которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед

сном ребенка.

Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная

эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения,

формирование доверительных и дружеских отношений.

С ребенком можно поиграть в такие игры:

1.«Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в

кармане, на потолке, на лице и т. д.

2.«Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в

роде, числе, падеже существительное.

Зелёный -…дом, помидор.

Зимняя -…одежда, рыбалка.

Домашнее -…печенье, задание.

3.«Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

4. «Посчитай». Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре

яблока, пять яблок. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два

красных яблока…

5. «Подбери слово» :

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой - либо звук, сначала -

любые слова, а потом - по лексической теме, например: «Назови фрукт,

название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас)

6. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

Например: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

7. "Цепочка слов"

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов - существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком.

То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов,

которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаё те вопрос:

Родитель : Кошка, бывает какая?

Ребенок: Пушистая, ласковая, разноцветная.

Родитель : Что еще бывает разноцветным?

Ребенок: Радуга, платье, телевизор.

Родитель : Каким еще может быть платье?

Ребенок: Шелковым, новым, прямым.

Родитель : Что еще может быть прямым?

Ребенок: Линия, дорога, взгляд. и т. д.

8. "Семейная олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и

существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет

способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная.

Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

9. "Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по (дороге, воде, рельсам).

10. "Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет

слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я

бросаю тебе мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

11. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по

содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Ученые считают: чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка,

тем быстрее развивается его речь. Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приемы сами.

Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная

связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание

стихотворного текста. Сначала текст читает родитель, а «играет» ребенок,

потом наоборот.

«Ай, лады, лады, лады»

Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа

биологически активных зон.

***

Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши,

Не боимся мы воды (совершают интенсивные моющие движения обеими

ладонями,

Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши,

Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются).

***

Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более

совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной,

четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная

цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат

ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что

говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между

словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле,

значении. Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень

полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной

информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны.

Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.

Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для

детского праздника. Скороговорки придуманы исключительно для

проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом

начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил,

последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

Итак, проделывайте все пошагово:

1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.

Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.

2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме.

Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы,

язык и зубы.

3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно

шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю

фразу.

4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно,

восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

Публикации по теме:

Создание условий для физического развития дошкольников Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом, рассказать, как можно разнообразить и повысить эффективность работы с дошкольниками по физическому.

Консультация для родителей «Упражнения для развития речевого дыхания» Упражнения для развития речевого дыхания Для того чтобы речь лилась свободно, легко и была разнообразной, необходимо владеть правильным,.

Консультация для родителей «Организация условий для игр младших дошкольников дома». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Организация условий для игр младших дошкольников в семье». Игра-ведущая деятельность младшего дошкольника,.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2–3 лет» Воспитывая ребенка 2-3 лет, надо уделять пристальное внимание укреплению его здоровья, привитию культурно-гигиенических навыков, развитию.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2–3 лет» Особенности речевого развития детей 2–3 лет До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или.

Мастер-класс «Создание условий, для развития двигательной активности» Мастер- класс «Создание условий, для развития двигательной активности, с использованием нестандартного оборудования» Слайд № 2 «Спорт.

Памятка для родителей «Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка» Памятка для родителей «Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка». «Создание условий в семье для развития.

Создание условий для развития двигательной активности у детей на прогулкеСоздание условий для развития двигательной активности у детей на прогулке Создание условий для развития двигательной активности у детей на прогулке. Группа №6 "Росинка". Зима - это время для зимних игр и забав.

Создание условий для развития старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельностиСоздание условий для развития старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности Современный ребёнок дошкольного возраста подвижен, активен, динамичен и свободен. Он может сочетать сразу несколько видов деятельности.

Консультация для родителей «Задержка речевого развития» ЗРР — это отставание в речи от нормы развития детей. Данный диагноз невропатологии могут поставить детям до 3,5. Признаки ЗРР. В 1 год у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Создание условий для речевого развития дошкольников в семье»
Опубликовано: 18 июня 2018 в 14:21
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Создание условий для речевого развития дошкольников в семье»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Другова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД