елена иванова
Экологическое воспитание дошкольников в период самоизоляции
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ
Новая коронавирусная инфекция COVID-19 была обнаружена в китайском городе Ухане в конце декабря 2019 года. Несмотря на активные действия властей КНР, вирус стал быстро распространяться по миру, и уже 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о возникновении медицинской чрезвычайной ситуации международного масштаба. Мир охватила пандемия. В переводе с древнегреческого «пандемия» означает «весь народ». COVID-19, заполонивший больше ста стран мира, соответствует этому понятию на 100 процентов.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников в период самоизоляции» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сидим дома с пользой!
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Изменения в работе дошкольных учреждений в период мероприятий по профилактике и нераспространению коронавируса коснулись детских образовательных учреждений во всем мире. В Российской Федерации дистанционное обучение в детских садах ранее не практиковалось. В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования. Главные цели дистанционного обучения детей – предоставить ребенку возможности получить образование на дому. Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов по всем образовательным областям. Хотим остановиться на особенностях экологического воспитания. Задачи экологического воспитания заключаются в следующем: развивать познавательный интерес к природе, психические процессы, логическое мышление, познавательно-исследовательскую деятельность, формировать представления о системном строении природы, воспитывать осознанное бережное отношение к ней. Мы использовали возможности дистанционного обучения, посредством информационных коммуникационных сетей, а именно сети интернет. В дистанционном режиме, используя сайт детского сада, предоставляли родителям рекомендации, дидактический материал, давали ссылки на видео и развивающие мультфильмы, прослушивание музыки, презентации, наглядный материал, предлагали разнообразные игры с подробным описанием.
Каждый день мы рекомендовали родителям проводить совместные прогулки с детьми с целью наблюдения за явлениями природы, живыми объектами. Период самоизоляции у нас возник весной, поэтому остановимся на весенних наблюдениях. Родителям во время прогулки советовали проводить наблюдения и опыты:
- Наблюдение за снегом: снег бывает мокрым, иногда идет дождь. Появляются ручейки, проталины. Утром они покрыты льдом, а к концу прогулки тают. (Спросить детей, почему лед тает.)
- Опыт: запустить в ручей кораблик. Понаблюдать, как он намокнет. (Спросить детей, почему кораблик намокает)
- Наблюдение за солнцем – солнце яркое, теплое, много солнечных дней. Познакомить со свойствами солнечных лучей высушивать все вокруг.
- Опыт: намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет.
- Ежедневные наблюдения за облаками. Предложить придумать, на что похожи облака. Познакомить детей с грозой. Рассказать, что такое гроза, молния.
- Наблюдения в живой природе: на деревьях лопнули почки, появились бутоны. Наблюдения за цветением деревьев: черемухой, вишней. Рассмотреть первые цветы – мать-и-мачеху, подснежник, одуванчик.
- Обратить внимание на появление насекомых (задать детям вопрос – откуда они появились). Рассмотреть майского жука, бабочку.
- Рассказать детям о возвращении перелетных птиц. По возможности понаблюдать за грачами или скворцами, как птицы купаются в лужах. Советовали использовать экологические игры : «Найди дерево по описанию», «Через ручеек», «Кто быстрее найдет березу, ель, дуб».
Высылали родителям конспекты бесед с детьми. Беседы помогают детям правильно строить свои отношения с природой, по-новому взглянуть на знакомые явления, добиться больших успехов в освоении знаний о природе. Во время бесед мы предлагали использовать дидактические игры, физкультминутки. Приведем фрагмент беседы о весенних заботах птиц.
- Побеседуйте с детьми о том, как меняется жизнь птиц весной, попытайтесь установить связь между прилетом птиц и наличием корма, познакомьте детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда.
Итак, наступила весна, растаял снег, появились первые насекомые, птицы возвращаются к нам с юга. Птицы прилетают на родину к тому сроку, когда уже наблюдается в природе развитие необходимых для их жизни условий: привычной пищи и укрытий. У нас первыми в середине марта появляются грачи, а последними в конце мая – стрижи. Птицы, поздно прилетающие, как правило, рано и улетают.
Дидактическая игра «Назови птенца»
Грач — грачонок — грачата, аист — аистёнок — аистята;
стриж — стриженок — стрижата, кукушка — кукушонок — кукушата;
скворец — скворчонок — скворчата и т. д.
Физкультминутка «Цапля»
Цапля серая носатая (руки к носу)
Целый день стоит, как статуя (руки на пояс, лопатки свести)
На одной ноге постой-ка, (руки на поясе поднимаем левую ножку)
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой, (руки на поясе, поднимаем правую ножку)
Если ты солдатик бравый.
Цапля серая носатая, (на двух ножках, руки к носу)
Целый день стоит, как статуя. (руки на пояс).
В данный период предлагали беседы на темы: «Весна-красна», «Первоцветы», «О чем поют весной птицы?», «Насекомые и цветы созданы друг для друга», «Мамы и их малыши» (появление детенышей у диких животных).
Советовали родителям привлекать детей для ухода за комнатными растениями (самостоятельная поливка, протирание листьев, рыхление земли, опрыскивание).
Так же дети посетили виртуальный зоопарк для расширения знания детей о диких животных, зоопарке, обогащения словаря по данной теме. Свое отношение к животным мы предложили выразить через рисунки, из которых потом устроили выставку.
Предложили детям вместе с родителями посмотреть мультипликационный фильм «Эколята – молодые защитники природы». Фильм не оставил детей равнодушными, все захотели стать героями – друзьями и защитниками природы. ИКТ привлекают внимание детей, что способствует повышению интереса к изучаемому материалу. Высокая заинтересованность способствует лучшему восприятию и усвоению материала. Видеофрагменты позволяют показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывают затруднения (рост цветка).
Мы не обошли стороной и экологические праздники. Высылали информацию о них и ссылки с подробным описанием (Международный день птиц, День экологических знаний, День подснежника, Всемирный день Земли, Всемирный день черепахи, Весенняя декада наблюдений птиц). Продолжали участвовать в конкурсах. Дети приняли участие в конкурсе «Каждому скворцу – по дворцу», который был организован лесничеством. С огромным интересом был воспринят конкурс «Сад-огород дома на окне». Благодаря стараниям родителей появились чудо-огородики на окне.
Во время пандемии мы не прекратили образовательный процесс, всячески поддерживали родителей, предоставляли им нужную информацию, агитировали на участие в конкурсах и были постоянно на связи.
Литература:
1. Аксёнова З. Ф. Войди в природу другом – Москва: ТЦ Сфера, 2008.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
4. Детский сад будущего – галерея творческих проектов. № 03 (76) апрель 2021/Дошкольное воспитание :инновационные проекты, методика проведения, новые идеи. – Журнал для руководителей, специалистов и педагогов ДОУ.
5. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве : Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. - М. : Новая школа, 1995.