Татьяна Салова
Проект «Экспериментирование с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №2» г. Всеволожска
«Экспериментирование с детьми раннего возраста»
Разработала: воспитатель первой квалификационной
категории Салова Т. А.
Всеволожск
2019
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Публикация «Проект „Экспериментирование с детьми раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира. При организации опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитываются возрастные особенности детей. Поэтому занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать. Для того, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность, предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Для развития игровой ситуации используется сказочный персонаж. Также для детей этого возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам необходимо возвращаться, предлагать рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях.
Академик Николай Николаевич Поддьяков основоположник экспериментирования в дошкольных учреждениях.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, в том числе и игровую, возникающую позже деятельности экспериментирования.
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний.
Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности с другой.
Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА
1. Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной деятельности детей в процессе экспериментирования;
2. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
3. Формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание;
4. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Познавательные задачи: формирование представлений о предметах: их свойствах и качествах,
способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями, умения делать выводы, открытия.
2. Развивающие задачи: развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ; развитие мелкой моторики и координации движений; развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия; развитие внимания и памяти, речевых способностей.
3. Воспитательные задачи: создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию; дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований; воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи; воспитание усидчивости и аккуратности.
ПЕРЕЧЕНЬ ИГР – ЭКСПЕРИМЕНТОВ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЯГОДКИ»
1. Вода
2. Песок
3. Природный материал
4. Бумага
5. Воздух
6. Свет
7. Ткани
ЭКСПЕРЕМЕНТЫ С КРУПАМИ
Игры с крупами, макаронными изделиями и другими сыпучими продуктами развивают мелкую моторику, эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие ребенка. И, наконец, это просто весело.
Развитие мелкой или тонкой моторики пальцев – это залог простоты и легкости овладения навыками письма. Гибкие и подвижные пальцы позволят ребенку не только легко писать, но и рисовать, облегчат выполнение бытовых действий и многое другое.
Для игр можно использовать любые крупы: гречку, рис, горох, фасоль, бобы, пшено и так далее. Заинтересуют малышей также и макаронные изделия – рожки, спиральки, ракушки, трубочки, бантики. Из них можно складывать настоящие картины. К тому же, сегодня можно купить разноцветные макароны.
«ВОЛШЕБНОЕ СИТО»
Цель: Познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.
Оборудование: Совки, различные сита, ведерки, миски, манная крупа и рис.
Ход: Воспитатель рассказывает, что собирается сварить кашу манную для куклы Кати, но у нее случилось несчастье. Она уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась (показывает миску с крупой). Как отделить рис от манки?
Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотрите, нет ли у нас каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем, что лежит cито. Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Воспитатель показывает, как пользоваться ситом. Что из сита сыпется в миску? Затем дает детям самостоятельно просеять крупу, благодарит за помощь.
«ТАНЕЦ ГОРОШИН»
Цель: Показать детям, как можно поиграть с горошинами. Как работает воздух, находящийся внутри нас. Развивать наблюдательность, любознательность.
Оборудование: Стакан с водой, горох, трубочка, салфетка, лист бумаги.
Ход: Давайте научим горох плавать и танцевать, а помогать нам будет воздух. Далее воспитатель предлагает детям в стакан с водой опустить несколько горошин и трубочку, а затем подуть в неё. Сначала слабо, потом с большей силой.
Когда воздух через трубочку поступает медленно, горошины двигаются медленно; сила воздуха возрастает, и скорость движения горошин возрастала. Движение горошин напоминает танцы. А помогает им танцевать воздух, который мы выдуваем через трубочку.
«КАК БЫСТРО ПЕРЕБРАТЬ КРУПУ»
Цель: Сравнить свойства крупы, показать влияние механического воздействия на смесь.
Оборудование: Прозрачная пластиковая, горох, фасоль, греча (можно брать любые другие крупы, самое главное, что бы они были разной формы, величины, цвета).
Ход: Воспитатель подходит к уголку экспериментирования и говорит : «Посмотрите, какой беспорядок!» Ну, естественно дети моментально реагируют, подбегают, и начинают выяснять, что произошло. Обращаем внимание, что крупа в банках перемешена.
– Ребята, вы когда-нибудь помогали маме перебирать крупу? (Ответы детей).
У всех этих зерен, есть один маленький секрет… Я хочу с вами поделиться…
Как вы думаете, что произойдет, если банку потрясти? (Ответы детей)
А хотите попробовать, и увидеть, что же получиться? (Ответы детей)
Вспоминаем правила безопасности! В уши, в нос нельзя совать мелкие предметы, они могут там они застрять, помните об этом!
– А теперь сделайте так: осторожно, но энергично, потрясите банку. Что вы видите? (Ответы детей)
Делаем вывод: более крупные плоды фасоли и гороха оказываются сверху.
– Переложите фасоль и горох в баночки (вовремя перекладывания обратите внимание на форму, размер, цвет).
– Как вы думаете, почему крупные плоды появились на поверхности?
Делаем вывод: Более мелкие крупинки гречи проваливаются между более крупными, плотно прилегают друг к другу. Фасоль и горох выталкиваются на поверхность.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Пополнение опытно – экспериментального уголка.
2. Консультация для родителей «Детское экспериментирование».
3. Рекомендовать родителям во время прогулок проводить наблюдение за интересными объектами, явлениями в природе. Ставить вопросы и вместе искать на них ответы, делать выводы. Давать детям больше самостоятельности в своих суждениях.
4. Проведение совместного мероприятия с родителями «Путешествие в мир экспериментов»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и не живой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей.
В ходе экспериментирования и выполнения различных опытов расширились представления о физических свойствах окружающего мира (свойства веществ, виды физических явлений); у детей появился интерес к исследованию неживой природы, появилось стремление к получению новых знаний. Развивается умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками (наличие общей цели, задачи).
В группе создан уголок по экспериментированию, где дети самостоятельно могут брать те или иные предметы для игр – экспериментов. Сформирована картотека игр – экспериментов.
Таким образом, детское экспериментирование, как метод в педагогической практике, является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
ПЕРСПЕКТИВЫ
В будущем планируется продолжать заниматься опытно – экспериментальной деятельностью в группе раннего возраста по следующим направлениям:
1. Непосредственная работа с детьми;
2. Пополнение уголка опытно – экспериментальной деятельности;
3. Пополнение картотеки игр – экспериментов и методической литературы;
4. Привлечение и активное участие родителей в проектах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Т. И. Гризик, Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека. – М: «Просвещение», 2015 г., 208 с.
2. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова, Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет. – М: «Учитель», 2019 г., 333с.
3. Л. В. Рыжова, Методика детского экспериментирования. – СПб: «Детство – Пресс», 2017, 208 с.