Папки-передвижки

Мастер-класс «Экспериментирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Ирина Ткаченко
Мастер-класс «Экспериментирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию творческих способностей посредством экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

• Повысить профессиональное мастерство педагогов.

• Расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.

Публикация «Мастер-класс „Экспериментирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

• Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

• Рефлексия собственного профессионального мастерства по теме мастер - класса.

Разминка «Устами младенца»

• Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по - разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).

• Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ)

• Она делает большими предметы, у неё есть стекло с пузырьками и ручка.

Всё маленькое становится большим и даже точки и звёзды, если смотреть в неё. (ЛУПА)

• Мы с удовольствием отдыхаем в ней.

Без неё всё становится грязным и некрасивым.

Без неё не могут жить животные и растения. (ВОДА)

Общие сведения по теме самообразования

Актуальность. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе развития, так как оно развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через экспериментально — исследовательскую деятельность. ФГОС ДО предъявляет высокие требования к созданию условий развития ребенка, открывающих возможности для личной инициативы и формированию творческих способностей, и определяет познавательно — исследовательскую деятельность как сквозной механизм развития ребёнка. Поэтому, развитие творческих способностей, в том числе зависит от экспериментирования и является актуальным в образовательном процессе

В данном направлении работали следующие исследователи: Л. С. Выготский, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, А. И. Савенков и другие. В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков обобщил свой педагогический опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования и пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Как метод обучения, экспериментирование предлагали в своих работах такие известные педагоги, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.

Теоретические аспекты в организации экспериментирования с различными материалами дают основание сделать вывод о том, что такие формы работы являются неотъемлемой частью развития творческих способностей и познавательного интереса ребёнка. В настоящее время детское экспериментирование и его практическое применение, широко отражено в работах О. В. Дыбиной и А. И. Савенкова.

Цель: Создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы творческого развития.

Задачи:

- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

- обогатить развивающую предметно-пространственную среду оборудованием для экспериментирования, дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями, обеспечивающими развитию творческих способностей детей;

- подобрать и изготовить картотеки опытов и экспериментов с материалами, которые можно использовать в изобразительной деятельности пользуясь нетрадиционными техниками рисования с описанием их проведения;

- способствовать развитию творческого воображения, умения и навыков старших дошкольников посредством экспериментирования с различными материалами;

- развивать компетентность родителей в вопросах развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование.

Слайды о проделанной работе с детьми.

В группе создан центр экспериментирования и творческого развития, где воспитанникам предоставляется свобода выбора для исследовательской и творческой деятельности. С помощью родителей в группе создана мини-лабораторию, оснащённая всеми необходимыми материалами и оборудованием для проведения детских опытов и экспериментов. Здесь: приборы-помощники (увеличительные стёкла, весы, песочные часы, магниты, микроскоп); природный материал (камушки, глина, песок, ракушки, шишки, мох, семена, спил и листья деревьев, птичьи перья); бросовый материал, медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, шприцы (без игл, резиновые груши); измерительный материал (метр, линейка, мерные стаканчики, условные мерки, безмены, весы).

Детское экспериментирование позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения, а в итоге создавать творческую личность.

Практическая часть.

Получение нового цвета.

Во время этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух цветов: желтого и синего.

Для этого понадобится:

Три стакана, пищевые красители, две салфетки

Возьмите три стакана: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий (пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями. Теперь возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй - в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.

«Хроматография цвета»

Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли? Попробуем разложить цвета на составляющие.

Для этого нам понадобится: салфетка, фломастеры, стакан с водой

В двух сантиметрах от края рисуем фломастером полоску. Опускаем край салфетки на 1 см в воду чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Бумагу достаем и подвешиваем вертикально.

Объяснение:

Вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но разные частицы краски двигаются с различной скоростью, и поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, мы можем узнать, с помощью каких цветов получен конкретный оттенок. Этот метод называется хроматографией и широко используется в промышленности и научных лабораториях для разложения веществ на составляющие. Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, можно посмотреть из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета. Хочу отметить, что фломастеры разных производителей могут вести себя по-разному, и могут получиться различные цвета. Из нашего простого опыта можно увидеть, что черный — это не просто черный, а смешение различных цветов.

«Хроматография на ткани»

С помощью фломастеров легко и весело можно создать уникальные и удивительные узоры на ткани.

Для опыты нужно: стакан, шприц с водой, фломастеры, кусочки белой ткани, резиночки.

На стакан положите ткань, закрепите ее резиночками. Нарисуйте узоры из точек разноцветными фломастерами. В центр рисунка капните несколько капель воды из шприца, можно из пипетки. Наблюдаем, как цвета взрываются на наших глазах. Происходят замечательные превращения. Спустя несколько минут можно снять и просушить ткань. Любуемся и наслаждаемся результатом.

«Радуга»

Оборудование: салфетки (обычные сухие и влажные) — лучше брать белые, простой карандаш, линейку, ножницы, фломастеры цветов радуги, стакан с водой.

Сначала нарезаем салфетки полосками 3-4 см шириной. От края полоски отступаем 4-5 см, и фломастерами рисуем небольшие точки (или полоски, располагая цвета друг за другом как на радуге. Теперь полоску салфетки погружаем в стакан с водой вниз точками, так, чтобы точки воды не касались.

И наблюдаем, что получается. Радуга поднимается по салфетке вверх!

Вывод: Бумага, также как и растения имеет волокнистое строение. И вот по этим волокнам (капиллярам растения) вода поднимается вверх. Чем тоньше волокно, тем выше и быстрее поднимается вода.

Рефлексия по результатам совместной деятельности.

Уважаемые коллеги! Прошу Вас высказать свое мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня мастер – класса.

1. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками?

2. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса?

3. Полезна ли была вам информация мастер – класса?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Бумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возрастаБумагопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Дошкольный возраст – благоприятный.

Личностно-ориентированная технология как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста по ФГОС Аннотация: Доклад раскрывает сущность использования нетрадиционных техник при обучении дошкольников творчеству, мастерству и развитию одаренности.

Музыкально-ритмическая, танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возрастаМузыкально-ритмическая, танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Каждый ребёнок в потенции творец всяких, в том числе и эстетических, ценностей: строя домики, он проявляет своё архитектурное творчество,.

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс «Экспериментирование как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста». Цель: Повысить уровень знаний.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей» «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей» В истории педагогики проблема творчества всегда была.

Мастер-класс «Фоамиран как средство творческих способностей детей дошкольного возраста» Мастер класс «Фоамиран, как средство развития творческих способностей, детей дошкольного возраста» Актуальность темы: Занятие декоративно.

Мастер-класс «Фольклор как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей. Задачи:.

Мастер-класс «Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития творческих способностей детей»Мастер-класс «Нетрадиционные техники работы с бумагой как средство развития творческих способностей детей» Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста – задача родителей и педагогов. Творческие способности детей-дошкольников.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития художественно-творческих способностей у детей старшего возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Артамонова Татьяна Васильевна. Сегодня я хочу представить опыт работы по теме: «Пластилинография.

Экспериментирование как средство развития экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ Экологическое воспитание на сегодняшний день не является основным направлением развития детей дошкольного возраста, однако оно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Экспериментирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 августа 2019 в 17:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Экспериментирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ткаченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД