Татьяна Стампольская
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Посредством экологического воспитания дети дошкольного возраста испытают существенные трудности в анализировании, постановке целей, планировании, обобщении, сравнении и других навыках опытно-экспериментальной деятельности. Одним из ключевых моментов, способствующих обогащению опыта дошкольников в экспериментировании, является использование разнообразных методов и приемов педагогами.
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра использования методов и приемов образовательной деятельности с дошкольниками.
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей формирования у дошкольников интереса и потребностей к активной созидательной деятельности. Экспериментирование становится одним из главных компонентов образовательной деятельности с детьми. Опытно-экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к познанию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует любознательность.
Опытно-экспериментальную деятельность детей разбили на три составляющих:
1. Случайные наблюдения и эксперименты. Не требуют специальной подготовки. Однако это не значит, что случайные эксперименты проводить просто. Чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, он должен сам обладать естественно - научными знаниями и использовать определенные методы и приемы.
2. Плановые наблюдения и эксперименты. Педагог как сам так и опираясь на опыт детей, их творчество планирует и организует опытно-экспериментальную деятельность во всех режимных моментах и в процессе осуществления НОД с детьми.
3. Эксперименты как ответ на детские вопросы.
Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют экс-перименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.
Опираясь на данную классификацию для начала выделим формы работы, которые использовали с детьми:
-НОД (Приложение 4 с. 25);
- лабораторные работы;
-киносеансы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- работа в уголках природы;
- путешествие по экологической тропе;
-туристические походы;
-акции добрых дел;
-тематические дни ;
- организация дополнительного образования;
-конкурсы;
- праздники, развлечения, вечера досуга ;
-театрализованная деятельность;
- Дни открытых дверей;
- организация наблюдений в режимных моментах (прогулка, одевание, воспитание культурно-гигиенических навыков).
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми включала в себя несколько этапов:
- постановка цели, определение задач;
- предварительная работа, направленная на сбор информации об объектах, явлениях, предметах;
- определение мотивов деятельности детей познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?";
- поиск эффективной формы ОЭД с детьми;
- создание условий для проведения ОЭД;
- выбор методов и приемов формирования навыков ОЭД дошкольников;
-анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
В планирование работы с детьми мы определили задачи и содержание ОЭД направленные на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми нами в процессе экспериментирования, являются:
1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится);
2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется);
3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).
I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты, условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т. д.).
Для поддержания интереса к экспериментированию дети получали задания, в которых проблемные ситуации моделировались от имени сказочного героя-куклы «Почемучки». При организации исследовательской работы с детьми соблюдаю определё нные правила:
1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
2. Не сдерживать инициативу детей.
3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
5. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
6. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
7. Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
8. Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.
Отношения с детьми мы строили на основе партнерства. Большую радость удивление и даже восторг дети испытывали от своих маленьких и больших открытий, которые вызывали у них чувство удовлетворения от проделанной работы. В процессе экспериментирования каждый ребенок получал возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем. На первых этапах экспериментирования мы предлагали детям определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. Например, при окрашивании воды гуашью сначала мы демонстрировали весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем детям предлагали принять участие в эксперименте и только после этого позволяли им самим самостоятельно экспериментировать.
Для игр мы предлагали им песок, гипс, воду, пробки, жидкое мыло, снег, бросовый материал, камушки, бутылочки, поролон, трубочки, разные виды круп, т. е. самые доступные материалы. Важным мотивационным моментом для детей является то, что все предлагаемые материалы интересно обыгрываются. Так, например, в группу приходит веселый Петрушка и приносит волшебные разноцветные баночки с запахами, предлагает детям определить каждый из них: запах весны, лета, фруктов, или трав и т. д.
Игры с песком и водой показали, что они не только приносят детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь и т. д.
Для самостоятельных исследований разработали различные схемы проведения опытов и рисунки-символы (ладошка, глаз, нос, рот, ухо, подсказывающие, с помощью каких органов чувств можно изучить предмет.
Для развития мотивационной готовности использовали «сундуок ощущений» Задача детей определить их на ощупь и объяснить, по каким признакам они это сделали.
В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение мы уделяем наблюдению. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р., но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений).
Во время проведения экскурсий и целевых прогулок знакомим с многообразием органического мира. Прогулка – это замечательное время, когда мы приобщаем малышей к тайнам природы - живой и неживой, рассказываем о жизни самых различных растений и животных, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.
Разнообразные формы работы с детьми (индивидуальные, групповые, фронтальные) позволили нам определиться с использованием следующих методов и приемов, которые мы систематизировали по основным навыкам ОЭД дошкольников.
№п/п Навыки ОЭД Методы и приемы
1 Мотивационная готовность Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей, решение проблемных ситуаций, интервьюирование, просмотр видеофильмов, использование художественной литературы
2 Целеполагание Решение проблемной ситуации, дидактические игры, беседа,
3 Планирование Составление алгоритмов, наблюдения, составление описательных рассказов, карт, схем, моделей, образцов.
4 Реализация Создание условий, предметно-развивающей среды для ОЭД, использование разнообразных видов детской деятельности : опыты, эксперименты, исследования, сюжетно-ролевые, дидактические игры, создание творческих работ (рисунки, поделки, книжки малышки, оформление фотовыставок, взаимодействие с родителями и педагогами. Использование динамических пауз, дыхательной и пальчиковых гимнастик. Разнообразные наглядные методы. Проектный метод.
5 Умение делать выводы, обобщать, анализировать Приемы сравнения, анализа, обобщения, классификации. Использование разнообразных игр и игровых упражнений, Составление алгоритмов, наблюдения, составление описательных рассказов, работа по картам, схемам, моделям, образцам. Изготовление разнообразных творческих работ детей. Метод проектов. Оформление дневников наблюдений.
С целью успешной реализации методов и приемов, была разработана картотека опытов и экспериментов с детьми и перспективный план работы с детьми и родителями.
Вовлечение дошкольников в опытно-экспериментальную деятельность невозможно без создания условий (предметно-развивающей среды).
В нашей группе создали мини-лабораторию для опытов, экспериментов, исследований, в которую вошли :
Материалы для сенсорного развития : - вкладыши-формы, объекты для сериации, головоломки, ребусы, мозаики, погремушки (с различным звучанием, воздушные шары;
Природные объекты: образцы почв, морские ракушки, плоды каштана, дуба (жёлуди); гербарий образцы веточек и т. п.
Инструменты, приборы, наборы для моделирования природных явлений: лупы, весы, термометры (для измерения t воздуха и воды, песочные часы, простые болты, магнит, свечи и т. п.
Наглядно-графические модели:
-картинки для классификации предметов: парные картинки, схемы описания и сравнения предметов и т. п. ;
Инструменты для создания различных «модельных» схематических изображений: циркули, наборы лекал, карандаши, краски и др.
Наглядно-графические модели пространства: глобусы, географические карты.
Системы условных обозначений: наборы карточек и плакаты с изображением дорожных знаков, с обозначением погодных явлений.
Иллюстрированные издания познавательного характера :
-Серия наглядно-дидактических пособий, дидактический материал.
Дидактические и развивающие игры «Умные игры. Ребусы», «Животные жарких стран», ребусы, кроссворды;
Формирование навыков опытно экспериментальной деятельности не возможно как без создания условий, так и без установления обратной взаимосвязи с родителями. С этой целью мы использовали следующие формы работы с родителями:
- совместные творческие работы «Сохраним природу», оформление фотовыставоки «Я и природа».
- оформление наглядной информации для родителей (газеты, буклеты, консультации, памятки) и т. д.
Представленные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. У дошкольников проявляется инициативность, самостоятельность в выборе деятельности, сформирована мотивационная готовность к осуществлению опытно-экспериментальной деятельности.
2. Дети самостоятельно ставят цель, видят проблему, выдвигают гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.
3. Дошкольники умеют четко определить круг необходимого оборудования и материалов для экспериментирования.
4. Сформированы представления детей об опытах и экспериментах с различными материалами, умения использовать творческие способности в процессе опытно-экспериментальной деятельности
5. Активизированы и развиты речь, мышление, воображение, память детей.
6. Развиты навыки дошкольников в обобщении, анализировании, сравнении полученных результатов, умении делать выводы, умозаключения.