Лучший педагог года

Создание условий для формирования сенсорного развития через представления о внешних свойствах предметов

Татьяна Печникова
Создание условий для формирования сенсорного развития через представления о внешних свойствах предметов
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс «Создание условий для формирования сенсорного развития, через представления о внешних свойствах предметов, с помощью дидактических игр и пособий»

«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания. Б. Прейер

Публикация «Создание условий для формирования сенсорного развития через представления о внешних свойствах предметов» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимся в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, познает их свойства и качества.

Сенсорное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Одной из задач дошкольного воспитания является сенсорное развитие детей, значение которого трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в школе и для многих видов труда. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Учитывая результаты своей работы, я пришла к выводу, что дети овладевают сенсорными эталонами формально, не умеют на практике, в различных видах самостоятельной деятельности применять те знания и навыки, которые получают в организованной образовательной деятельности. К сожалению, даже старшие дошкольники, как правило, не могут сравнить предметы по длине зрительно, а прибегают к таким способам, как наложение их друг на друга или приложение одного к другому. Они испытывают трудности в установлении тождественности внешних свойств различных объемных предметов или нахождении различий между ними. Им не всегда удается справиться с заданиями: обследовать внешние признаки предмета и описать их.

В дошкольном воспитании сложилось традиционно знакомить с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, в ориентировании в пространстве. При этом повышается чувствительность соответствующих анализаторов, что влияет на развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности, которая проявляется в различении признаков и свойств. Так же ребенка прошу правильно называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый). Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства.

Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.

Учитывая эти реальные трудности в сенсорном развитии детей дошкольного возраста, я решила углубленно работать по теме: «Создание условий для формирования сенсорного развития, с помощью дидактических игр и пособий».

Поскольку игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, то игровые дидактические пособия служат основной базой для формирования сенсорных эталонов.

Восприятие через предметы, которые представлены в игровых пособиях, происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувственных рецепторов кожи и носа).

Как знакомить ребенка с сенсорными эталонами? Лучше всего это делать по принципу «трехступенчатого урока» (Мария Монтессори) :

1. Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета).

2. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия («Покажи такого же цвета»).

3. Самостоятельное называние ребенком освоенного понятия ( взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет).

Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями.

Большое значение в формировании у детей представлений о сенсорных эталонах играет предметно-развивающая среда, которая была дополнена: разнообразными элементами, пирамидками, плоскостными геометрическими фигурами, различными кубами, выполненными из разных материалов, треугольниками, машинами с вырезными отверстиями разной формы. В группе оформила центр сенсорного развития

В данном центре представлены пособия фабричного изготовления, которые направлены на формирование и развития сенсорных эталонов цвета, формы, величины.

Одновременно с формированием эталонов учила детей способам обследования предметов : их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполняя все более сложные глазомерные действий. Развивала у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Используя творческий подход я разработала пособия из бросового материала, который имеется в каждом доме (пластиковые бутылки, пробки, упаковки). В процессе изготовления таких пособий дети принимали участие: они видели, как изготавливаются тарелочки, коробочки из какого материала, какого цвета, видели конечный результат, что для них уже было игрой. Дети с интересом и любовью играют в эти игры.

Авторская игра «Веселая тарелочка» (геометрия)

Цель нашей игры: запомнить названия геометрических фигур.

Закреплять умение группировать однородные предметы по форме, закреплять основные цвета.

Пустая коробка из-под чая послужила основой для развивающего пособия «Домик». Сортируя предметные картинки и геометрические фигуры по разноцветным кармашкам, дети закрепляют названия основных цветов спектра и их оттенков, развивают предметные действия, приобретают навыки ориентации в пространстве.

Из пластиковых крышек разного цвета и диаметра изготовила пособие: «Божья коровка», которое помогает детям не только закреплять названия цветов, но и знакомиться с понятием величины предметов.

Для развития тактильных ощущений имеется «Тактильный паровозик». Подобрала различные виды бумаги (картон, бархатная, наждачная) и ткани (мех, фетр, драп, шелк). Образцов должно быть по два. Один образец ребенок достает из мешочка, тщательно обследует, второй ищет на ощупь в «Тактильном паровозике».

Игра : Достаньте из мешочка любой предмет. В тактильном паровозике найдите на ощупь такой же предмет.

Так же для развития тактильных ощущений представлено пособие «Ящик ощущений». (ящик, в котором предметы различные, определить на ощупь на что

похоже)

Для закрепления эталона цвета имеется пособие «Поляна».

Для закрепления эталона величины использую пособие «Дракоша». Дети находят пуговицы разной величины, формы и цвета

Для закрепления запаха оформлено пособие «Душистые шарики».

Современные стандартные пособия для воспитания сенсорной культуры детей, имеют узкую направленность, рассчитаны на определенный возраст детей и в целом предназначены для индивидуального пользования. Это стало причиной разработки сенсорного пособия, которое было бы мобильным, многофункциональным, позволяющим пользоваться им как индивидуально, так и нескольким детям одновременно. Пособие, которое можно использовать в работе, начиная с первой младшей группы до старшего дошкольного возраста, которое способствовало бы активному развитию речи, вербальному общению с детьми, совершенствовало психические процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание, помогало бы учить малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе, развивать коммуникабельные способности дошкольников, включать их в содержательную деятельность; соответствующее современным требованиям сенсорного воспитания, дающего возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка. Таким пособием стал коврик «Времена года».

Работа с пособием раскрывает следующие возможности:

1. Развитие речи детей решается благодаря развитию мелкой моторики рук и многократному повторению стихотворного текста, сопровождающего различные игры и в дидактическом пособии.

2. Развитие интеллектуальных, коммуникабельных способностей;

3. Совершенствование психических процессов.

Пособие «Времена года».

Панно сшито из ткани, имеет различные съемные детали, которые крепятся к основе с помощью крючков, «липучек», пуговиц, кнопок, молний. Развивающее панно способствует эмоциональному развитию малышей, формирует представление о форме, величине, цвете предметов, развивает моторику пальцев рук. В пособии представлены 4 времени года

К данному пособию написаны мною сказки и рассказы, которые я использую не только для формирования сенсорных эталонов, но и для познавательно-речевого развития ребенка, для математического развития, ознакомления с окружающим миром. С помощью такого коврика изучаю природные явления, Правила дорожного движения, сочиняем с детьми сказки, учим стихи.

Параллельно веду работу с родителями. Предложила им подбор методический литературы по организации дома занимательных игр с детьми по развитию сенсорного восприятия. С родителями были проведены консультации, оформлены папки - передвижки по теме: «Восприятие цвета», «Восприятие формы», где были даны конкретные рекомендации по организации игровой деятельности детей дома. Родители активно участвовали в преобразовании предметно-развивающей среды в группе. Для развития мелкой моторики рук, восприятия цвета, формы были изготовлены дидактические пособия. Совместно с родителями организовали выставку дидактических игр своими руками, провели смотр – конкурс «Пуговичный дизайн»

При изготовлении и подборе дидактических пособий я учитывала то, что младший дошкольник всегда стремится к чему-то необычному яркому. Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет.

Участвую в обобщении педагогического опыта по сенсорному развитию детей : на локальном уровне – в детском саду, муниципальном, региональном, а также федеральном. В нашем дошкольном образовательном учреждении заняли 1 место в смотре-конкурсе «Создание условий для сенсорного воспитания» (2012г.). На городском методическом объединении общеразвивающих групп, выступила с докладом «Развитие сенсорной культуры младших дошкольников с помощью дидактических игр и пособий» (2012г.). Принимали участие в Региональной Ярмарке социально-педагогических проектов и воспитательных технологий с проектом «Пуговица и пуговички» (2012г., награждены Благодарностью. На городском методическом объединении «Флешка» выступила с Презентацией «Использование дидактических игр и пособий для развитию сенсорной культуры младших дошкольников» (2013г.). На республиканском семинаре «Организация жизни детей раннего возраста», который проходил в Абакане получила Сертификат участника. Приняла участие в «Интернет-журнале для педагогов ДОУ» в конкурсе на «Лучшую авторскую публикацию», с авторским материалом: «Дидактические игры и пособия по сенсорному воспитанию младших дошкольников в детском саду» (2014г., получила Сертификат участника.

В результате проведенной работы по данной теме дети научились обследовать предметы, замечать сходства и различия между ними, подробно описывать их, выделяя главные и второстепенные признаки. У малышей начал формироваться устойчивый интерес к дидактическим играм, почти все дети стали самостоятельно использовать в активной речи слова, обозначающие признаки предметов. Полученные знания детьми об элементарных сенсорных эталонах послужат основой для дальнейшего интеллектуального развития и подготовке детей к школе.

Публикации по теме:

Создание условий в ДОУ для развития речи старших дошкольников Создание условий в ДОУ для развития речи старших дошкольников Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться.

Создание условий для физического развития дошкольников Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом, рассказать, как можно разнообразить и повысить эффективность работы с дошкольниками по физическому.

Дидактические игры с использованием нетрадиционных предметов для сенсорного развития ребёнкаДидактические игры с использованием нетрадиционных предметов для сенсорного развития ребёнка Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества.

Мастер-класс «Создание условий, для развития двигательной активности» Мастер- класс «Создание условий, для развития двигательной активности, с использованием нестандартного оборудования» Слайд № 2 «Спорт.

Проект «Создание условий для здорового образа жизни в дошкольном учреждении через здоровьесберегающие технологии» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Степашка» ПРОЕКТ Создание условий для здорового образа.

Создание комфортных условий для развития личности ребенка на участке ДОУСоздание комфортных условий для развития личности ребенка на участке ДОУ Цель: создание эмоционально-благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организации.

Создание условий для формирования здоровьеформирующей культуры личности детей дошкольного возраста . Создание условий для формирования здоровьеформирующей культуры личности детей дошкольного возраста.. •Главная цель в воспитании и образовании.

Создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет В нашем детском саду 245 воспитанников из них 62 ребенка в возрасте до 3 лет, в том числе с 1 сентября начнет функционировать группа для.

Создание условий для развития детей Для пребывания и развития детей раннего возраста от 2 до 3 лет в ДОУ создаются необходимые условия. В группах накапливается игровой материал.

Создание условий для социального развития детей СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В современном мире проблема социального развития ребенка дошкольного возраста в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для формирования сенсорного развития через представления о внешних свойствах предметов
Опубликовано: 22 ноября 2018 в 05:26
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для формирования сенсорного развития через представления о внешних свойствах предметов» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Печникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД