Татьяна Печникова
Создание условий для формирования сенсорного развития через представления о внешних свойствах предметов
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Создание условий для формирования сенсорного развития, через представления о внешних свойствах предметов, с помощью дидактических игр и пособий»
«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания. Б. Прейер
Публикация «Создание условий для формирования сенсорного развития через представления о внешних свойствах предметов» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Свойства материалов и веществ
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимся в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, познает их свойства и качества.
Сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Одной из задач дошкольного воспитания является сенсорное развитие детей, значение которого трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в школе и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Учитывая результаты своей работы, я пришла к выводу, что дети овладевают сенсорными эталонами формально, не умеют на практике, в различных видах самостоятельной деятельности применять те знания и навыки, которые получают в организованной образовательной деятельности. К сожалению, даже старшие дошкольники, как правило, не могут сравнить предметы по длине зрительно, а прибегают к таким способам, как наложение их друг на друга или приложение одного к другому. Они испытывают трудности в установлении тождественности внешних свойств различных объемных предметов или нахождении различий между ними. Им не всегда удается справиться с заданиями: обследовать внешние признаки предмета и описать их.
В дошкольном воспитании сложилось традиционно знакомить с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, в ориентировании в пространстве. При этом повышается чувствительность соответствующих анализаторов, что влияет на развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности, которая проявляется в различении признаков и свойств. Так же ребенка прошу правильно называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый). Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.
Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».
Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.
Учитывая эти реальные трудности в сенсорном развитии детей дошкольного возраста, я решила углубленно работать по теме: «Создание условий для формирования сенсорного развития, с помощью дидактических игр и пособий».
Поскольку игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, то игровые дидактические пособия служат основной базой для формирования сенсорных эталонов.
Восприятие через предметы, которые представлены в игровых пособиях, происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувственных рецепторов кожи и носа).
Как знакомить ребенка с сенсорными эталонами? Лучше всего это делать по принципу «трехступенчатого урока» (Мария Монтессори) :
1. Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета).
2. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия («Покажи такого же цвета»).
3. Самостоятельное называние ребенком освоенного понятия ( взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет?»).
Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями.
Большое значение в формировании у детей представлений о сенсорных эталонах играет предметно-развивающая среда, которая была дополнена: разнообразными элементами, пирамидками, плоскостными геометрическими фигурами, различными кубами, выполненными из разных материалов, треугольниками, машинами с вырезными отверстиями разной формы. В группе оформила центр сенсорного развития
В данном центре представлены пособия фабричного изготовления, которые направлены на формирование и развития сенсорных эталонов цвета, формы, величины.
Одновременно с формированием эталонов учила детей способам обследования предметов : их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполняя все более сложные глазомерные действий. Развивала у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Используя творческий подход я разработала пособия из бросового материала, который имеется в каждом доме (пластиковые бутылки, пробки, упаковки). В процессе изготовления таких пособий дети принимали участие: они видели, как изготавливаются тарелочки, коробочки из какого материала, какого цвета, видели конечный результат, что для них уже было игрой. Дети с интересом и любовью играют в эти игры.
Авторская игра «Веселая тарелочка» (геометрия)
Цель нашей игры: запомнить названия геометрических фигур.
Закреплять умение группировать однородные предметы по форме, закреплять основные цвета.
Пустая коробка из-под чая послужила основой для развивающего пособия «Домик». Сортируя предметные картинки и геометрические фигуры по разноцветным кармашкам, дети закрепляют названия основных цветов спектра и их оттенков, развивают предметные действия, приобретают навыки ориентации в пространстве.
Из пластиковых крышек разного цвета и диаметра изготовила пособие: «Божья коровка», которое помогает детям не только закреплять названия цветов, но и знакомиться с понятием величины предметов.
Для развития тактильных ощущений имеется «Тактильный паровозик». Подобрала различные виды бумаги (картон, бархатная, наждачная) и ткани (мех, фетр, драп, шелк). Образцов должно быть по два. Один образец ребенок достает из мешочка, тщательно обследует, второй ищет на ощупь в «Тактильном паровозике».
Игра : Достаньте из мешочка любой предмет. В тактильном паровозике найдите на ощупь такой же предмет.
Так же для развития тактильных ощущений представлено пособие «Ящик ощущений». (ящик, в котором предметы различные, определить на ощупь на что
похоже)
Для закрепления эталона цвета имеется пособие «Поляна».
Для закрепления эталона величины использую пособие «Дракоша». Дети находят пуговицы разной величины, формы и цвета
Для закрепления запаха оформлено пособие «Душистые шарики».
Современные стандартные пособия для воспитания сенсорной культуры детей, имеют узкую направленность, рассчитаны на определенный возраст детей и в целом предназначены для индивидуального пользования. Это стало причиной разработки сенсорного пособия, которое было бы мобильным, многофункциональным, позволяющим пользоваться им как индивидуально, так и нескольким детям одновременно. Пособие, которое можно использовать в работе, начиная с первой младшей группы до старшего дошкольного возраста, которое способствовало бы активному развитию речи, вербальному общению с детьми, совершенствовало психические процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание, помогало бы учить малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе, развивать коммуникабельные способности дошкольников, включать их в содержательную деятельность; соответствующее современным требованиям сенсорного воспитания, дающего возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка. Таким пособием стал коврик «Времена года».
Работа с пособием раскрывает следующие возможности:
1. Развитие речи детей решается благодаря развитию мелкой моторики рук и многократному повторению стихотворного текста, сопровождающего различные игры и в дидактическом пособии.
2. Развитие интеллектуальных, коммуникабельных способностей;
3. Совершенствование психических процессов.
Пособие «Времена года».
Панно сшито из ткани, имеет различные съемные детали, которые крепятся к основе с помощью крючков, «липучек», пуговиц, кнопок, молний. Развивающее панно способствует эмоциональному развитию малышей, формирует представление о форме, величине, цвете предметов, развивает моторику пальцев рук. В пособии представлены 4 времени года
К данному пособию написаны мною сказки и рассказы, которые я использую не только для формирования сенсорных эталонов, но и для познавательно-речевого развития ребенка, для математического развития, ознакомления с окружающим миром. С помощью такого коврика изучаю природные явления, Правила дорожного движения, сочиняем с детьми сказки, учим стихи.
Параллельно веду работу с родителями. Предложила им подбор методический литературы по организации дома занимательных игр с детьми по развитию сенсорного восприятия. С родителями были проведены консультации, оформлены папки - передвижки по теме: «Восприятие цвета», «Восприятие формы», где были даны конкретные рекомендации по организации игровой деятельности детей дома. Родители активно участвовали в преобразовании предметно-развивающей среды в группе. Для развития мелкой моторики рук, восприятия цвета, формы были изготовлены дидактические пособия. Совместно с родителями организовали выставку дидактических игр своими руками, провели смотр – конкурс «Пуговичный дизайн»
При изготовлении и подборе дидактических пособий я учитывала то, что младший дошкольник всегда стремится к чему-то необычному яркому. Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет.
Участвую в обобщении педагогического опыта по сенсорному развитию детей : на локальном уровне – в детском саду, муниципальном, региональном, а также федеральном. В нашем дошкольном образовательном учреждении заняли 1 место в смотре-конкурсе «Создание условий для сенсорного воспитания» (2012г.). На городском методическом объединении общеразвивающих групп, выступила с докладом «Развитие сенсорной культуры младших дошкольников с помощью дидактических игр и пособий» (2012г.). Принимали участие в Региональной Ярмарке социально-педагогических проектов и воспитательных технологий с проектом «Пуговица и пуговички» (2012г., награждены Благодарностью. На городском методическом объединении «Флешка» выступила с Презентацией «Использование дидактических игр и пособий для развитию сенсорной культуры младших дошкольников» (2013г.). На республиканском семинаре «Организация жизни детей раннего возраста», который проходил в Абакане получила Сертификат участника. Приняла участие в «Интернет-журнале для педагогов ДОУ» в конкурсе на «Лучшую авторскую публикацию», с авторским материалом: «Дидактические игры и пособия по сенсорному воспитанию младших дошкольников в детском саду» (2014г., получила Сертификат участника.
В результате проведенной работы по данной теме дети научились обследовать предметы, замечать сходства и различия между ними, подробно описывать их, выделяя главные и второстепенные признаки. У малышей начал формироваться устойчивый интерес к дидактическим играм, почти все дети стали самостоятельно использовать в активной речи слова, обозначающие признаки предметов. Полученные знания детьми об элементарных сенсорных эталонах послужат основой для дальнейшего интеллектуального развития и подготовке детей к школе.