Наталья Леонова
Экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста».
Hаблюдая за детьми, педагоги обратили внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование.
По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.
Публикация «Экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Многие воспитатели сталкивались с такой проблемой : дети плохо пьют молоко.
Pазрешить эту проблему помогли сами ребята, создав вместе с Зайчиком- Любознайчиком замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, желе, варенье. На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если его бросить в лужу, или положить в карман снежный комок и отнести в группу. С экспериментами и открытиями юных воспитанников педагоги на практике убеждаются в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Начинать работу по экспериментированию необходимо с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по данной проблеме. В группе должен быть создан Уголок экспериментирования, к оформлению и содержанию которых предъявляются определ6енные требования. Отношения воспитателей с детьми строятся на основе партнерства. Дошкольники на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель- наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности (Н. Е. Веракса, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова).