Ирина Ткаченко
Мастер-класс «Экспериментирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию творческих способностей посредством экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
• Повысить профессиональное мастерство педагогов.
• Расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс „Экспериментирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» август 2019
• Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
• Рефлексия собственного профессионального мастерства по теме мастер - класса.
Разминка «Устами младенца»
• Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по - разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).
• Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ)
• Она делает большими предметы, у неё есть стекло с пузырьками и ручка.
Всё маленькое становится большим и даже точки и звёзды, если смотреть в неё. (ЛУПА)
• Мы с удовольствием отдыхаем в ней.
Без неё всё становится грязным и некрасивым.
Без неё не могут жить животные и растения. (ВОДА)
Общие сведения по теме самообразования
Актуальность. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе развития, так как оно развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через экспериментально — исследовательскую деятельность. ФГОС ДО предъявляет высокие требования к созданию условий развития ребенка, открывающих возможности для личной инициативы и формированию творческих способностей, и определяет познавательно — исследовательскую деятельность как сквозной механизм развития ребёнка. Поэтому, развитие творческих способностей, в том числе зависит от экспериментирования и является актуальным в образовательном процессе
В данном направлении работали следующие исследователи: Л. С. Выготский, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, А. И. Савенков и другие. В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков обобщил свой педагогический опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования и пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Как метод обучения, экспериментирование предлагали в своих работах такие известные педагоги, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.
Теоретические аспекты в организации экспериментирования с различными материалами дают основание сделать вывод о том, что такие формы работы являются неотъемлемой частью развития творческих способностей и познавательного интереса ребёнка. В настоящее время детское экспериментирование и его практическое применение, широко отражено в работах О. В. Дыбиной и А. И. Савенкова.
Цель: Создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы творческого развития.
Задачи:
- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду оборудованием для экспериментирования, дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями, обеспечивающими развитию творческих способностей детей;
- подобрать и изготовить картотеки опытов и экспериментов с материалами, которые можно использовать в изобразительной деятельности пользуясь нетрадиционными техниками рисования с описанием их проведения;
- способствовать развитию творческого воображения, умения и навыков старших дошкольников посредством экспериментирования с различными материалами;
- развивать компетентность родителей в вопросах развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.
Слайды о проделанной работе с детьми.
В группе создан центр экспериментирования и творческого развития, где воспитанникам предоставляется свобода выбора для исследовательской и творческой деятельности. С помощью родителей в группе создана мини-лабораторию, оснащённая всеми необходимыми материалами и оборудованием для проведения детских опытов и экспериментов. Здесь: приборы-помощники (увеличительные стёкла, весы, песочные часы, магниты, микроскоп); природный материал (камушки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена, спил и листья деревьев, птичьи перья); бросовый материал, медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, шприцы (без игл, резиновые груши); измерительный материал (метр, линейка, мерные стаканчики, условные мерки, безмены, весы).
Детское экспериментирование позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения, а в итоге создавать творческую личность.
Практическая часть.
Получение нового цвета.
Во время этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух цветов: желтого и синего.
Для этого понадобится:
Три стакана, пищевые красители, две салфетки
Возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий (пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями. Теперь возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй - в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.
«Хроматография цвета»
Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли? Попробуем разложить цвета на составляющие.
Для этого нам понадобится: салфетка, фломастеры, стакан с водой
В двух сантиметрах от края рисуем фломастером полоску. Опускаем край салфетки на 1 см в воду чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Бумагу достаем и подвешиваем вертикально.
Объяснение:
Вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но разные частицы краски двигаются с различной скоростью, и поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, мы можем узнать, с помощью каких цветов получен конкретный оттенок. Этот метод называется хроматографией и широко используется в промышленности и научных лабораториях для разложения веществ на составляющие. Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, можно посмотреть из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета. Хочу отметить, что фломастеры разных производителей могут вести себя по-разному, и могут получиться различные цвета. Из нашего простого опыта можно увидеть, что черный — это не просто черный, а смешение различных цветов.
«Хроматография на ткани»
С помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани.
Для опыты нужно: стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки.
На стакан положите ткань, закрепите ее резиночками. Нарисуйте узоры из точек разноцветными фломастерами. В центр рисунка капните несколько капель воды из шприца, можно из пипетки. Наблюдаем, как цвета взрываются на наших глазах. Происходят замечательные превращения. Спустя несколько минут можно снять и просушить ткань. Любуемся и наслаждаемся результатом.
«Радуга»
Оборудование: салфетки (обычные сухие и влажные) — лучше брать белые, простой карандаш, линейку, ножницы, фломастеры цветов радуги, стакан с водой.
Сначала нарезаем салфетки полосками 3-4 см шириной. От края полоски отступаем 4-5 см, и фломастерами рисуем небольшие точки (или полоски, располагая цвета друг за другом как на радуге. Теперь полоску салфетки погружаем в стакан с водой вниз точками, так, чтобы точки воды не касались.
И наблюдаем, что получается. Радуга поднимается по салфетке вверх!
Вывод: Бумага, также как и растения имеет волокнистое строение. И вот по этим волокнам (капиллярам растения) вода поднимается вверх. Чем тоньше волокно, тем выше и быстрее поднимается вода.
Рефлексия по результатам совместной деятельности.
Уважаемые коллеги! Прошу Вас высказать свое мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня мастер – класса.
1. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками?
2. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса?
3. Полезна ли была вам информация мастер – класса?