Уварова Елена
Инклюзивное образование: преимущества и недостатки, особенности и рекомендации
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «инклюзивное образование» происходит от французского слова inclusif, что означает «включает в себя». Это означает совместное обучение людей с особыми потребностями и условно здоровых людей. В этом случае процесс обучения организован таким образом, чтобы люди с различными особенностями, такими как интеллектуальные, физические или психические, могли получать знания и навыки вместе со своими сверстниками, не имеющими особых потребностей.
Инклюзивное образование имеет свои преимущества и недостатки. Важно, чтобы обстановка и инструменты были адаптированы к потребностям особых детей, а другие дети и воспитатели понимали и принимали индивидуальные потребности каждого ребёнка.
Темочки:
- Инклюзивное образование
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Темочки
В категорию людей с особыми потребностями входят люди с инвалидностью или заболеваниями, которые не считаются инвалидностью, но не позволяют им получать им дошкольное образование в обычном детском саду без специального оборудования. Например, дети с проблемами зрения должны быть обеспечены аудиоучебниками.
Принципы инклюзивного образования:
Обучение в общеобразовательной школе рассчитано на стандартный уровень интеллектуального и физического развития учеников. Те, кто не соответствует этим стандартам, вынуждены учиться в специализированных школах. Это приводит к тому, что люди с особыми потребностями оказываются изолированными и менее конкурентоспособными в будущем.
Хотя у инклюзивного образования есть недостатки, его преимущества очевидны: совместное обучение позволяет особенным детям получить школьный аттестат, а в будущем — овладеть профессией и интегрироваться в общество.
Принципы инклюзивного образования:
Ценность каждого человека, независимо от способностей и физических возможностей.
Построение качественных отношений между ребёнком с особыми потребностями, воспитателями и другими детьми помогает получить качественное образование.
Совместное обучение открывает путь к толерантному обществу, где люди с особыми потребностями имеют равные права с другими людьми.
Преимущества инклюзивного образования:
Взаимодействие с широким кругом людей, включая тех, кто не имеет ограничений по здоровью. До появления инклюзивного образования у людей с особыми потребностями не было возможности общаться с другими людьми. У большинства людей с отклонениями круг общения был ограничен ближайшими родственниками и другими посетителями центров реабилитации.
Возможность интеграции в общество наравне с другими детьми. Люди с особыми потребностями могут посещать культурные мероприятия, такие как выставки, музеи и театральные представления. Однако для них должна быть создана «безбарьерная среда», адаптированная к их потребностям.
Получение коррекционной, психологической и социальной поддержки в процессе обучения и дальнейшей жизни. Такую поддержку предоставляют специально обученные воспитатели и учителя.
Развитие навыков коммуникации и социализации. Взаимодействие с обществом происходит с помощью тьютора — посредника между человеком с особыми потребностями и другими людьми. На всех этапах обучения особенного ребенка сопровождает тьютор.
Недостатки инклюзивного образования:
Взвешивая все «за» и «против» инклюзивного обучения, необходимо учитывать и недостатки такого типа образования. К минусам относятся:
Отсутствие квалифицированного персонала — воспитателей, учителей, психологов, дефектологов и логопедов, обученных для работы с детьми с особыми потребностями.
Частое снисходительное отношение преподавательского состава к ученикам с особыми потребностями, что приводит к необъективной оценке их знаний.
Несоответствие общегосударственного учебного плана потребностям некоторых учеников, что не позволяет им продолжать обучение с определённого этапа.
Недостаток информации у родителей детей, нуждающихся в инклюзивном образовании. В результате дети получают только среднее образование и не имеют возможности продолжить обучение.
Необходимость повышения качества как инклюзивного, так и обычного дошкольного образования.